Все рубрики
В Омске пятница, 29 Марта
В Омске:
Пробки: 4 балла
Курсы ЦБ: $ 92,2628    € 99,7057

Михаил СУТЯГИНСКИЙ:«В Омске общественное мнение настроено категорически против кремния, но есть другие регионы, более лояльные к бизнесу. Есть Свердловская область, где металлургии не боятся»

19 ноября 2014 13:37
5
5689

На минувшей неделе на кухне «Коммерческих вестей» побывал Михаил СУТЯГИНСКИЙ, председатель совета директоров ЗАО «ГК «Титан», которой скоро исполнится 25 лет (днем своего основания Группа считает 20 ноября 1989 года, когда Михаил Александрович создал при комитете комсомола Омскнефтеоргсинтеза молодежный центр «Титан», чтобы заниматься «развитием производственной и общественной активности молодежи через создание и поддержку самодеятельных, производственных, кооперативных и других объединений»). В беседе за чаем с творческим коллективом «КВ» Михаил СУТЯГИНСКИЙ рассказал о своих планах, о том, что не понимает страха омичей перед всем новым, о судьбе казахстанских предприятий Группы «Титан» и необходимости для Омской области проекта «Биокомплекс», реализацию которого Группа компаний «Титан» надеется начать в сентябре 2015 года. Наиболее интересные моменты этой беседы мы предлагаем вниманию читателей «КВ»

– Хочется начать с самого важного – с «Биокомплекса». Об этом проекте омичи уже много лет слышат, но реализация его до сих пор не началась.

– На самом деле если бы была возможность реализовать проект «Биокомплекса» раньше, если бы на сегодняшний день он уже функционировал, то был бы как никогда актуальным с точки зрения стратегии импортозамещения, озвученной руководством нашей страны. И сельское хозяйство Омской области выглядело бы несколько в ином свете. К сожалению, мы имеем то, что имеем. В силу ряда объективных сложностей проект «Биокомплекс» не был реализован и в данный момент находится на стадии экспертизы. Для такого большого инфраструктурного проекта необходима господдержка.

– А разве господдержки нет? Власти только и говорят о том, как они поддерживают бизнес. И оптом поддерживают, и в розницу...

– Понимаете, в чем дело: государственная поддержка должна быть формализована, а для этого нужно, чтобы депутаты, например, внесли изменения в областной бюджет. А этой работе предшествует другая работа. И так далее.

– Кстати, не все эксперты разделяют ваш оптимизм по поводу перспектив использования биоэтанола...  

– Биоэтанол – это только один из якорных продуктов производственного комплекса. Среди якорных продуктов – сухая клейковина, которая зарекомендовала себя идеально, кормовая добавка, которая является эффективным заменителем сои, импортируемой в нашу страну в количестве двух миллионов тонн ежегодно. А есть еще масло зародышей пшеницы, обдирная мука, востребованная сторонниками так называемого умного питания. Есть и пищевой крахмал, и органические кислоты, и аминокислоты, и ферменты, и витамины, и пищевые добавки. Комплекс по глубокой переработке зерна – это ядро, вокруг которого можно успешно развивать биотехнологии. На территории 999 гектаров можно построить лаборатории, исследовательские центры, пилотные установки. Мы уже сейчас плотно работаем с Всероссийским научно-исследовательским институтом пищевых биотехнологий, с Воронежским институтом системных биотехнологий. На проект завязано порядка шести научных организаций. Мы могли бы создать очень хорошую научную базу. В эту схему можно включить и группу «Оша», которая на своем спиртовом заводе производит сегодня сухую барду.

– Была информация, что ГК «Титан» вроде бы договорилась о финансировании проекта «Биокомплекс» со Сбербанком. И даже подписывался какой-то меморандум...

– Мы очень надеемся на поддержку Сбербанка. Но в данный момент я не могу сказать, что мы со Сбербанком договорились. Был подписан договор о намерениях, не более того.

– И все же не совсем понятно. Вот ваша программа по развитию животноводства, в рамках которой вы строите комбикормовый завод, – это тоже часть проекта «Биокомплекс»? Или это вообще отдельное направление?

– В принципе и комбикормовый завод, и животноводство – это часть единой технологической цепочки по переработке и использованию зерна. У нас, если помните, было в свое время  предложение по созданию четырех кластеров – нефтехимического, агропромышленного, кремниевого и деревоперерабатывающего. Все эти кластеры были между собой связаны, что должно было дать синергетический эффект для экономики Омской области.  

– Что из этих ваших планов уже реализовано?

– Свинокомплекс функционирует, хотя пока и не на проектную мощность – сегодня у нас 47 тысяч голов. Оборудование для элеватора уже закуплено и находится на складе. Комбикормовый завод фактически построен. Мы планируем пустить его в марте 2015 года. Хотелось бы к середине 2015 года завершить работу над изменениями в проектную документацию «Биокомплекса» и в сентябре начать наконец строительство.

– Мясокомбинат «Пушкинский», о котором вы заявляли в начале года, – это параллельный проект?

– Параллельный. Мы первую очередь завершили, запустили убойный цех. Сейчас расширяемся и приглашаем в партнеры различные компании. Ведем переговоры с итальянцами, с турками.  

