Опять накопились транспортные новости. На днях губернатор Виктор НАЗАРОВ сделал юбилейное пятьдесят восьмое заявление для СМИ, в котором в очередной раз признал, что метрополитен областному бюджету не по силам, поэтому, мол, надо что-то думать про подземный трамвай. Чуть больше месяца назад в Омске побывала какая-то загадочная делегация из Министерства транспорта и экологии Франции. А скоро (как говорят) легендарный Вукан ВУЧИК в Омск приедет, с целью разобраться (как говорят) в омских транспортных загадках. И разберется, конечно. В этом можно не сомневаться. Нет таких задач, которые были бы не под силу американскому урбанисту-транспортнику. А Омск с точки зрения науки и практики совершенно ничем не выделяется из стройного ряда городов с небольшими бюджетами и большими заторами.
Жаль только, что приезд профессора поможет нам как мертвому индейцу керосиновая припарка. Основная часть полезных советов благополучно пролетит мимо омских ушей в силу, мягко скажем, слабой подготовленности их владельцев к восприятию теории транспортных систем в городах, удобных для жизни. Наши люди в подавляющем большинстве мечтают о больших машинах, широких дорогах и ни на что другое не согласны. Да и денег у нас в областном бюджете нет уже ни на что. Чтобы было понятнее, напомню динамику роста долговых обязательств Омской области. В 2007 году — 4 млрд рублей. В начале 2008 года — 5,5 млрд рублей. К январю 2012 года долг вырос до 17,4 млрд рублей, а когда несменяемого Леонида ПОЛЕЖАЕВА сменил на должности губернатора Виктор НАЗАРОВ и президент свалил на бюджет повышенные социальные обязательства, долг стал расти галопом. К началу 2014 года он достиг 29,7 млрд рублей, а к концу года, по прогнозу минфина, может возрасти до 37,8 млрд рублей (73% от годового дохода регионального бюджета).
Можно долго рассуждать на возвышенные темы, но лично я не вижу, где в этой куче долгов лежат деньги на строительство нашей экономной системы подземно-наземного трамвая (LRT), которая заменит ужасно дорогое метро. А все бесконечные споры-разговоры на свободные темы и многочасовые обсуждения в свободном формате перспектив Омска до 2150 года именно для того и нужны, чтобы завуалировать очевидное. Типа инфраструктурными проектами правительство занимается так неторопливо не потому, что в областном бюджете пусто. Мол, чиновникам требовалось время на раздумье. Они, мол, хотели поточнее сформулировать проблему, чтобы потом ее можно было перекомпоновать и подготовить к долгому обсуждению этой перекомпоновки с экспертами.
Понятно, что от губернатора НАЗАРОВА особо ничего не зависит. Разница лишь в том, что до него у омичей не было надежды достроить метро, а сейчас есть понимание, что мы никогда не увидим LRT. Но лично мне жальче нашу метромечту. «Омский метрополитен» — это симулякр, с которым прожили несколько поколений омичей. Меня с метромечтой тоже можно разъять только хирургическим путем, как сиамских близнецов. Я даже квартиру специально покупал рядом с будущей станцией. Думал, в 2016 году в объявлении о продаже с московской лихостью укажу: «В двух минутах от метро». Не судьба!