Омский культурный десант, высадившийся на Лазурном Берегу Франции в количестве почти 300 творческих единиц, не заметить было практически невозможно.
В последние дни лета, с 23-го по 27 августа, жаркие Канны гостеприимно встречали участников и гостей главного летнего российско-французского культурного события — Фестиваля российского искусства, проходившего в знаменитом на весь мир каннском Дворце фестивалей и конгрессов уже шестнадцатый раз. В этом году фундамент творческой программы фестиваля, который проводится дирекцией международных программ Российского Фонда культуры при поддержке Министерств культуры и иностранных дел РФ, обеспечивали омичи. И показали они себя настолько неплохо, что «русскую неделю» в Каннах, по мнению обозревателя «Коммерческих вестей», можно было, не покривив душой, переименовать в «омскую неделю».
Из зимы в лето
Признаться, по приезде в Канны удивляли не только погода (устойчиво хорошая), пальмы, вкус морского воздуха и морская лазурь, но и энтузиазм каннской публики, которая по уже устоявшейся традиции раскупает совсем недешевые билеты на все мероприятия «русской недели» заранее. Почему? Непонятно. Фестивальная публика явно не была знакома с публикациями о фестивале в омских СМИ, едва ли кто-то знал, что сибиряки привезут в Канны не простой набор творческих номеров, а приедут «с идеей, которая не оставит европейскую публику равнодушной». Явно не были французы готовы и к тому, что «искусство Сибири — это искусство мирового уровня», а Лазурный Берег в районе каннского Дворца фестивалей и конгрессов накроет на несколько дней «настоящая русская зима».
Впрочем, все обещания и авансы омичи отработали. И даже с запасом, на взгляд обозревателя «КВ». Как и ожидалось, презентация Омской области оказалась самой масштабной за все годы проведения фестиваля. Выставочный проект «Прогулка по зимнему Омску», отработавший во Дворце фестивалей и конгрессов с 23-го по 27 августа, стабильно привлекал внимание французской публики экзотикой и креативом экспозиции — огромными фотографиями зимнего Омска, изделиями народных промыслов и ремесел из кости мамонта, соломы, бересты, шерсти, глины. Там же сибирские мастерицы в меру сил учили европейцев украшать валенки, изготавливать тряпичных кукол, работать на ткацком станке, а мастера помогали выковать памятную монетку с логотипом фестиваля.
Вполне предсказуемо собирали большое количество удивленных зевак и уличные шоу, которые устраивали омские артисты на набережной Круазетт. На ура французы восприняли игру с актерами театра «Третий круг» в снежки, изготовленные из холлофайбера (в Омске эта идея вызывала легкое недоумение), эффектно смотрелись на вечерней Круазетт юные барабанщицы из хореографического ансамбля «Солнышко» и диксиленд, сформированный из духового оркестра Омской филармонии. А на открытой сцене (Open Air) и в зале Дебюсси каннского Дворца фестивалей и конгрессов собирали аплодисменты победители конкурса «Утренняя звезда Омска» — юные солисты Глеб РЕЖЕПА, Никита СУМИН, Джульетта МАЦАКАРИЯ, Саша ИВАНОВА, Егор МОИСЕЕВ, Мурад САМЕДОВ, Рада БОЙКО, Айдан НУРАХМЕТОВ, а также детские коллективы «Горицвет» и «Контраст».
— Этот фестиваль является сегодня самым стабильным, ярким и самым крупным мероприятием российско-французского культурного сотрудничества, — пояснил на церемонии открытия министр культуры РФ Владимир МЕДИНСКИЙ. — Для меня чрезвычайно важно и то, что творческая молодежь, дети продолжают и укрепляют диалог наших стран.
Кстати говоря, большая концертная программа маленьких артистов из Сибири, показанная на Лазурном Берегу, и поездка в Канны запомнится на всю жизнь и самим маленьким артистам. А некоторым, вполне возможно, даст толчок к дальнейшему творчеству и поможет состояться. На взгляд обозревателя «КВ», это не менее полезный результат каннского фестиваля, чем «народная дипломатия».
Конвертируемая валюта
Аншлаг был и на концерте омского хора, который подготовил для Канн двухчасовую программу «Здравствуй, матушка Сибирь!». Переполненный зал Дебюсси каннского Дворца фестивалей и конгрессов стонал от восторга и аплодировал омскому коллективу стоя. И это не преувеличение. В двухчасовой концерт открытия фестиваля вошли 26 лирических напевов, сибирских наигрышей и современных композиций, среди которых хитовые «Масленица», «Ямщина», «Сибирская потеха», «Ямщицкая пляска», «Славное море — священный Байкал», а также мегахитовая «Калинка», под которую и до сих пор, похоже, не может устоять ни один француз.
В том смысле, что как бы мы ни относились к лубку, но в разумных пределах и «калинку-малинку», и балалайку, и матрешку как конвертируемую валюту российской культуры использовать вполне можно. Особенно если они подаются не в качестве основного блюда, а на десерт. Недавно созданные композиции, поставленные новым балетмейстером омского хора Зуфаром ТОЛБЕЕВЫМ, омский хор тоже продемонстрировал. И они тоже вызвали горячие аплодисменты публики.
— Это действительно достойное представление в Европе нашего российского искусства, — рассказала после концерта омским журналистам директор международных программ Российского Фонда культуры Татьяна ШУМОВА. — Блистательный коллектив с блестящей программой и отличной перспективой".
По мнению министра культуры России Владимира МЕДИНСКОГО, фестиваль в Каннах вполне справляется со своей ролью сохранения и развития традиционных культурных связей между Россией и Францией, ну а успешность нынешней русской недели и огромный интерес к ней со стороны местных зрителей во многом определены программой, которую предложила французам омская делегация. И с этим мнением трудно не согласиться. И хотя несколько скомканной, на взгляд обозревателя «КВ», выглядела программа русского фольклора, представленная на ужине-концерте «Русская ночь», зато весьма убедительным был театр моды из Омского государственного института сервиса со своей оригинальной коллекцией, подготовленной специально к фестивалю в Каннах.
После региональной части фестиваля было, конечно, еще много чего интересного: состоялась и ретроспектива заметных российских фильмов последних лет, и показ документальной картины «Линар», получившей приз зрительских симпатий на Национальном кинофестивале дебютов «Движение» в Омске, увидели французские зрители и проверенные временем работы Никиты МИХАЛКОВА. В завершение фестиваля свои творческие программы продемонстрировали Академия молодых оперных певцов Мариинского театра и московский пластический театр «Новый балет» (спектакль «Ускользающая красота»). Но все равно финальной части фестиваля чего-то не хватило. Не было, как говорится, изюминки.
Может быть, поэтому не удержался от легкой критики и идейный вдохновитель фестиваля Никита МИХАЛКОВ, а Владимир МЕДИНСКИЙ на традиционном приеме в честь участников и почетных гостей фестиваля пообещал, что на будущий год это мероприятие получит новый импульс.
— Вместе с дирекцией, руководством фонда мы пришли к выводу, что уже в будущем году этот творческий марафон на французской Ривьере изменит свой формат и станет еще лучше, — пообещал Владимир МЕДИНСКИЙ. — Надеюсь, что нынешняя дирекция во главе с Татьяной ШУМОВОЙ будет работать еще больше и в 2014 году мы увидим фестиваль российского искусства в новом блеске. Хочется верить, что фестиваль действительно обновится, став еще лучше. Но и в этом, на взгляд обозревателя «КВ», будет некоторая доля заслуг омской делегации, подсказавшей организаторам, что резервы есть всегда. Нужно только захотеть их поискать.