Все рубрики
В Омске пятница, 26 Апреля
В Омске:
Пробки: 4 балла
Курсы ЦБ: $ 92,1314    € 98,7079

Кирилл РЯЗАНОВ: «Участок крыши площадью 6-10 кв. метров нам обходится как аренда хорошей трехкомнатной квартиры...»

17 декабря 2014 10:36
1
7575

Омский филиал компании «ВымпелКом» («Билайн») объявил, что больше не пойдет на поводу у арендодателей и не станет платить любые деньги за места на крышах, где установлены антенны базовых станций. Девальвация рубля по мнению сотового оператора не оставляет ему выхода. Тарифы поднимать оператор не хочет, поэтому ему необходимо сокращать затраты. О том, как минимизировать арендные платежи, а рынок технологической аренды сделать более прозрачным и предсказуемым, обозреватель «КВ» Николай ГОРНОВ узнал у директора Омского филиала ОАО «ВымпелКом» Кирилла РЯЗАНОВА.

– Кирилл Сергеевич, вы считаете, что в Омске размер арендной платы на объекты недвижимости, где размещены ваши базовые станции, сильно завышен?

– Рынок аренды технологических позиций – он вообще довольно специфичный. Во-первых, сегодня этот сегмент никак и никем не регулируется. Стоимость размещения базовых станций может варьироваться в очень широких пределах. А верхнего потолка нет вообще, и никакие рыночные механизмы на формирование арендных ставок влияния не оказывают. Во-вторых, этот рынок начал формироваться в 90-х. Тогда в порядке вещей были бартерные отношения. То есть собственник здания предоставлял площадку под размещение оборудования связи, а в обмен получал бесплатные услуги. В середине девяностых сотовая связь символизировала высокий статус и ее стоимость была несоизмеримо выше, чем сегодня. Подключение к сети, если помните, стоило в шесть раз больше средней зарплаты. Со временем бартерные отношения перешли в финансовую плоскость, причем если стоимость разговоров снизилась за это время в 17 раз, то арендная плата ежегодно росла. В итоге за участок крыши площадью 6-10 кв. метров, который вообще никак нельзя использовать иначе, кроме как под сотовую связь, сегодня просят столько же, сколько за аренду хорошей трехкомнатной квартиры.

– Почему это стало для вас проблемой только сейчас?

– Мы существенную часть затрат несем в иностранной валюте, а доходы получаем в рублях. В условиях стагнирующего рынка и растущих потерь на курсовой разнице у нас есть, понятно,  два пути – повышать цены или увеличивать эффективность затрат. Повышать тарифы, перекладывая свои затраты на абонентов, мы не хотим. А аренда позиций – одно из тех направлений, где возможна экономия без ущерба для качества предоставляемых нами услуг связи.

– О какой сумме идет речь, если не секрет?

– Речь идет о сумме в несколько миллионов рублей в месяц. Самое печальное, что динамика не очень позитивная. Затраты растут постоянно, каждый год.

– И что намерен предпринимать в этой ситуации «Билайн»?

– В компании проведена большая работа по систематизации данных и выработана единая позиция по всем регионам присутствия ОАО «ВымпелКом». С августа мы плотно работаем с арендодателями. Пытаемся доносить до них, что ситуация изменилась, пытаемся договориться о снижении цен. Еще один вариант решения проблемы – сделать рынок аренды технологических позиций более прозрачным. Превратить его в настоящий, конкурентный рынок. Как выглядит процесс установки базовой станции сейчас? Технические специалисты совместно с маркетингом решают, что, к примеру, в поселке Солнечном нужна еще одна базовая станция. Согласователи отправляются «в поля» и ищут варианты, где можно установить базовую станцию. В размещении на жилых домах есть свои тонкости, поэтому, как правило, выбор ограничен 3–4 близлежащими административными зданиями. Оператор в этой ситуации находится в положении просителя – ведь это ему нужно разместить свое оборудование. Поэтому цену диктует арендодатель.

Мы хотим в корне изменить эту ситуацию – чтобы люди и компании, заинтересованные в улучшении связи на своей территории и в получении дополнительного дохода, сами предлагали нам свои помещения, а мы уже выбирали из них те, которые подходят для развития сети и устраивают нас по цене аренды. Практически любой собственник коммерческой недвижимости может стать нашим партнером и без затрат со своей стороны получать стабильный ежемесячный доход. Для этого на сайте «Билайна» создан специальный раздел. Те, кто хотят работать вместе с нами, могут заполнить несложную форму, информация об объекте недвижимости попадет в нашу базу данных и будет рассматриваться в первоочередном порядке при выборе места для размещения базовой станции. С помощью такого инструмента, я считаю, мы создаем возможность выхода на этот рынок новых арендодателей, что увеличит конкуренцию и будет способствовать оздоровлению рынка.

