Все рубрики
В Омске пятница, 22 Ноября
В Омске:
Пробки: 4 балла
Курсы ЦБ: $ 100,6798    € 106,0762

Владимир КОМПАНЕЙЩИКОВ: «Открытость власти – это некий жупел, который вы применяете сейчас для того, чтобы серьезную вещь свернуть в демагогию»

17 декабря 2014 12:49
1
4877

12 декабря на кухонные посиделки в «Коммерческие вести» в очередной раз пришел руководитель аппарата губернатора и правительства Омской области Владимир КОМПАНЕЙЩИКОВ. Он рассказал о сокращении чиновников на 10%, о своем отношении к информационной политике региона и журналистам и ответил на множество вопросов журналистов «КВ».

– Владимир Борисович, в «Омском вестнике» опубликовано распоряжение губернатора об оптимизации штатной численности региональных и территориальных органов исполнительной власти на 10% до мая 2015 года. Создана и специальная комиссия. Чем будет заниматься эта комиссия?

– Исходя из предыдущего опыта,  понимаю, что, ставя задачи, важно давать инструменты к их исполнению. Они сложные, поэтому с ними нужно отдельно работать.  Мы внутри аппарата несколько тренингов бережливого производства провели, и есть люди, которые понимают, как повысить эффективность работы. А есть и другие, которых  надо  либо высвободить, либо загрузить другой работой. Конечно, этот процесс тяжело идет: когда мы ставим задачу поджаться, вопрос решается с бешеным сопротивлением. Чтобы не заниматься волюнтаризмом, решили создать комиссию, которая, с одной стороны, будет формировать какие-то тщательно взвешенные решения, с другой – помогать коллегам находить те возможности, которых сами они не видят, где-то и в формате административного давления. В общем, если руководители подразделений говорят, что некого сокращать, то комиссия будет работать в режиме «а если найду?»

Но совсем недавно уже ведь было сокращение, причем серьезное, на 30%. Оно началось при Леониде Константиновиче и закончилось в 2012 году. И что – опять?

– Любая система пытается окуклиться, нарастить дополнительные буферы, чтобы в каких-то мобилизационных условиях с задачами справиться не напрягаясь. Наша задача – максимально этот «жирок» подчистить. Ведь основная затратная составляющая – это фонд заработной платы.

Однако согласно действующему в Омской области  законодательству никакого сокращения фонда зарплаты при сокращении чиновников не будет: высвобожденные деньги просто распределятся между оставшимися.

В бюджете, который будет 25 декабря во втором чтении рассмотрен, значительно все поджато. Есть указание федерального центра о том, что мы замораживаем денежное содержание чиновников сроком на два года. С другой стороны, надо создавать систему мотивации чиновников. И если я высвобожденные деньги пущу на  мотивацию и добьюсь от исполнителей лучшей работы, в конечном итоге результат будет выше.

– Вы сами себе противоречите. Сначала сказали, что будет сокращение фонда заработной платы, теперь – что перераспределение высвобожденных средств по оставшимся чиновникам?

– Вы пытаетесь развести форматы, а они идут бок о бок. Сейчас я сокращаю людей, и фонд сокращается. Дальше я понимаю, что это высвобождение позволяет маневрировать с фондом зарплаты в рамках создаваемой модели мотивации. Система мотивации, кстати, у нас две недели назад была разработана, мы взяли много разработок из бизнеса. Это система, которая может сформировать правильную корпоративную культуру, лояльность сотрудников. Со следующего года она уже вступит в действие, в первом квартале в тестовом режиме, во втором уже полностью. Я хочу, чтобы была переменная часть, привязанная к результату труда. Мы выставляем конкретные KPI (ключевые показатели эффективности. – Прим. «КВ»), это аналог известной  системы «5+», вопрос в том, какие параметры и веса мы берем для того, чтобы оценивать сотрудников в зависимости от функционала. Оцениваться будет своевременность выполнения поручений, качество подготовки документов, вовлеченность, новационность и прочее.

