В суде показали видеозаписи — доказательства по уголовному делу замглавы администрации Советского округа
19 ноября в Первомайском районном суде Омска продолжилось рассмотрение уголовного дела, возбужденного в отношении бывшего замглавы администрации Советского округа Омска Валерия УСАТОВА. Органы предварительного расследования обвиняют его в совершении преступления, предусмотренного п. «в» ч. 5 ст. 290 УК РФ (получение должностным лицом взятки в крупном размере). Судебное разбирательство ведет судья Денис ПЕРШУКЕВИЧ. Сторону обвинения представляет прокуратура САО Омска. Сторону защиты - адвокаты Наталья РОМАНОВСКАЯ и Станислав РОДИОНЦЕВ.
Суть обвинения
Напомним, что, по версии следствия, в 2012 году Валерий УСАТОВ предложил своему знакомому предпринимателю — директору ООО «СтройПластОкно» Михаилу РЫБЧИНСКОМУ, планирующему расширить производство, посодействовать в приобретении земельных участков в поселке Береговом в черте города Омска — согласовать документы для организации строительства производственных и жилых помещений на этой территории. Кроме того, УСАТОВ, пользуясь своим служебным положением, предоставил РЫБЧИНСКОМУ за вознаграждение информацию, предназначенную только для служебного пользования — топографические карты с изображением коммуникаций поселка Берегового. За это муниципальный служащий, как утверждает следствие, попросил 500 тысяч рублей. 14 ноября бизнесмен передал УСАТОВУ 30 тысяч рублей, после чего сообщил в правоохранительные органы о незаконных требованиях обвиняемого. В следующий раз во время передачи 200 тысяч рублей 29 декабря 2012 года замглавы администрации округа был задержан в своем служебном кабинете. Сейчас УСАТОВ под подпиской о невыезде. Свою вину он признал в суде частично — не согласился с квалификацией деяния, которое ему вменяется следствием и прокуратурой.
Защита попыталась избавиться от прессы
В начале заседания защитники заявили ходатайство о том, чтобы видео и аудиозаписи, которые имеются в материалах дела, выполненные оперативниками, исследовались в закрытом заседании, то есть без присутствия прессы и иных слушателей. Адвокаты сослались на то, что часть записей якобы имеет отношение к личной жизни УСАТОВА. Судья попросил четко указать, какие именно записи они имеют в виду, однако защитники затруднились ответить. Прокурор высказал возражение — назвал ходатайство необоснованным, так как все записи в деле рассекречены и могут демонстрироваться в окрытом режиме. Тогда судья отложил рассмотрение ходатайства, добавив, что исследование начнет с видеозаписей, которые уж точно никак не касаются личной жизни подсудимого — это осмотр места происшествия (рабочего кабинета УСАТОВА сразу же после того, как РЫБЧИНСКИЙ передал ему деньги) и съемка скрытой камерой момента, когда РЫБЧИНСКИЙ пришел в кабинет к УСАТОВУ, чтобы передать ему деньги.
«Деньги куда дели?»
Осмотр места происшествия (служебного кабинета УСАТОВА) состоит из двух видеозаписей — обе от 29 декабря 2012 года. Первая запись сделана в 14 часов 51 минуту. Начинается она с того, что оперативники с понятыми входят в кабинет УСАТОВА. По внешнему виду УСАТОВА заметно, что он не ожидал такого визита и немного растерян. Оперативники тут же в лоб задали ему вопрос: «Имеются ли при вас какие-либо денежные средства?» УСАТОВ сначала молчал, а потом ответил: «Нет». Правоохранители посветили ему на ладони специальной лампой, однако следов от люминесцентного порошка, которым были обработаны денежные купюры, переданные в качестве взятки РЫБЧИНСКИМ, не было, то есть руки не светились. УСАТОВУ велели открывать все ящики в шкафах, столе, тумбочках, вытаскивать оттуда все вещи, документы и показывать понятым. Он открыл сейф, достал из него документы, вывалил на стол содержимое ящиков стола. В платяном шкафу показал кожаную куртку — вывернул пустые карманы. Открыл холодильник, морозильную камеру — там было пусто. Оперативники снова задали вопрос: «Деньги куда дели?» УСАТОВ: «Я их не брал».
Где обнаружили «денежный чай»?
Далее он еще какое-то время продолжает сам лично открывать тумбочки и шкафы и вываливать их содержимое на стол — все это снимается на камеру, за процессом следят понятые. Оперативники опять спрашивают про деньги, а УСАТОВ им в ответ: «Это провокация!» Вдруг в кадре на столе поверх кучи документов и прочих вещей откуда ни возьмись появляется коробка из-под пакетированного чая. Ее ставит на стол один из оперативников — камера почему-то не сняла то место, где он ее обнаружил и как он ее вытаскивал. Крышка коробки открыта, а внутри лежит пачка пятитысячных купюр. Опера спрашивают у УСАТОВА: «Что это?» УСАТОВ: «Я не знаю, это не мое». Опера: «Это денежные средства! Понятые, посмотрите сюда, давайте будем сверять купюры». Защитники отмечают странность того, что абсолютно все вещи в кабинете УСАТОВ сам лично вытаскивал и показывал, а вот коробку с деньгами почему-то обнаружили оперативники, да еще и непонятно, где именно и почему камера не зафиксировала этот важный момент.
Сумма обнаруженных денежных средств составила 200 тысяч рублей. Сотрудники полиции разложили на столе бумажные копии купюр, а поверх них — оригиналы. Все номера оригиналов купюр совпали с номерами копий, которые имелись у оперативников. УСАТОВ в очередной раз повторил, что деньги не его и что он не знает, откуда они взялись. Один из правоохранителей ответил, что у УСАТОВА есть право давать пояснения и замечания к протоколу, поэтому он сможет воспользоваться своим правом и написать, как все было, с его точки зрения. На этом первая видеозапись прервалась.
