Информация в Омский городской совет по результатам проверки соблюдения законодательства о муниципальной собственности
Прокуратурой города Омска проведена проверка соблюдения законодательства о муниципальной собственности, в ходе которой выявлены многочисленные и существенные нарушения.
Установлено, что департаментом имущественных отношений администрации города Омска с ОАО «Электротехнический комплекс» заключено 8 договоров аренды недвижимого имущества.
Правовыми основаниями для передачи имущества в пользование, определения размера арендной платы явились правовые акты Омского городского совета.
Действующими в настоящее время являются заключенные между администрацией города Омска в лице заместителя директора департамента имущественных отношений администрации г. Омска СОБОЛЕВА В.Ю. и ОАО «Электротехнический комплекс» договоры долгосрочной аренды недвижимого имущества – сетей теплоснабжения города Омска (указанных в приложениях к договорам аренды) №№ 40008 от 05.10.2011 (срок действия – до 05.10.2016), 40238 от 26.01.2012 (срок действия – до 26.01.2017), 40786 от 21.03.2012 (срок действия – до 21.03.2017), 40824 от 28.04.2012 (срок действия – до 28.04.2017); 41036 от 27.09.2012 (срок действия – до 27.09.2017); 41128 от 19.12.2012 (срок действия – до 19.12.2017).
Между муниципальным образованием городской округ город Омск в лице исполняющего обязанности мэра г. Омска ПОТАПОВА В.Д. (город) и ОАО «Электротехнический комплекс» в лице директора ЛУНЕВА А.Ю. (ОАО «ЭТК») заключено соглашение о содержании, текущем и капитальном ремонте бесхозяйных сетей, расположенных на территории микрорайона «Амурский» Центрального административного округа города Омска, № 164-09 от 28.08.2009.
Предметом указанного соглашения является согласование действий города и ОАО «ЭТК» по обеспечению содержания, текущего и капитального ремонта бесхозяйных тепловых сетей, расположенных на территории микрорайона «Амурский».
В соответствии с п. 2.2 соглашения затраты на капитальный ремонт согласовываются с департаментом имущественных отношений администрации г. Омска и подтверждаются актами выполненных работ по форме КС-2 и справками о стоимости выполненных работ и затрат по форме КС-3.
Затраты на содержание, текущий и капитальный ремонт объектов за весь период действия соглашения компенсируются со стороны юридического лица, заключившего договор с городом.
Во исполнение указанного соглашения 03.11.2009 между департаментом имущественных отношений Администрации г. Омска в лице заместителя директора департамента СОБОЛЕВА В.Ю., департаментом городского хозяйства Администрации г. Омска в лице директора департамента ПОТАПОВА В.Д., ОАО «Электротехнический комплекс» в лице директора ЛУНЕВА А.Ю. заключены соглашения о содержании, текущем и капитальном ремонте бесхозяйных сетей, расположенных на территории микрорайона «Амурский» Центрального административного округа города Омска, № 37662 (расторгнуто 20.12.2011), № 37663 (расторгнуто 20.12.2011), № 37664 (расторгнуто 23.04.2013), № 37665 (расторгнуто 26.12.2011), № 37666 (расторгнуто 24.12.2011), № 37667 (расторгнуто 24.12.2011), № 37668 (расторгнуто 26.12.2011), № 37669 (расторгнуто 20.12.2011), № 37670 (расторгнуто 02.04.2012), № 37671 (расторгнуто 26.12.2011), № 37672 (расторгнуто 01.03.2012), согласно которым ОАО «Электротехнический комплекс» обязуется последним днем отчетного месяца предъявлять в департамент имущественных отношений Администрации г. Омска акты выполненных работ по содержанию и текущему ремонту объектов.
ОАО «Электротехнический комплекс» в департамент имущественных отношений Администрации г. Омска предъявлены затраты на содержание, текущий и капитальный ремонт указанных бесхозяйных сетей на общую сумму 96 259 559,58 руб., в том числе: за 2009 год – 16 413 145,73 руб., 2010 год – 46 277 254,62 руб., 2011 год – 27 843 257,54 руб., 2012 год – 4 570 404,41 руб., 2013 год – 1 155 497,28 руб.
В 2010 году ОАО «Электротехнический комплекс» и департаментом имущественных отношений Администрации города Омска в лице заместителя директора департамента СОБОЛЕВА В.Ю. без претензий по объему, качеству и срокам оказания услуг подписаны акты, согласно которым Администрацией г. Омска приняты затраты на содержание, текущий и капитальный ремонт бесхозяйных сетей, а также подписаны акты расчетов по арендной плате.