– Чем занимается аппарат губернатора? И что такое аппарат правительства?

– Ключевая функция аппарата – обеспечение связности всех органов власти, организация документооборота, контрольные функции и все, что связано с материально-техническим обеспечением деятельности правительства и губернатора. Простой пример: подготовка заседания правительства. Надо подготовить материалы, согласовать в установленном порядке, само заседание организовать, пригласить людей, огласить регламент, по результатам подготовить и разослать протокол. От сроков, от четкости, от качества документов ведь очень серьезно зависит качество управленческих решений. А аппарат правительства – потому что раньше было три аппарата, губернатора и двух первых заместителей. Сейчас аппарат один, так удобнее. Я когда-то читал мемуары Константина ЧЕРНЕНКО: то качество работы аппарата, которое было в партийной системе, очень высоко, к нему надо прийти.

– А в чем именно заключаются контрольные функции?

– Мы контролируем исполнение поручений, независимо от того, от кого они приходят – с федерального уровня, от губернатора или от его первого заместителя. У нас есть в этом плане интересный проект, так совпало, что я когда-то начинал, а сейчас под это еще и люди появились, как раз из Москвы вернувшиеся…

Раз вы контролируете исполнение, то и вы причастны к неисполнению поручения по созданию минпрома, что губернатор публично поставил в вину ТРЕТЬЯКОВУ?

– К сожалению, там возникла ситуация, в которой, как всегда, начались какие-то аппаратные бюрократические игры, которые недопустимы. 

– И что за интересный проект, под который кто-то вернулся из Москвы?

– В Москве есть интересный проект внутри правительства Москвы, который  называется «Контроль качества». Там есть этакие комиссары, которые контролируют работу правительства с точки зрения жалоб граждан, узких мест, им в KPI поставлено – не найдешь проблему, выгоним. Вернулся в Омск человек, который этим в Москве занимался, будем думать, как его в нашу структуру включить. Пока не скажу, кто это, трудовое соглашение еще не подписано.

А вот с кадрами как вы работаете?

– Мы замахнулись на создание нормальной HR-службы. Большая работа идет, даже с серьезным опережением того, что делает Минтруд на федеральном уровне. Многие хорошо забытые сейчас вещи из советского времени были, кстати, весьма эффективны. Например, когда человеку давали возможность поработать на разных участках. В советское время завсектором  промышленности можно было отправить на село. Сейчас мы, конечно, так не можем сделать хотя бы потому, что это разные уровни власти. Но вообще думаем об этом, ведь есть проблема с компетенцией глав районов, глав сельских поселений. Нужна программа обучения. Мы подготовили сейчас ряд книжек, чтобы глава поселения не попадал на какие-то проблемы по незнанию. Будем семинары выездные проводить. Кроме того, сейчас у нас создан внутренний правительственный портал...

– Надо бы хакера найти.

– Попробуйте. Если получится, буду знать, что недорабатывает соответствующее подразделение. На портале будет целый раздел, посвященный дистанционному обучению.

– Есть федеральный закон, согласно которому много лет – еще до Виктора Ивановича – ежеквартально в «Омском вестнике» печаталась маленькая табличка о численности чиновников в Омской области. Два года уже не печатается.

– Хорошо, что сказали, если это должно быть и не делается, то кто-то за это ответит. Мы делали сравнительный анализ на уровне органов исполнительной власти субъекта Федерации с Красноярском и Томском, на душу населения меньше всего чиновников в Омске.

– Когда был момент передачи здравоохранения из города в область и сокращался горздрав, знакомые медики утверждали, что в их лечебных учреждениях вдруг резко приросло количество бухгалтеров и экономистов с потрясающими зарплатами. То есть они снова сели на бюджет.

– Я бы решение этого вопроса начинал с централизации так называемых бэк-функций. Есть ряд абсолютно одинаковых для любого органа исполнительной власти функций, это связано с кадровой работой, с бухгалтерией, с ИТ, эти функции требуют централизации, за счет чего получается другое качество, компактность и существенная экономия. Мы сейчас этим занимаемся, уровень сопротивления, честно скажу, гигантский, но дорогу осилит идущий.