«Пропали 3 минуты записи!»
Вторая видеозапись сделана в тот же день, теми же лицами, на том же месте, в той же обстановке, на ту же камеру в 14 часов 54 минуты. Она оказалась очень короткой. В кадре стоит УСАТОВ в своем кабинете, а оперативники снова светят ему лампой на ладони — в этот раз пальцы вроде как светятся (из зрительного зала, где сидела обозреватель «КВ», этот момент был не очень четко виден, так как монитор, на котором показывалась запись, стоял далековато). На этом запись оборвалась. Адвокат РОДИОНЦЕВ обратил внимание суда на то, что запись велась оперативниками на одну видеокамеру, первая запись выполнена в 14 часов 51 минуту, а вторая — в 14 часов 54 минуты. Непонятно, куда же девались еще 3 минуты записи? Они почему-то отсутствуют. Адвокат утверждает, что вырезан как раз тот момент, когда оперативникам пришлось срочно идти за второй лампой более мощной, потому что первая не определила на руках УСАТОВА люминесцентный порошок. По словам защиты, пока один оперативник ходил за новой лампой, другой запачкал руки УСАТОВА порошком, ведь оперативники голыми руками пересчитывали обнаруженные купюры и сверяли их номера, поэтому их руки тоже были в порошке.
К гласности подошли формально
Еще две видеозаписи выполнены 29 декабря 2012 года скрытой камерой, которая была закреплена оперативниками на теле предпринимателя РЫБЧИНСКОГО. Первая запись начинается с того, как кто-то (человека не видно, но по смыслу догадываемся, что это РЫБЧИНСКИЙ) идет по коридору, а затем заходит в какой-то кабинет — в кадре мельком виден УСАТОВ, который стоит и что-то достает из шкафа, РЫБЧИНСКИЙ здоровается и садится на стул около письменного стола. Потом долгое время в кадре видно только стену с гербом и пустое кресло руководителя. Догадываемся, что УСАТОВ садится рядом с РЫБЧИНСКИМ, поэтому не попадает в кадр. Так как запись велась скрыто, слова РЫБЧИНСКОГО слышны громко и отчетливо, а вот что ему отвечал УСАТОВ, на протяжении всей записи слышно было не очень хорошо, по крайней мере, для тех, кто, как обозреватель «КВ», сидел в зрительном зале. Адвокат РОДИОНЦЕВ попросил судью сделать звук на компьютере, с которого демонстрировалась запись, на полную мощность, но тем, кто сидел в зрительном зале, довольно далеко от колонок и монитора, это не очень помогло. «КВ» не раз присутствовали при исследовании видео и аудиоматериалов уголовных дел в разных судах, и нигде проблем со звуком не возникало.
Предприниматель пообещал 500 тысяч рублей
На видео слышно, как УСАТОВ долго рассказывает РЫБЧИНСКОМУ о расселении 37 аварийных домов в поселке Береговом и про земельные участки, на которых будет вестись новое строительство. Показывает РЫБЧИНСКОМУ какие-то документы. Предприниматель спросил еще про один дом — надо его расселять или нет? УСАТОВ ответил, что надо, так как судом он признан аварийным. Ненадолго в кадре появляется УСАТОВ — показывает документы по участкам, где жильцы некоторых домов были уже расселены, там строительство ведет «Стройбетон».
— Еще раз объясните по Водоканалу... 500 тысяч рублей будет за два участка... Сегодня 200 тысяч рублей я отдам, а остальные — уже по факту... С вашей стороны нужно будет сказать, когда аукцион, — обратился РЫБЧИНСКИЙ к УСАТОВУ.
Что конкретно ему ответил УСАТОВ, обозревателю «КВ» не удалось разобрать. Отрывочно было слышно лишь, как УСАТОВ снова долго и подробно начал рассказывать в целом про строительство в поселке Береговом. РЫБЧИНСКИЙ уточнил про коммуникации, УСАТОВ ответил ему, где и что есть. УСАТОВ предложил еще чаю, РЫБЧИНСКИЙ — отказался. Запись оборвалась. Вторая запись началась примерно с того же места — в кадре стол и стена, за кадром РЫБЧИНСКИЙ и УСАТОВ обсуждают строительство домов и детских садов в Чернолучье, Ребровке и т. п. Говорят очень долго.
Достал 200 тысяч рублей и пересчитал
Наконец РЫБЧИНСКИЙ достает откуда-то деньги — слышно, как он их пересчитывает.
— Показал список, который вы мне дали, своим компаньонам — они сказали, что все просто супер, что теперь надо его прорабатывать... Деньги немалые отдаю — 200 тысяч рублей. От вас тоже нужны обязательства, помощь в согласовании... вы же, администрация, будете в этом участвовать? — обратился РЫБЧИНСКИЙ к УСАТОВУ, который с ним согласился.
— Есть у вас знакомые? Их тоже надо будет подключать... После аукциона еще 300 тысяч рублей вам принесу, — продолжил РЫБЧИНСКИЙ.
— Да, знакомые есть... все документы нужно будет оформлять, — ответил УСАТОВ.
На видеозаписи не видно, передал РЫБЧИНСКИЙ деньги УСАТОВУ или нет. Слышно только, как РЫБЧИНСКИЙ встал, оделся, попрощался и вышел из кабинета. Прошел по коридору, остановился и ждет. Затем запись прекратилась. На следующем заседании суд приступит к прослушиванию записей телефонных переговоров УСАТОВА, сделанных оперативниками. Однако пока неизвестно, будет ли оно проходить в открытом или закрытом режиме. «КВ» будут следить за развитием событий.