27 января муниципальное предприятие Азовского района «Автомобилист» подало заявление в арбитражный суд о собственном банкротстве. Пока заявление оставлено без движения, но МП уже фактически не существует, в штате – только директор и бухгалтер, которые завершают ликвидационные процедуры. Еще полгода назад «Автомобилист» был одним из самых стабильных и прибыльных предприятий района, его ставили в пример, работать там было почетно и надежно. В считаные месяцы ГП «Омскоблавтотранс» превратило азовское МП в нищего банкрота. Как это произошло, корреспонденту «КВ» Ирине БОРОДЯНСКОЙ рассказал директор «Автомобилиста» Петр ЦАЛКО.
— Петр Борисович, каким образом развалилось ваше предприятие?
- 4 июля 2013 года министерством строительства, транспорта и ЖКК был проведен конкурс на осуществление регулярных перевозок по маршрутам автомобильного транспорта пригородного и межмуниципального сообщения. Говоря проще — отбор перевозчиков на базовую маршрутную сеть. Раньше такие конкурсы проводились, но к стабильно работающим районным АТП относились бережно и наши маршруты не трогали. На этот раз все случилось иначе. Не имея в Азово ни гаражей-стоянок, ни материально-технической базы, выставив в одном лоте 10 новых автобусов 2010 года выпуска против моих старых, конкурс выиграло ГП «Омскоблавтотранс».Нам остались два внутренних маршрута, на которых наше предприятие финансово прожить просто не могло.
— Сколько у вас было автобусов и сколько человек работало?
— Маршрутов было 8, автобусов 10, работали 26 человек. Двадцать лет на рынке перевозок мы работали стабильно, без долгов. Буквально в июне бессрочную лицензию получили, а значит. наше предприятие полностью соответствовало всем необходимым параметрам по пассажирским перевозкам. Омскоблавтотранс, выиграв конкурс, забрал маршруты, и наши работники остались без работы. Сначала они пришли со своими водителями, которые приезжали в командировки и жили в общежитии, потом 5 человек водителей приняли наших. Остальные уже бывшие наши работники или числятся на бирже труда, кто-то вынужден ездить в Омск. А когда предприятие стабильно работало и ничто не предвещало беды, они спокойно кредиты брали, у нас работали матери-одиночки. Но в один день все рухнуло, все мы остались без работы.
— А где Омскоблавтотранс держит свои автобусы?
— Все лето их автобусы стояли под открытым небом и обслуживались так же. Сегодня часть автобусов они ставят на птицефабрике, три автобуса — в телятнике или коровнике, оборудовали там буржуйку. НЕКУРЯЩИХ говорит, что перевозки обходятся теперь дешевле, но этого не может быть. Там также начальник колонны есть, диспетчер, они платят за две гаражных стоянки, никак не могут стоить их перевозки дешевле. Я считаю, что этот конкурс был проведен совершенно неправильно, такая махина, как Омскоблавтотранс, не должна выступать на равных с районщиками, они у любого район выиграют, если захотят — такая махина. Но зачем? Стабильно работающее предприятие, имеющее все для нормальной работы, было разрушено. Просто так.
— Только с вами Омскоблавтотранс так поступил?
— Сегодня у них конфликт со всеми районами. Многие из районных АТП эксплуатируют автобусы, закупленные правительством Омской области, собственником которых теперь значится Омскоблавтотранс. В свое время для того, чтобы нормально обслуживать базовую сеть с небольшими деревнями, было решено, что арендная плата за них будет небольшая. Сейчас Омскоблавтотранс ее существенно повышает, требуя либо платить, либо вернуть автобусы. В Москаленках таких арендных автобусов, например, 17 из имеющихся 19 — там автопредприятие встанет, если их заберут. У нас было 5 таких автобусов, но мы их сдали в Омскоблавтотранс. Автобусы эти стареют, по логике, арендная плата должна уменьшаться, а она, наоборот, увеличивается.
— Не пробовали искать другие заказы?
— Мы специально были созданы для базовой сети, для обслуживания населения, малоимущих, а не для коммерческих маршрутов. Попробовали с Седельниково договориться по базовому маршруту, и начали было работать, однако Омскоблавтотранс нас начал и оттуда вытеснять: не выпускали с автовокзала, много гадостей начали делать, строили козни. Пришлось оставить этот маршрут. Сейчас свои, точнее, муниципальные 10 автобусов передали в коммунальное хозяйство и банкротимся.