То есть есть намерение централизовать все эти функции, которые несколько лет назад расцентрализовывали с созданием бухгалтерий в каждой  школе и медучреждении?

– Мне хотя бы сейчас сделать так, чтобы по министерствам все эти функции централизовать. А дальше уже, выработав модель, скопировать ее, к примеру, на школы, чтобы министерство образования само выстроило у себя внутри такую систему. Такая задача есть, и она решаема.

– Вам не кажется абсурдом то, что сначала региональный минпром был ликвидирован, а теперь, через год, снова создается?

– Возможно, когда принимали решение о том, что нам минпром не сильно нужен, кто-то не сильно верил, что нам есть что сказать в части промышленной политики. На самом деле, какое влияние мы можем иметь на вертикально-интегрированные холдинги. Потом выяснилось, что можем и должны, что некоторые вещи вообще имеем возможность приземлять на нашу омскую землю. Так что мне не кажется это абсурдным, ситуация меняется, и, соответственно, надо менять управленческие решения. Причем решения должны приниматься очень быстро, с такой скоростью, с какой меняется ситуация. Скорость – вообще основной лозунг современности, причем скорость во всем, в коммуникации, в решениях. Думаю, что до конца следующей недели выпустим документ о создании министерства промышленной политики и назначении министра. Министерство создано будет с 1 января.

Когда-то в советское время в областном обкоме промышленностью занималось пять человек. А сейчас все отрасли «пухнут», возникает этакое облако чиновников над городом. Что должна делать власть? Определять приоритеты, задавать координаты. А я открываю эту координатную сетку, например, закон о   патентном налогообложении, и там такие услуги, как точение ножей, зарядка баллончиков, торговля леденцами с лотка и всякая такая чушь. Там нет ни офшорного программирования, ничего! Страшно смотреть.

– Если уж говорить об офшорном программировании, тут, конечно, есть перспективы. После принятия закона о защите персональных данных сформировался серьезный рынок. В этой ситуации что я делаю? Говорю нашему управлению информационных технологий: коллеги, к такому-то сроку нужен проект по дата-центру. И мы сейчас этим проектом занимаемся, чтобы те же офшорные программисты сказали, зачем нам работать там, мы будем работать здесь, на этих серверах все возможности намного дешевле.

– И на какой стадии этот проект, в чем он заключается?

– Пока в стадии переговоров с разными инвесторами. Дата-центр – серьезно устроенная штука с инженерной точки зрения, которая позволяет аккумулировать вокруг достаточно серьезную активность проектов айтишников. Есть несколько потенциальных мест размещения этого проекта. Плюс в том, что в Сибири холодно, а в дата-центре основная проблема – обеспечить охлаждение. Сделать этот проект достаточно сложно, там космос с точки зрения технологий, высокие требования к инженерке, вплоть до того, что центр должен быть запитан от разных ТЭЦ. И один такой маленький проект мы будем делать вместе с Пенсионным фондом, они приняли уже, насколько я знаю, решение о создании в Омске дата-центра ПФ РФ.

– По поводу открытости органов власти вопрос. Уже месяца два, как вы приняли решение закрыть заседания правительства …

– Не я принял,  конечно, решение

Губернатор сказал, что вы.

– Я рекомендовал, то есть автор я, действительно. Мотивация простая. Это на самом деле нормальная практика, она не выбивается из ряда вон. А то, что нас отдельные издания упрекают в том, что закрыты принимаемые решения, так черта с два, все решения публикуются в газете, на сайте и так далее. Представьте ситуацию: есть какой-то нормативный акт, который вызывает внутри правительства горячую дискуссию, в том числе переходящую на личности. Зачем это выносить публику, когда будут очередные мнения по поводу и без? Есть определенная ответственность у госчиновника за то, что он делает, а пообсуждать может каждый.

– И какой нормативный акт может вызвать такую дискуссию?

