23 августа прошла пресс-конференция с кандидатами на должность омского бизнес-омбудсмена. Из пяти претендентов на этот пост присутствовали трое: управляющий Омским региональным фондом поддержки и развития малого предпринимательства Вячеслав ФЕДЮНИН, директор ООО «ПТК «Актив» Алексей ГРИЦЫК и председатель Омского регионального отделения «Опоры России» Владимир ВИНОГРАДОВ. Еще двое — директор департамента городской экономической политики администрации Омска Павел КРУЧИНСКИЙ и руководитель общественной приемной по защите прав предпринимателей при омском отделении «Деловой России» Дмитрий ШЕЙКО не смогли прийти из-за рабочей занятости.
Еще не родила
На встрече стало известно, что, хотя Закон Омской области «Об уполномоченном по защите прав предпринимателей в Омской области» еще не принят, его формирование близится к завершению.
? Закон уже прошел антикоррупционную экспертизу, а общественные организации высказали свои предложения. На прошлой неделе были даны конечные поправки, связанные с его редакцией, — рассказал Вячеслав ФЕДЮНИН.
Несмотря на то, что принятие регионального закона о введении должности бизнес-омбудсмена продиктовано федеральным законодательством, во многом его функционирование будет зависеть от субъекта. В настоящее время местный закон представляется Вячеславу ФЕДЮНИНУ не совсем полноценным — уполномоченному недостает функций для большей эффективности. Возможно, нормативный акт будет дополнен.
? Наша область — одна из немногих, которая еще не родила закон и не назначила омбудсмена. Такая вот история, — отметил Владимир ВИНОГРАДОВ.
? Не родила омбудсмена, — шутя поправил его Вячеслав ФЕДЮНИН.
Нужен — не нужен
Для кандидата на должность омбудсмена от «Опоры России» до сих пор остается открытым вопрос о целесообразности ее введения. Позже из рассуждений Владимира ВИНОГРАДОВА стало ясно, что омбудсмен, по его мнению, не нужен в нормальном государстве, а в условиях активно действующей в России коррупции он необходим.
? На мой взгляд, омбудсмен просто не нужен! — сказал сначала Владимир ВИНОГРАДОВ. — Получается, что мы хотим, чтобы появился человек, который будет защищать бизнес от тех, кто должен защищать бизнес. Ведь и управление сертификации, и СЭС были созданы для того, чтобы помогать бизнесу, а не наезжать на него, не переезжать его. А получается, что мы должны от них защищаться. Коррупция дошла до такой степени, что омбудсмен стал нужен, но только на какое-то время – чтобы снизить планку взяточничества, поборов, мзды, которые бизнес устал платить.
Отметив, что для регионального бюджета тяжеловато содержать целый аппарат нового чиновника, председатель регионального отделения «Опоры России» тут же сказал, что Омская область опозорится, если не примет региональный закон об омбудсмене, после того как он был утвержден на федеральном уровне. Вячеслав ФЕДЮНИН напомнил, что субъект все же вправе определиться, нужен ли ему омбудсмен.
Несмотря на подобные разговоры, все собравшиеся практически уверены, что принятию закона Омской области уже ничто не помешает.
Китай развивается, а мы дохнем
Владимир ВИНОГРАДОВ уверен, что омбудсмен должен в первую очередь биться за предпринимательство, а не следить за тем, насколько правильные законы принимаются Госдумой.
С ним не согласен Алексей ГРИЦЫК. Директор ПТК «Актив» выступил с очень личным монологом.
? Мне уже идет седьмой десяток, и я подумывал заканчивать заниматься бизнесом, передать его детям. Думал рыбалкой заняться. Относительно законопроекта, одно дело – местных жуликов и взяточников поправлять (это тоже важно, но второстепенно), но у нас есть и другие проблемы: как не было налоговых послаблений, так и нет, как не было кредитных линий, так и нет! Сегодня малый бизнес в моей строительной сфере – ну это просто караул! Хотя что там строительство — даже торговля у нас неприбыльная. Почему Китай развивается, а мы, натурально, дохнем? Мы не работаем на новые технологии, технику, оборудование, потому что для нас проблема — это на зарплату людям набрать. Нас ведь всех сделали ворами! Если кто-то сейчас скажет, что он не ворует – я в глаза ему посмеюсь. В смысле, ворует с налогами и тому подобное. Меня вот поймали недавно и наказали. Да, я это заслужил, но что делать? У меня не хватает людям на зарплату, — поделился Алексей ГРИЦЫК.
Кто такой омбудсмен?
Оказалось, кандидаты по-разному представляют себе специфику и масштаб деятельности омбудсмена.
Владимир ВИНОГРАДОВ: Работать на опережение можно лишь тогда, когда будут погашены очаги. Когда меня спрашивают, какие у меня планы, я отвечаю, что планы могут быть у милиции – сколько пьяных за рулем поймать. У омбудсмена могут быть только рамочные планы, но угадать, где и что произойдет, невозможно. Я не могу сказать человеку: «У меня не было в планах тебе помогать».
Вячеслав ФЕДЮНИН: Госслужащий заинтересован в том, чтобы перевести все пожары в русло системной работы. Существует порядок работы. Вы не сможете приезжать на каждый вызов. Причина проблем всегда таится в системе, и работать нужно с системой того или иного уровня: муниципального, регионального, федерального.
Алексей ГРИЦЫК: Я на эту должность смотрю двояко. Омбудсмен должен защищать не только конкретных предпринимателей, но и сами принципы предпринимательства. Аппарат уполномоченного – это полбеды. При омбудсмене нужно создавать какой-то совет из 10-20 предпринимателей, который будет аккумулировать все вопросы региона и федеральные проблемы, их разжевывать и в виде проектов законов или писем в правительство пробивать.
Сергей ВЫСОЦКИЙ, министр экономики Омской области: «Бизнес-омбудсменом должен стать человек, не являющийся частью какой-то группировки или команды»
Любой дополнительный инструмент, который позволит бизнесу чувствовать себя комфортно, будет востребован. Но другой вопрос, что мы не хотим получить еще одного человека, который просто будет принимать жалобы. Органы власти и так уже утопают в тоннах обращений и по поводу, и без повода.
У бизнес-омбудсмена должен быть соответствующий ресурс, чтобы влиять на процессы. Чтобы этим ресурсом его наделить, нужно нам всем согласиться, что это будет за ресурс. Это человек, который просто получит статус министра? Наверное, нет. Это человек, которого будут содержать за государственный счет? Тогда для каких целей? Значит, надо ему передать какие-то функции, раз власть с какими-то из них не справляется, но тогда надо понимать, что у этого человека должен быть инструментарий и аппарат. Он не может сидеть один в приемной, один в поле не воин.
На мой взгляд, эта представительская должность в регионе должна быть как дополнительное указание на недоработки власти. Но сегодня такие указания идут и из других источников. Думаю, на этом посту должен быть лидер всех, такая согласительная фигура, которая не является частью какой-то группировки или команды. Конечно, окончательное решение зависит от губернатора. Нельзя ведь иметь в команде человека, с которым ты не говоришь на одном языке. Излишняя оппозиционность лишь разбалансирует структуру. Все должны двигаться в одном векторе, и бизнес-омбудсмен должен быть не пятым колесом в телеге, а дополнительным маслом на все шестерни.