– Трудно предположить, что арендодатели радостно соглашаются на ваши предложения о снижении стоимости аренды...

– Понятно, что отказы есть, далеко не все готовы договариваться, но с «отказниками» мы будем работать уже в будущем году. Сейчас у нас в планах завершить до конца года обход всех собственников и  провести со всеми хотя бы предварительные переговоры.

– С какими арендодателями самые большие проблемы?

– С федеральными монополиями. Они сами решение принять не могут, все перекладывают на московское руководство, а в столице все наши предложения попросту тонут.

– Приходилось уже переносить оборудование из-за несговорчивости владельцев крыши?

– Нет, пока до таких крайностей мы не доходили. Наши партнеры понимают, что времена сейчас тяжелые и лучше получать гарантированный доход, пусть даже ниже предполагаемого, чем не зарабатывать вообще ничего. К тому же если нам придется демонтировать базовую станцию, то связь в первую очередь ухудшится в том здании, на крыше которого эта базовая станция стояла. В большинстве своем наши арендодатели – это люди бизнеса, они понимают, что имиджевые потери от ухудшения связи у них самих, их клиентов и арендаторов будут несопоставимо больше того дохода, который они получают от аренды позиций.

– Вы сказали, что выработали общие правила для всего «Билайна». Правильно ли я понял, что будет единая стоимость аренды квадратного метра крыши по всей компании?

– Стоимость аренды позиций единой во всех городах быть не может, и мы это прекрасно понимаем. В Москве и Санкт-Петербурге условия, сами понимаете, сильно отличаются от омских. Мы скорее будем отталкиваться от средневзвешенного уровня арендной платы за размещение базовых станций по всем операторам сотовой связи, работающим в регионе. Впоследствии, я надеюсь, свое веское слово скажет и регулятор отрасли — Минсвязи РФ.

– Остальные операторы связи занимаются оптимизацией затрат на технологическую аренду?

– Я думаю, что необходимость оптимизации затрат коснется всех. А в перспективе, я уверен, все операторы «большой тройки» задумаются о совместном размещении базовых станций, на чем каждый сможет сэкономить весьма существенные деньги. Иначе наши затраты на аренду позиций через определенное количество лет станут такими, что у операторов не будет никакого экономического смысла обслуживать базовые станции. Каждый арендодатель считает чуть ли не своей обязанностью в конце каждого года проиндексировать ставку аренды на кусочек крыши в связи с тем, что в стране произошла инфляция и что-то там еще.

– То есть сегодня все уже видят, наконец, возможность совместной эксплуатации базовых станций?

– Совместные позиции у нас есть и сейчас, хотя их не очень много. На определенном этапе развития сотовых сетей все операторы стремились «застолбить» себе место, первыми поставить базовую станцию, чтобы иметь конкурентное преимущество. Сейчас, когда сети уже построены, а покрытие сплошное и все присутствуют всюду, совместная аренда позиций с коллегами по отрасли — это хороший способ снижения затрат для каждого оператора и увеличения доходов арендодателей. В Омске это перспектива на 2015–2016 годы, на мой взгляд. В любом случае «Билайн» полностью открыт для сотрудничества.

Комментарии
Губарев К.В. 18 декабря 2014 в 17:52:
1. Предполагаю, что работа с арендодателями о снижении арендной платы будет мало продуктивна.2. Заинтересовать людей улучшением связи в случае установки БС на доме не удастся т.к. проще сменить оператора.3. Размещение на сайте бланка заявок — мысль хорошая, но её следует подкреплять целевой рекламой и распространить на печатные сми.4. Всем операторам надо формировать у населения положительный образ БС. Заказывать умную рекламу об этом, короткие сюжеты в телевизионные передачи про ЖКХ о том, какие проблемы жители дома решили когда заработали деньги на сдаче в аренду крыши. Говорить о том, что от наших антенн никому радиация в штаны не течёт.4. Надо активно противодействовать негативной антирекламе в сми (например отдельные учёные в некоторых странах положили сотовый телефон на яйца и случлось страшное..,..у этих учёных не бывает имени, названия НИИ, не упоминается страна и т.п.)Надо активно «затаривать » интернет «заказухой» о том, что от наших антенн все становятся молодыми, красивыми, здоровыми и богатыми, у каждого мужика появляется по бутылке водки, а у каждой женщины- по мужику... и.т.п.Примечание. Следует также учитывать, что люди не склонны действовать в своих собственных интересах.
Показать все комментарии (1)

Ваш комментарий




Наверх
Наверх
Сообщение об ошибке
Вы можете сообщить администрации газеты «Коммерческие вести»
об ошибках и неточностях на сайте.