– Например, перераспределение полномочий, перераспределение штатов. К сожалению, журналисты этого не понимают, но много есть документов, которые идут с грифом, особенно в последнее время, в связи с внешней угрозой и так далее. Вопрос не в закрытости... Например, у меня проходит аппаратное совещание, где обсуждают вопросы работы аппарата, мне что, на него тоже журналистов приглашать?

Если пригласите, это будет только плюс. Открытость власти – это имиджевый момент. Когда заседание открыто несколько лет, а потом его закрывают, это непременные имиджевые потери.

– Открытость власти – это некий жупел, который вы применяете сейчас для того, чтобы серьезную вещь свернуть в демагогию. Вам как жителю города Омска что важнее? Чтобы мы превращали заседания правительства в «выслушали-постановили»? И заседания правительства, повторюсь, и сейчас открыты в определенной части, в наиболее важных вопросах.

– А какие вопросы важные? Откуда вы знаете, что для нас важно, что нет? Мне как жителю Омска важно все. Вы недавно сказали, что журналисты показывают Омск как филиал ада, а как у нас может быть не унылая атмосфера, если один министр в бегах, другой сидит? Журналисты как зеркало в этой ситуации.

– Я не против критики, критикуйте, но профессионально, а не в формате дешевой демагогии. И вы не зеркало, вы субъективны и отражаете то, что есть в вашей картине мира. Да, есть серьезнейшая кадровая проблема, и не только в Омской области. Мы прекрасно понимаем, что кадры для госуправления должны быть на голову выше, чем в бизнесе, но,  к сожалению, это не так. В Омской области вроде бы 2 млн людей, но когда под конкретную должность начинаешь кого-то присматривать, выбор крайне небольшой.

– Как я понимаю, вы тот человек, который управляет этой глобальной пропагандистской машиной, нашим министерством правды, другими словами, ГУИПом.

– Не управляю, но курирую.

– Люди оттуда говорят, что управляете. Я у губернатора как-то спрашивал, доволен ли он тем пиаром, который ему делают, тем, как его личность в медийном поле представляют, как работает вся эта машина. На мой взгляд,  она работает плохо, а как вы считаете?

– Я согласен с вами. Управление не смогло сформировать те коммуникации, ту открытость, которые бы позволили журналистам те проблемы, которые есть сейчас, не превращать в сенсации. Не ошибается только тот, кто ничего не делает. Основная задача информационной политики – это ведь не пиар губернатора, на мой взгляд, а формирование такого информационного поля, которое бы работало на задачи развития региона, на обеспечение общественной, социальной, политической стабильности, которая нужна в том числе и для любого инвестора. Я работал в инвестиционных структурах и знаю, что инвестор обязан анализировать информационный фон, чтобы принять решение о рисках. Задача информационной политики – не брендолапу создать за 10 млн. У нас есть проблемы, это правда, но есть и положительное, есть люди, которые формируют совсем другую повестку дня. А многие из тех вопросов, которые формируют напряжение со стороны населения, возникают только потому, что головотяпы-чиновники не донесли какие-то инструменты. Я пришел к вам именно потому, что понимаю важность этой работы. Да, вы, журналисты, меня критикуете, иногда совершенно несправедливо, иногда совершенно по-хамски, но я не обижаюсь. Вроде как, назвался груздем – полезай в кузов. С точки зрения ключевых акцентов в информационной политике у нас есть очень серьезная недооценка потенциала, есть серьезные проблемы в коммуникациях, в том числе с федеральным центром.

– Вот есть 12 канал, он же ваш...

– А посмотрите, как меня на 12 канале на ток-шоу, посвященном Дню Конституции, полоскали. В этом смысле мне нравится, конечно, профессионализм Александра МАЛЬКЕВИЧА, он занимает как раз ту позицию, который должен занимать человек, работающий на областном канале.

– Не знаю, как сейчас у МАЛЬКЕВИЧА, но раньше, когда был «Диалог  с губернатором», он производил впечатление очень тягостное. Когда там молодые журналисты общались с губернатором, елей лился во все стороны, целая система была умильных улыбок, заглядывания в глаза, зрителю с экрана это все неприятно смотреть.

