Но есть вероятность, что эта сумма будет скорректирована в сторону увеличения
Обсуждение концепции инвестиционной программы по развитию электросетевого комплекса региона, которая сегодня находится на рассмотрении в РЭК Омской области, и возможных проблем, связанных с ее реализацией, проходило в пятницу, 28 марта, за круглым столом в филиале ОАО «МРСК Сибири» — «Омскэнерго». Здесь собрались представители регионального правительства, РЭК Омской области, Регионального диспетчерского управления и Совета потребителей услуг Омскэнерго. По общему мнению собравшихся, сетевая инфраструктура давно требует более серьезных вложений, чем 3 млрд рублей за четыре года, но правительство региона пока не может определиться, где взять деньги на обновление сетей.
Инвестпрограмма по развитию электросетевого комплекса Омской области в 2014-2017 годах, по словам заместителя директора по техническим вопросам филиала ОАО «МРСК Сибири» — «Омскэнерго» Сергея КАПИТОНОВА, формировалась в тесном партнерстве с правительством региона и ориентирована на повышение надежности энергоснабжения и на запросы потребителей. Общий объем инвестиций в сетевые объекты — 3,073 млрд рублей. Однако для комплексного развития экономики региона этого объема инвестиций в энергетику явно недостаточно, и в Омскэнерго надеются, что в процессе согласования с правительством области инвестиционный программы будут найдены и дополнительные источники финансирования энергопроектов.
Об итогах 2013 года и планах на текущий год участникам круглого стола рассказал заместитель директора по капитальному строительству филиала ОАО «МРСК Сибири» — «Омскэнерго» Андрей ГАВРИЛОВ. Он пояснил, что значительную часть работ Омскэнерго выполняет своими силами (так называемым хозяйственным способом). Это позволило в 2013 году провести значительно больший объем работ в физическом выражении, чем было запланировано. То есть сделать больше, не выходя за рамки тарифа. План по строительству новых линий электропередачи был перевыполнен на 259 километров, из которых 160 километров было построено хозспособом. План по вводу новых трансформаторных мощностей перевыполнен на 47 МВА, из них хозспособом – 21 МВА. В целом возможность технологического присоединения к сетям была обеспечена в прошлом году для 3 900 заявителей.
В числе приоритетных задач на 2014 год, по словам Андрея ГАВРИЛОВА, работы по реконструкции подстанций 110/10 «Северо-Западная», «Западная», «Барановская». Будет продолжено строительство электросетевых объектов для Красногорского водоподъемного гидроузла. В том числе запланированные работы по реконструкции подстанции «Сургутская» с увеличением трансформаторной мощности до 50 МВА. Эта мощность может быть использована для электроснабжения гидроузла. Также запланировано строительство новой подстанции в Советском округе Омска. В планах энергетиков ввод в 2014 году порядка 67 МВА новых трансформаторных мощностей и продолжение работ по обеспечению электроснабжением площадок комплексного жилищного строительства в муниципальных районах. Поэтому сегодня с полным правом говорится о клиентоориентированности филиала и работе под запросы потребителей. Но не все так просто.
Участники круглого стола отметили и ряд проблем в реализации инвестпрограммы. Одна из них – качество планирования. К сожалению, далеко не всегда корректны задачи, которые ставятся энергетикам по строительству новых энергообъектов в районах области. Есть случаи, когда эти объекты, построенные Омскэнерго в рамках инвестпрограммы и строго в оговоренные программой сроки, долгое время простаивают не востребованные потенциальными потребителями, ради которых строились. Еще одна проблема – невозможность оперативной корректировки инвестпрограммы в РЭК в случае изменения задач и приоритетов по строительству энергообъектов, которые ставятся региональным правительством. Наконец, для развития электросетевого комплекса сегодня явно недостаточно средств. Энергетики работают в режиме жесткой экономии. Это позволяет обеспечить рост объема работ, но этого недостаточно.
— Инвестиционная программа Омскэнерго вроде бы и достаточно велика, но в электросетевом комплексе региона много точек роста, которые требуют более интенсивного развития. Существующих объемов финансирования недостаточно, чтобы создать условия для опережающего развития и ввода новых мощностей, — пояснил Андрей ГАВРИЛОВ. — Мы успешно решаем задачи техприсоединения новых потребителей, но при этом не хватает средств, чтобы уделять достаточно внимания мероприятиям по поддержанию основных фондов на уровне износа хотя бы в 50%.
Об этом говорил и директор Регионального диспетчерского управления Сергей ОРОБИНСКИЙ.
— При существующих темпах и планах инвестпрограммы энергетиков, мы всё равно продолжаем отставать. Необходимо присоединять новую нагрузку и в районах, и в городе, а фактически присоединение осуществляется к старым сетям, которые до сих пор не реконструированы. Солидные вложения требуются и в реконструкцию действующих подстанций. К сожалению, даже предложенная инвестиционная программа не дает возможности продвигаться дальше. Мы сможем лишь отчасти компенсировать старение основных фондов. Озвученные планы – малая часть того, что нужно сделать. Нагрузка на магистральные сети год от года растет, их необходимо реконструировать, но фактически сегодня денег на это нет. Это же касается и распределительных электрических сетей.
Впрочем, как рассказал заместитель министра строительства и ЖКК Омской области Сергей ШЕЛЕСТ, инвестиционная программа по развитию электросетевого комплекса на 2014-2017 годы еще будет вероятнее всего корректироваться и дорабатываться. Областная власть тоже считает, что региону нужны значительные инвестиции для развития сетей. По словам замминистра, омская энергетика держится сегодня в большей степени за счет старых резервов, которые закладывались еще во времена плановой экономики, и латанием дыр проблемы уже не решить, а имеющихся у Омскэнерго возможностей действительно недостаточно, чтобы обеспечить стабильное развитие экономики области.
— По большому счету, на сегодняшний день остался только один реальный резерв для рывка вперед — технологическое присоединение крупных потребителей электроэнергии, — пояснил Сергей ШЕЛЕСТ. — В той точке, где они будут подключаться, и будет происходить развитие электросетевого комплекса.
Возможно, часть вопросов с финансированием сетевых инвестпроектов помогло бы снять введение так называемого RAB-регулирования, то есть тарифа с инвестиционной составляющей, принимаемого на несколько лет вперед.
— Мы направили письма в Минэнерго России о возможности перехода на RAB- регулирование, — пояснил Сергей ШЕЛЕСТ. — Но надо рассматривать и другие варианты — с привлечением заемных средств и инвестиций для долгосрочного развития электросетевого комплекса. И в связи с этим ждем предложений от энергетиков. Правительство ведет постоянную работу со всеми предприятиями энергетики, мы участвуем в планировании инвестпрограммы Омскэнерго. Существующих возможностей, к сожалению, недостаточно. Тем не менее мы понимаем, что электросетевой комплекс необходимо развивать. Требуется комплексный подход к решению этого вопроса с участием всех субъектов энергорынка. Переход на RAB- регулирование вполне реален. Для того чтобы развивать омскую энергетику, нужно искать нестандартные решения. И мы будем это делать.
Варианты решений сегодня рассматриваются при участии регионального правительства, РЭК Омской области и энергетиков. Участники круглого стола убеждены: такое решение крайне необходимо для того, чтобы обеспечить динамичное развитие энергетики региона.