Лев ЯНЕЕВ похвалил ЗСЖБ № 5 и ИТ-Банк за зубастость в отношении должников и рассказал о нестандартных методах взыскания долгов, которыми пользуется омский филиал Россельхозбанка.
На конференции «Банкротство. Актуальные вопросы бизнеса», организованной 27 августа центром правовых стратегий «Лексфорт», директор Омского регионального филиала ОАО «Россельхозбанк» Лев ЯНЕЕВ рассказал о собственной практике взыскания кредитов с должников, находящихся в процедуре банкротства.
По словам ЯНЕЕВА, банки, как правило, с пониманием относятся, когда в рамках предприятия одно юридическое лицо ведет оперативную деятельность, а другое является балансодержателем. В таком случае вторая компания просто выступает по кредиту в качестве поручителя или залогодателя.
А вот когда учредителями компании выступают третьи лица, имеющие, в лучшем случае, моральные обязательства перед собственником, Лев ЯНЕЕВ рекомендует задавать настоящему владельцу фирмы один «интимный вопрос»: как ему удается контролировать этих третьих лиц. Иначе, по словам докладчика, потом никто не застрахован от того, что посторонний учредитель поменяет свою позицию вплоть до открытого рейдерства.
— Надо производить постоянный мониторинг той же дебиторки, чтобы понимать, как меняется ситуация в компании. Сейчас много способов, чтобы определить состояние того или иного должника. Часто клиенты банка обращаются к нам, чтобы прояснить ситуацию с тем или иным должником, просят службу безопасности посмотреть, какие еще фирмы на конкретном лице и так далее, просят предоставить такую информацию, которую тяжело получить обычными способами. Так что я призываю вас в этом смысле более тесно сотрудничать с банками, в которых вы обслуживаетесь, ведь ни один банк не заинтересован в том, чтобы у его клиента возникли проблемы, — рассказал Лев ЯНЕЕВ.
Кредиторам директор омского филиала Россельхозбанка порекомендовал быть активнее и проработать четкую схему взыскания проблемной задолженности. «Главное в этой схеме – нормальные переговоры, нельзя враждовать, не надо эмоциональную составляющую допускать. Это неправильно. Хорошо подумайте, возможно, стоит принять то решение, которое предлагает должник. Эмоциональное неприятие предлагаемого решения может потом привести к юридически необратимым процессам, и потом сами будете жалеть, что не согласились сразу», — отметил ЯНЕЕВ и пояснил, что в большинстве случаев банки не заинтересованы в проведении банкротных процедур, ведь тогда банку нужно формировать дополнительные резервы, фиксировать убытки, отражать их в балансе и так далее.
— Сошлюсь на господина Цицерона – худой мир лучше доброй войны. И я уверен, что если вам очень хочется затевать драку, надо сначала спортом позаниматься, а иначе можно по носу получить. Если вы будете работать разнонаправленно – в рамках гражданского законодательства, в рамках уголовного законодательства, должник устанет отбиваться, и вы ему будете как заноза в заднице, и он скажет – лучше от этого чумового избавиться и выкупить у него задолженность, — продолжил ЯНЕЕВ. По его словам, подобная ситуация сложилась в омском филиале Россельхозбанка в 2005 году:
— Деятельность одного предприятия остановилась, у него было несколько кредиторов, и получилось так, что у нас залог был весь утрачен моими предшественниками. А у другого банка-кредитора имелись в качестве обеспечения по кредиту объекты недвижимости. И мы сделали, как говорит молодежь, такую замуту, что взыскали порядка 80% задолженности. Как? Мы вступили в переговоры с должником. Да, банк не может «рисовать» какие-то вещи, но работать более активно в параллели с должником в отношении какого-то из кредиторов, почему бы и нет? В итоге второй банк понял, что лучше выкупить у нас относительно небольшую, но не обеспеченную ничем задолженность, чем постоянно отрабатывать ситуацию, связанную с тем, что мы то одно, то другое придумывали, затягивали процедуру целый год по разным причинам.
Такая зубастость в отношении остальных участников банкротного процесса, по словам ЯНЕЕВА, в конечном итоге окажется на руку. «Мы, знаем, что в Омске такие зубастые есть, например, это люди, стоящие вокруг того же ЗСЖБ № 5, или из федеральных банков — это Альфа-Банк, из региональных – любимый мной ИТ-Банк, которому тоже палец в рот не клади. И это хорошо – кто-то пять раз подумает, прежде чем принять необоснованное решение в отношении этого банка. Так что эта зубастость – хороший способ не вляпаться», — заключил Лев Николаевич.