– Я понимаю, что это непрофессионализм, и точно знаю, что Александр МАЛЬКЕВИЧ понимает это не хуже вас. Мне тоже не хочется, чтобы лился этот елей.. Ведь у нас в регионе, в стране не настолько все хорошо, и не нужно создавать диссонанс между реальным и действительным, это кроме раздражения ничего не вызывает. Я не обращал на это внимания, но вы правы.

А МАЛЬКЕВИЧА на канал вы пригласили? Вы его давно знаете?

– Пригласил я, но не знал, я его специально искал. Это человек с достаточно серьезным пониманием информационной составляющей, и он когда-то создал один из лучших региональных каналов. Он хороший менеджер, и в данном случае его задача – сделать интересный канал, который будут смотреть.

– А вот будущий руководитель департамента информационной политики Татьяна ТРЕНИНА откуда взялась?

– Тоже я искал. Она тоже человек, который с нуля сделал что-то. Она создала в Новокузнецке один из крупнейших региональных холдингов, который мог  с точки зрения качества работы сравниться с областным телевидением. Причем это было независимое от губернатора ТУЛЕЕВА телевидение. Почему не из Омска, так это осознанное решение. У каждого человека есть какая-то история отношений. И хотелось просто начать с чистого листа. Потому что есть какие-то обиды у журналистов на ГУИП, на конкретных людей. Я надеюсь, что Татьяна выстроит ровные и  взаимозаинтересованные отношения с разными изданиями, вне зависимости от того, критикуют они нас или нет.

– У нас часть достаточно влиятельных СМИ возглавляют бывшие начальники ГУИП, вы не оценивали эти риски, что они эту девушку сейчас затопчут в пыль?

– Пусть попробуют. Ключевая задача ГУИПа – выстроить отношения. Если журналист вынужден семь кругов ада пройти, чтобы получить информацию, это значит, что мы непрофессионально работаем. Должна быть обратная ситуация: сидит журналист, думает – и об этом написал, и об этом написал, а ему звонит ТРЕНИНА и говорит: а об этом не писали, приходите, расскажем.

А вы принимаете участие в подборе советников губернатора?

– Как человек, у которого в подчинении кадровое подразделение, я обязан готовить соответствующую аналитику по персоналиям. Но я прекрасно понимаю, что губернатор один такие решения принимает, поэтому я здесь держусь в границах своих компетенций. Спрашивает губернатор, я свое мнение высказываю.

Комментарии
Интересно 19 декабря 2014 в 22:54:
Вот его краткая биографияПонятно что для Виктора Ивановича важна его работа в сбербанке, это как говорится во времена Дюма серьезная рекомендация.Но почему этот человек стал каким то экспертом в вопросах пиара, СМИ, пресс-служб.Не взорвет ли это решение все медиапространство вокруг ВИ?Владимир Компанейщиков pодился в 1972 году в Праге. Окончил физический факультет ОмГУ, факультет переподготовки по специальности «Маркетинг». Служил в управлении ФСБ, затем работал в «СБС-АГРО». В 1998 году окончил Омскую банковскую школу ЦБ РФ. С 2000 года работал в «Агентстве жилищного строительства». В 2001 году возглавил «Омскую региональную ипотечную корпорацию». Возглавлял ОАО «Омское ипотечное агентство». С июля 2009 года руководил Западно-Сибирским филиалом ООО «Сбербанк Капитал». С ноября 2010 года по ноябрь 2011-го — вице-президент Банка Жилищного Финансирования (ЗАО «Банк ЖилФинанс»). В мае 2012 года был назначен директором проектов департамента ПСС 2.0 Сбербанка России. С мая 2013 года – директор по развитию бизнес-систем ОАО «Омскнефтехимпроект».
Показать все комментарии (1)

Ваш комментарий


Наверх
Наверх
Сообщение об ошибке
Вы можете сообщить администрации газеты «Коммерческие вести»
об ошибках и неточностях на сайте.