При этом, разница между затратами, принятыми Администрацией города Омска на содержание, текущий и капитальный ремонт бесхозяйных сетей, и арендной платой составила 50 666 735 руб. 31 коп.
Задолженность в сумме 50 666 735 руб. 31 коп. принята подписанным ОАО «Электротехнический комплекс» и департаментом имущественных отношений Администрации города Омска актом расчетов по состоянию на 31.12.2010.
31.12.2010 между ОАО «Электротехнический комплекс» и ООО «ТД «Нововаршавский» заключен договор уступки права (требования).
Согласно п. 1.1 договора уступки права (требования) от 31.12.2010, ОАО «ЭТК» (цедент) уступил ООО «ТД «Нововаршавский» все права требования с муниципального образования город Омск возмещения затрат на содержание, текущий и капитальный ремонт сетей инженерно-технического обеспечения потребителей тепловой энергии, расположенных на территории микрорайона «Амурский» Центрального административного округа города Омска, произведенных цедентом в период с декабря 2009 г. по декабрь 2010 г. (включительно) в размере 50 666 735 руб. 31 коп.
В свою очередь, 10.01.2011 между ООО «ТД «Нововаршавский» и ООО «Максидром» заключен договор уступки права требования № У-10-01-11.
В соответствии с п. 1.1 договора уступки права требования № У-10-01-11 все права требования с муниципального образования город Омск возмещения затрат на содержание, текущий и капитальный ремонт сетей инженерно-технического обеспечения потребителей тепловой энергии, расположенных на территории микрорайона «Амурский» Центрального административного округа города Омска, произведенных ОАО «Электротехнический комплекс» в период с декабря 2009 г. по декабрь 2010 г. (включительно), в размере 50 666 735 руб. 31 коп. уступлены ООО «ТД «Нововаршавский» ООО «Максидром».
Ссылаясь на неисполнение обязательств по возмещению затрат на содержание, текущий и капитальный ремонт сетей инженерно-технического обеспечения потребителей тепловой энергии, ООО «Максидром» обратилось в Арбитражный суд Омской области.
Решением Арбитражного суда Омской области от 30.06.2011 по делу № А46-3671/2011 с муниципального образования город Омск в лице департамента финансов и контроля администрации города Омска за счет казны в пользу ООО «Максидром» взыскано 53 921 377 руб. 24 коп., из которых 50 666 735 руб. 31 коп. – основной долг, 3 254 641 руб. 93 коп. – проценты за пользование чужими денежными средствами, а также 199 905 руб. 55 коп. расходов по уплате государственной пошлины.
Данное решение суда не обжаловано и вступило в законную силу.
Согласно информации департамента финансов и контроля администрации г. Омска, в адрес ООО «Максидром» перечислено 53 921 377 руб. 24 коп.
Также установлено, что с января по декабрь 2011 года департамент имущественных отношений администрации города Омска акты по объему, качеству и срокам оказанных ОАО «Электротехнический комплекс» услуг подписал без замечаний, тем самым приняв задолженность в сумме 27 819 514 руб. 01 коп., что подтверждается актами расчетов по арендной плате.
ОАО «Электротехнический комплекс» 23.01.2012 заключило договор уступки требования с ООО «Максидром», в соответствии с которым передало все права по указанным выше соглашениям, связанные с возмещением затрат на содержание, текущий и капитальный ремонт сетей инженерно-технического обеспечения потребителей тепловой энергии, расположенных на территории микрорайона «Амурский» Центрального административного округа города Омска, произведенных ОАО «Электротехнический комплекс» в период с января по декабрь 2011 года, в сумме 27 819 514 руб. 01 коп.
Неисполнение обязательства по возмещению затрат на содержание, текущий и капитальный ремонт сетей инженерно-технического обеспечения потребителей тепловой энергии послужило основанием для обращения ООО «Максидром» в Арбитражный суд Омской области.
Решением Арбитражного суда Омской области от 29.10.2012 по делу № А46-25146/2012 с муниципального образования город Омск в лице департамента финансов и контроля администрации города Омска за счет казны в пользу ООО «Максидром» взыскано 28 645 753 руб. 57 коп., из которых 27 819 514 руб. 01 коп. – основной долг, 826 239 руб. 56 коп. – проценты за пользование чужими денежными средствами, а также 166 228 руб. 77 коп. расходов по уплате государственной пошлины.
Данное решение суда не обжаловано, вступило в законную силу.
