Все рубрики
В Омске пятница, 13 Декабря
В Омске:
Пробки: 4 балла
Курсы ЦБ: $ 103,9500    € 110,4804

Александр ГРАСС, независимый журналист, Омский правовый портал – www.omsk-pravo.ru «Юриста Никиту УТОЧЕНКО обвиняют в участии в афере с поддельными векселями»

22 августа 2013 12:42
0
5678

Арбитражный управляющий Никита УТОЧЕНКО уже давненько трудится над активами и пассивами обанкротившихся предприятий и организаций, успешно выкручиваясь из самых, казалось бы, безвыходных ситуаций. И что характерно, уголовные дела против него либо не возбуждаются вообще, либо каким-то чудесным образом вдруг прекращаются на самых дальних подступах к скамье правосудия. Тем не менее рискнем рассказать об одном удивительном деле, в котором оказался замешан Никита УТОЧЕНКО: оппоненты обвиняют известного в Омске арбитражного управляющего ни много ни мало в участии в афере с поддельными векселями ООО УК «Инвестсервис» на сумму 10,8 млн рублей. Заявление о возбуждении уголовного дела в отношении УТОЧЕНКО по статье 186 УК РФ (изготовление, хранение, перевозка или сбыт поддельных денег или ценных бумаг) подано еще в августе прошлого года, однако омские правоохранительные органы уже шесть раз (!) выносили постановления об отказе.

Хроника судебных событий

Предметом преступления, на котором настаивают заявители, стали четыре векселя на сумму 10,8 млн рублей, эмитентом которых является ООО «УК Инвестсервис». Хронологически события развивались так. В 2008 году ООО «УК «Инвестсервис» выкупает у ОАО «Омсктрансстрой» за 10,8 млн рублей железнодорожный тупик на улице Барабинской и демонтирует рельсы со шпалами. В 2009 году ОАО «Омсктрансстрой» приобретает у ООО «Симплекс» 4 простых векселя на сумму 10,8 млн рублей, выпущенных ООО «УК Инвестсервис», и предъявляет их к оплате. Но поскольку денег у эмитента нет, то стороны договариваются о том, чтобы ООО «УК Инвестсервис» восстановило железнодорожный тупик и передало его ОАО «Омсктрансстрой» в счет оплаты по векселям. Но в 2010 году ООО «УК «Инвестсервис» признается банкротом, его конкурсным управляющим суд утверждает Никиту УТОЧЕНКО.

В октябре 2011 года УТОЧЕНКО подает заявление в Арбитражный суд Омской области о признании недействительной сделки по передаче 4 векселей на сумму 10, 8 рублей от ООО «УК Инвестсервис» к ООО «Омское купеческое товарищество» (первому векселедержателю). 2 декабря 2011 года по ходатайству УТОЧЕНКО в процесс в качестве третьего лица включается некто БОРИСЕНКО К.А., который, как утверждает в своем ходатайстве УТОЧЕНКО, предъявил один из векселей на сумму 5 миллионов рублей. По уверению УТОЧЕНКО, он проверял обратную сторону векселя, проверил и непрерывный ряд индоссаментов.

28 ноября 2011 года УТОЧЕНКО подает в Омский арбитражный суд заявление о признании недействительной сделки по передаче 4 векселей на сумму 10,8 млн рублей от ОАО «Омсктрансстрой» к «УК Инвестсервис» в счет оплаты по возврату железнодорожных путей. В качестве доказательства прикладывает четыре заверенные собой копии векселей с одной стороны.
31 мая 2012 года на заседании апелляционной инстанции УТОЧЕНКО заявляет, что в ближайшее время четыре векселя (копии которых, напомним, он приложил к заявлению в суд) будут предъявлены к оплате (в судебных процессах ведется аудиозапись и этот факт можно легко проверить).

