В субботу, 17 августа, теплоход «Полесье-8», шедший на полной скорости по Иртышу, столкнулся с баржей, в результате чего 6 человек погибло. В крови капитана было найдено 1 промилле алкоголя. Владельцы затонувшего корабля ОАО «Омский речной порт» комментировать ситуацию отказались.
Свое мнение о произошедшем на «Полесье-8» высказала корреспонденту «КВ» Георгию ГОРШКОВУ заместитель директора ООО «Евразия-Тур» Лариса САВОСТЬЯНОВА, более 10 лет являвшегося арендатором теплохода «Римский-Корсаков».
— Лариса Дмитриевна, что, на ваш взгляд, стало основной причиной трагедии на «Полесье-8»?
— Капитан теплохода «Полесье-8», у которого нашли алкоголь в крови, взял всю вину на себя. Это судно является высокоскоростным, и пьяные члены команды, тем более его капитан, не должны присутствовать на теплоходе. Сейчас скорее всего стрелочником сделают пьяного капитана. Но на проблему надо смотреть глубже. Где был врач, который должен проверять его и его команду перед рейсом? Оформлена ли была разрешительная документация на выпуск в рейс этого судна? Не было ли перегруза теплохода? Когда мы выполняли туристические рейсы на теплоходе «Римский-Корсаков», было жесткое требование в соответствии с речным регистром, что в плавание мы не отправляемся, пока вся команда не будет обследована, перед тем как заступить на вахту, каждый член команды получал допуск у судового врача. И за этим строго следил капитан. Потому что мы перевозим на борту людей – туристов. И они свои рейсы, кстати, тоже называли экскурсионными в Ачаирский монастырь, даже звучало название «паломнические рейсы». Еще много лет назад, когда была жива настоятельница Ачаирского монастыря матушка Вера, а митрополитом был владыка ФЕОДОСИЙ, то уже тогда поднимался вопрос о том, что этими рейсами в монастырь привозят пьяных посетителей. Владыка даже спрашивал меня: «Как можно на таком паломническом рейсе ставить бар со спиртным на борту теплохода?»
— Ассортимент в барах теплоходов кем-нибудь должен проверяться?
— Когда «Римский-Корсаков» отправлялся в Салехард, то транспортная прокуратура и другие контролирующие государственные организации проверяла у нас все, в том числе рестораны, бары. К нам могли зайти проверяющие на любой стоянке и спросить, чем мы торгуем, есть ли соответствующая лицензия. Как было на «Полесье-8», я не знаю. Но если был бы соответствующий контроль, этой трагедии скорее всего не случилось бы.
— На борту было больше 56 человек?
— 56 – это только число посадочных мест. Сколько на борту реально присутствовало человек, покажет проверка. Но я хочу заметить, что перегруз судна мог явиться одной из причин катастрофы.
— А сколько лет теплоходу «Полесье-8»?
— На Севере теплоходы «Полесье» появились в 1985 году и, я думаю, у нас тогда же. Для судна это небольшой возраст. Конечно же, при соответствующем техническом содержании. Все «Полесья» в перестроечное время, после разделения Обь-Иртышского речного пароходства, отошли к Омскому речному порту. Вы, представляете, что такое теплоход «Полесье»? Это такая капсула на воздушной подушке. Пьяных на ней держать опасно. Максимальная скорость 75 км/ч. Для сравнения: у «Римского-Корсакова» максимальная скорость всего 20 км/ч, но и при такой скорости наш капитан от штурвала практически не отходил. Пассажирам «Полесья-8» еще повезло, что теплоход зацепился за баржу. Если бы не зацепился, то эта капсула утонула бы вместе с людьми. А так они смогли выбраться на палубу и на баржу.