Согласно информации департамента финансов и контроля администрации г. Омска, на основании решения Арбитражного суда Омской области от 29.10.2012 по делу № А46-25146/2012 был выдан исполнительный лист АС № 001467366, который предъявлен на исполнение 10.12.2012.
Оплата по исполнительному документу произведена 07.03.2013 в сумме 28 811 982,34 руб.
В 2012 году ОАО «Электротехнический комплекс» в лице директора ЛУНЕВА А.Ю. и муниципальным образованием г. Омск без претензий по объему, качеству и срокам оказания услуг подписаны акты на сумму 4 570 404,41 руб.
Департаментом имущественных отношений администрации города Омска подписаны акты расчетов по арендной плате на общую сумму 2 752 456,46 руб. С февраля 2013 года акты департаментом имущественных отношений администрации г. Омска не подписывались, затраты в счет арендной платы не принимались.
Согласно информации департамента имущественных отношений администрации г. Омска ОАО «Электротехнический комплекс» зачтены затраты на содержание, текущий и капитальный ремонт бесхозяйных сетей с ноября 2009 по 2011 г. на общую сумму 62 690 400,35 руб., с 2011 по февраль 2013 г. – на сумму 32 723 170,15 руб. Данные затраты зачтены в счет арендной платы либо возмещены по решениям Арбитражного суда Омской области № А46-25146 от 29.10.2012, А46-3671/2011 от 30.06.2011 на общую сумму 78 486 249,32 руб.
Согласно информации ОАО «Электротехнический комплекс» сумма затрат, предъявленных ОАО «Электротехнический комплекс» на содержание бесхозяйных сетей, за период с ноября 2009 по декабрь 2010 гг. составила 62 690 400,35 руб., а с января 2011 по апрель 2014 г. – 33 569 159,23 руб.
Вместе с тем проверкой установлено, что акты, подтверждающие проведение работ по ремонту сетей инженерно-технического обеспечения потребителей тепловой энергии, расположенных на территории микрорайона «Амурский» Центрального административного округа города Омска (КС-2, КС-3), в департаменте имущественных отношений администрации г. Омска отсутствуют, какие-либо ремонтные работы на бесхозяйных сетях не проводились.
Кроме того, приложением № 1 к соглашению № 164-09 от 28.08.2009, заключенному между муниципальным образованием городской округ город Омск и ОАО «Электротехнический комплекс», определена методика формирования затрат на содержание и текущий ремонт бесхозяйных тепловых сетей, расположенных на территории микрорайона «Амурский» Центрального административного округа горда Омска.
Согласно методике стоимость услуг по содержанию и текущему ремонту сетей водопровода и канализации определяется в зависимости от протяженности сетей и включает: расходы по оплате труда (на основании нормативной численности обслуживания); отчисления во внебюджетные фонды; накладные расходы; рентабельность; НДС.
Вместе с тем, методика, утвержденная соглашением № 164-09 от 28.08.2009, позволяла включать в затраты, предъявляемые ОАО «Электротехнический комплекс», фактически не понесенные расходы, а также расходы, предъявленные ОАО «Электротехнический комплекс» в Региональную энергетическую комиссию Омской области для установления тарифа на услуги по передаче тепловой энергии (аренда, заработная плата) ОАО «Электротехнический комплекс».
Таким образом, подписание должностными лицами администрации г. Омска соглашений о содержании, текущем и капитальном ремонте бесхозяйных сетей, расположенных на территории микрорайона «Амурский», которыми установлен явно завышенный размер затрат на содержание бесхозяйных сетей, и в последующем принятие фактически не понесенных затрат ОАО «Электротехнический комплекс», в том числе в счет арендной платы по договорам аренды с ОАО «Электротехнический комплекс», а также представление ОАО «Электротехнический комплекс» в администрацию г. Омска фактически не понесенных затрат на содержание, текущий и капитальный ремонт бесхозяйных сетей повлекло причинение значительного материального ущерба муниципальному образованию город Омск.
Согласно пункту 14 статьи 7 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» основными направлениями деятельности по повышению эффективности противодействия коррупции является в том числе совершенствование порядка использования государственного и муниципального имущества, государственных и муниципальных ресурсов (в том числе при предоставлении государственной и муниципальной помощи), а также порядка передачи прав на использование такого имущества и его отчуждения. В связи с изложенным прокурором г. Омска мэру г. Омска внесено представление, материалы проверки направлены в порядке п. 2 ст. 37 УПК РФ для решения вопроса о возбуждении уголовного дела.
Данная информация направляется для сведения и принятия мер в рамках компетенции.
О результатах прошу сообщить
Прокурор города старший советник юстиции А.А. ПОЛУБОЯРОВ