8 июня 2012 года УТОЧЕНКО и некий ЩЕЛКИН А.С. подписывают акт приема-передачи четырех векселей на сумму 10,8 млн рублей (по словам УТОЧЕНКО, оригиналы векселей). 8 июня 2012 года ЩЕЛКИН подает заявление о включении его в реестр кредиторов ООО «УК Инвестсервис». В качестве доказательства заявитель прикладывает заверенные копии векселей и копию акта приема-передачи. 25 июня в судебном заседании по своему иску о признании недействительной сделки по передаче четырех векселей на сумму 10,8 млн рублей от ОАО «Омсктрансстрой» к «УК Инвестсервис» УТОЧЕНКО предъявляет в качестве доказательства оригиналы и векселей, и акта приема-передачи.

А уже 2 июля ОАО «Омсктрансстрой» заявляет в судебном заседании, что векселя, предъявленные конкурсным управляющим Никитой УТОЧЕНКО, являются подделками, поскольку настоящими векселями ООО «УК Инвестсервис», имеющими точно такие же реквизиты, владеет ОАО «Омсктрансстрой».

Фальшивки

После заявления ОАО «Омсктрансстрой» о поддельных векселях от использования «оригиналов» векселей в качестве доказательства УТОЧЕНКО отказывается. И поясняет по поводу появления этих «оригиналов» следующее: ЩЕЛКИНА не видел, не знает, с ним ранее по телефону не связывался. Больше никто из его сотрудников ни самого ЩЕЛКИНА, ни его представителя не видел. На законный вопрос, откуда он в таком случае еще 31 мая знал, что 8 июня векселя будут предъявлены к оплате, отвечать отказывается.

Субъективная сторона преступления, предусмотренного статьей 186 УК РФ, выражается в прямом умысле. Преступление считается законченным после того, как ценные бумаги (в нашем случае — вексели) предъявлены к оплате. Поддельные вексели были предъявлены в рамках арбитражного процесса, то есть факт сбыта установлен. Кто изготовил эти фальшивые ценные бумаги, по всей видимости, установить уже не удастся, а вот определить, кто сбывал — вполне можно. Причем сбыт, напомню, – это не менее серьезная фаза преступления, чем изготовление. Именно поэтому законодатель не разделил, а объединил эти два процесса в одной статье УК РФ.

Свой среди «чужих»…

Как выяснилось после проведения первой почерковедческой экспертизы, подписи на лицевой стороне векселей (одного человека) поддельные, подписи на обратной стороне (двух человек, один из которых БОРИСЕНКО) также являются поддельными. Другая почерковедческая экспертиза установила, что подписи ЩЕЛКИНА под актом приема-передачи векселей и под заявлением в суд о включении в реестр кредиторов также являются поддельными. Единственный человек, чьи подписи были неподдельными и на векселях, и на акте приема-передачи — это конкурсный управляющий ООО «УК Инвестсервис» Никита УТОЧЕНКО. И суду предъявлялись в качестве доказательства по делу фальшивые векселя тоже Никитой УТОЧЕНКО. Сначала копии, потом — оригиналы. Исходя из фактов, только УТОЧЕНКО и держал в руках оригиналы векселей. Все остальные подписанты — какие-то фантомы.

Ничего не помню…

Как же все случившееся выглядит с точки зрения Никиты УТОЧЕНКО? Если кратко, то объяснения арбитражного управляющего правоохранительным органам можно сформулировать и описать одним предложением: ничего не помню, ничего не видел и не слышал, ничего никому не скажу. И новый конкурсный управляющий ООО «УК Инвестсервис» Евгений ЛЕВЧЕНКО, в июне 2013 года сменивший на этом посту Никиту УТОЧЕНКО, тоже заявляет правоохранительным органам, что никакого ЩЕЛКИНА не знает. И что совершенно согласен с судом, отклонившим требования владельца фальшивых векселей о включении в реестр конкурсных кредиторов.

