Константин ГАРАНИН, руководитель федеральной сети городских порталов Citycelebrity:
О проектах конкурса «Омская крепость» и стратегии развития города рассказал руководитель федеральной сети городских порталов Citycelebrity Константин ГАРАНИН 5 сентября в ходе своей лекции в Омской государственной областной научной библиотеке им. А.С. Пушкина. Напомним, что 12 августа стартовал конкурс общественных идей, в котором все желающие могут поучаствовать в разработке концепции того, что должно располагаться на территории Омской крепости. Закончится конкурс 12 сентября, затем лучший проект будет передан в Министерство культуры РФ и, возможно, получит финансирование. Впрочем ГАРАНИН, который является еще и членом жюри, уже раскритиковал ряд поступивших на конкурс идей. «КВ» публикуют наиболее интересные моменты его лекции.
- Самые плохие города те, о которых нечего рассказывать. Приедет туда турист, посмотрит, а истории ни одной с собой не увезет и даже фотографии не запостит в Интернете. Омск, как и много других городов, болеет такой классической болезнью. Да, здесь есть памятники сантехнику, Любочке, еще пара замечательных вещей и все. В Омске должны заняться экспоненциальным маркетингом. Пример – город Сидней и его оперный театр. Все знают, как театр выглядит, о нем рассказывают и при возможности фотографируют. А в Омске нет стратегии, нет мерила того, какие истории здесь надо рассказывать, с чем его связывать.
МЕДИНСКОМУ (министру культуры Владимиру. – Прим. «КВ») скоро предстоит решить, дать два миллиарда на этот проект или не дать. А ведь и другие города просят денег. Вот придут к нему, например, из Комсомольска-на-Амуре и скажут, что у них уникальный заповедник затопило, или от Благовещенска с похожей историей. А что Омск скажет? Нам надо восстановить то, чего у нас нет, но нам надо это восстановить?
В ходе конкурса столкнулись мнения двух групп: одна говорит, что в Омской крепости надо сделать музейную зону, другая – общественное пространство. Причем все дружно считают, что это должно быть современно и интерактивно. Какое мнение верное? Правильный ответ – никакое. Не потому что обе идеи плохие, а потому что и музеи, и общественные пространства не являются качественными характеристиками. Можно сделать музей, как в Вене, в который со всего мира будут привозиться картины, а может получиться обыкновенный музей. Для меня эти концепции одинаковы. Одна на 153 страницы, другая на 154. Но что потом скажет МЕДИНСКИЙ, когда будет отчитываться перед людьми сверху? Он дал деньги, потому что там есть здание, которое штукатурил Достоевский? Должно быть что-то, о чем можно будет сказать о-го-го. Ни в одной презентации, ни в одной публикации, ни в одной группе «ВКонтакте» я не увидел ни одного слово об о-го-го. Извините, я понимаю, что наступлю на чью-то гордость за город, но таких крепостей в мире много. Достоевских, может, и немного, но никому в мире не интересно, где он жил и какую стену красил. Об этом можно в Интернете посмотреть, но не надо себя обманывать, туристы ради этого не приедут. Я не против историзма, гордости, патриотичности на территории, но то, как это упаковано, – это не продаваемо.
Какому бизнесу в городе интересно общественное пространство? Мы просто руины выкопаем, и нам должны поверить, что это два млрд стоит. Я как сторонний человек не понимаю, зачем возрождать и закапывать деньги в ту часть города, которой не существует.
Есть интересный проект «Омск – социальная столица». Но когда мы говорим «социальная столица», то это непонятно. Однако если речь пойдет о том, что в Омске будут выращивать волонтеров, то это может сработать. Или, к примеру, здесь будет первый в мире музей дополненной реальности.
Краундсоуринг и общественные обсуждения — это здорово, но в большинстве случаев, когда говорят, накидайте идеи и не дают конкретного вектора, то из этого ничего хорошего не выходит. Большинство людей не умеют думать о будущем, для этого и необходимы эксперты.