По информации из самого свежего постановления об отказе в возбуждении уголовного дела, подписанного 1 августа 2013 года оперуполномоченным ОЭБ и ПК полиции УМВД России по Омской области ЦАРЕВЫМ, к ничего не подозревающему Никите УТОЧЕНКО обратился некий неизвестный гражданин, который представлял в тот момент интересы некоего ЩЕЛКИНА А.С., о котором УТОЧЕНКО раньше тоже совершенно ничего не было известно, и передал оригиналы тех самых 4 векселей на сумму 10,8 млн рублей с уже подписанным ЩЕЛКИНЫМ актом приема-передачи. УТОЧЕНКО как честный конкурсный управляющий просто обязан был эти вексели принять, а суд — внести ЩЕЛКИНА в реестр конкурсных кредиторов. Правда, с тех пор этого таинственного представителя никто не видел (ни сам УТОЧЕНКО, ни его сотрудники). И даже описать его внешность УТОЧЕНКО затруднился.

Никого не видел…

Аналогичная история вышла с БОРИСЕНКО. По словам УТОЧЕНКО, он никогда его не видел и ничего ему про БОРИСЕНКО не известно. Вексель прислали то ли по почте, то ли принесли в офис ООО «УК Инвестсервис». Кто именно принес — непонятно. Какой-то человек, внешность которого никто не запомнил и описать не может. А вскоре после выявления фальшивых векселей УТОЧЕНКО и сам стал заявлять, вроде как, «с самого начала подозревал, что векселя поддельные» и — «стал жертвой обмана».

Впрочем объяснения УТОЧЕНКО звучат вяло и критики не выдерживают. Заявлять, что юрист, уже давно работающий арбитражным управляющим, верит на слово человеку, который ему подсовывает поддельные вексели, не принимает никаких мер по проверке этих векселей и не сразу отказывается от использования копий векселей в качестве доказательств по делу даже после того, как почерковедческая экспертиза уже установила, что они поддельные, это просто смешно.

Никому ничего не скажу…

Странно выглядят и заверения УТОЧЕНКО о том, что он не знал о существовании БОРИСЕНКО и ЩЕЛКИНА. Когда в сентябре — октябре 2012 года ЩЕЛКИН и БОРИСЕНКО подавали кассационные жалобы в ФАС Западно-Сибирского округа, то доверенности на участие в судебных процессах они выдали некоему Станиславу СКРЯГИНУ. Ранее этот СКРЯГИН имел доверенность от УТОЧЕНКО. Значит ли это, что эти люди, как минимум, хорошо знакомы? Вне всяких сомнений. Так почему бы УТОЧЕНКО не расспросить своего помощника, кто такие эти ЩЕЛКИН и БОРИСЕНКО и какое отношение они имеют к векселям?

Однако ни в чем не повинный УТОЧЕНКО, ставший заложником обстоятельств, вовсе не спешит с расспросами и не торопится помочь правоохранительным органам найти настоящих злоумышленников. Вот и в очередной раз истекли процессуальные сроки, а СКРЯГИНА, ЩЕЛКИНА и БОРИСЕНКО, как уверяет лейтенант полиции ЦАРЕВ, оперуполномоченный ОБЭП по Октябрьскому округу, опросить «не представилось возможным». Соответственно, «не представляется возможным» сделать вывод и о наличии в их действиях состава преступления. И поэтому лейтенант ЦАРЕВ в очередной раз ходатайствует перед прокурором округа об отмене своего же постановления об отказе в возбуждении уголовного дела, дабы «продолжить мероприятия по проверке заявления о преступлении».

Ну что ж, бумага, как говорится, все стерпит. А время идет. На конвейере у конкурсного управляющего Никиты УТОЧЕНКО новые предприятия, ждущие… «оздоровления».
 

Комментарии
Комментариев нет.

Ваш комментарий


Наверх
Наверх
Сообщение об ошибке
Вы можете сообщить администрации газеты «Коммерческие вести»
об ошибках и неточностях на сайте.