– А где сегодня свинина, которую производит ГК «Титан»?

– Она продается в розницу и оптом. Сегодня 40% свинины, представленной на омских рынках, произведено компанией «Титан-Агро». И мне лестно, что покупатели по достоинству оценили наше качество. 

– Если «Биокомплекс» такой перспективный проект, почему банки не выстраиваются в очередь, чтобы его профинансировать? Они не верят в доходность?

– В данный момент, когда зерно возросло в цене до 8 тысяч рублей за тонну, сомнения в жизнеспособности нашего проекта действительно возникают. Это в Америке и в Европе производители, которые отправляют продукцию на экспорт, получают субсидии от государства, а поскольку Россия пока не придерживается такой политики, то мы вынуждены искать ту конструкцию, которая в конечном итоге даст нам коммерчески успешный проект.   

– К вопросу о кремниевом кластере. Михаил Александрович, как вы относитесь к тому, что слово «кремний» стало вызывать в Омске буквально бурю эмоций? Не так давно группа общественников даже пыталась вынести на общегородской референдум вопрос о возможности строительства в Омске завода по производству поликремния. Понятно, что речь шла о планах ГК «Титан»... 

– Я этот вопрос мог бы переадресовать к вам, журналистам. У вашего коллектива какое мнение по поводу завода поликремния?

– В нашем коллективе на этот счет разные мнения. Есть как сторонники, так и категорические противники кремниевого производства в Омске...

– Категорические противники кремния, на мой взгляд, появляются только по причине  незнания предмета. В Германии в городе Бургхаузен, где расположен один из самых крупных в мире заводов по выпуску поликристаллического кремния – подразделение транснациональной компании Wacker Chemie AG, почему-то возможно размещение производства в 400 метрах от жилья, а в Омске нельзя даже в 8 километрах от черты города. Кстати, в Бургхаузене работники завода поликремния получают среднюю зарплату в размере 8 тысяч евро.

– Наличие такого прецедента в Германии вовсе не означает, что у нас в России будет построен завод с такими же параметрами безопасности...

– Не вижу причин для сомнений. Чем отличается, к примеру, российский полипропилен от европейского? Ничем не отличается.

– Отличие хотя бы в том, что когда на омских улицах летом появляется непонятная снежная пыль, а зимой снег вдруг становится черным, то источники загрязнения ни разу добровольно не признавали свою вину. В Европе, надо полагать, виновники таких экологических загрязнений выплачивали бы муниципалитету огромные штрафы.

– В этом смысле вы правы, конечно. Если государство следит за тем, чтобы наказание за преступление было неотвратимым, то почему за подобные действия не должно быть наказано предприятие? И прецеденты в мире есть. Они всем известны. Правительство США наказало нефтяную компанию BP на 11 миллиардов долларов на нанесение экологического ущерба после аварии в Мексиканском заливе. Россия – еще молодое государство, и мы должны без сомнений совершенствовать наше экологическое законодательство. Но при этом не должны отказываться от перспектив только по той причине, что несколько квазиэкологов считают производство кремния опасным. Вот сейчас встал вопрос о российской элементной базе и все сразу вспомнили про поликремний. А проект в Усолье-Сибирском не состоялся. И что делать?

– То есть Группа компаний «Титан» еще не отказалась от идеи построить кремниевый завод?

– Нет, не отказалась. Просто я живу в Омске, никуда отсюда уезжать вроде бы не собираюсь и мне не хочется, чтобы на улице указывали на меня пальцами и говорили, что я являюсь якобы источником проблем для их потомков. В Омске общественное мнение настроено категорически против, но есть и другие регионы, более лояльные к бизнесу. Есть Екатеринбург и Свердловская область, где металлургии не боятся. Там нам уже предложили две площадки на выбор, и мы с удовольствием реализуем проект по строительству завода металлургического кремния с годовым объемом 72 тысячи тонн.

– На каких условиях предложили площадки?

– Условия такие, что хоть сейчас переезжай в Свердловскую область вместе с «Биокомплексом». Там инвестиционная политика совершенно иная. В Каменске-Уральском нам предлагают площадку в индустриальном парке уже с готовой инфраструктурой. Плата за подключение ко всем ресурсам – ноль. И никаких условий по софинансированию не ставят.

– Говорят, что будущее в России непредсказуемо. Каков сегодня горизонт планирования у ГК «Титан»?

– Мы недавно подписали договор с «Газпром нефтью» для «Полиома» на срок в 49 лет. В договоре оговорены и условия поставки сырья, и формула ценообразования, которая учитывает все возможные перемены. Исходя из этого договора у предприятия появляется и горизонт планирования. Что бы ни случилось с Группой компаний «Титан», кто бы ни стал собственником «Полиома» в будущем, сырье будет поступать по оговоренной цене.

– В текущем году у «Полиома» какая предполагается выручка?

– Объем реализации будет на уровне 12-13 млрд рублей. В следующем году мы планируем увеличить объем производства до 210 тысяч тонн, а выручку – до 15 млрд рублей. А с 2016 года только налог на прибыль, который перечисляется в бюджет региона, составит 465 млн рублей.

– Прибыль у «Полиома» в 2014 году предполагается?

– Кредиты у «Полиома» на 50% в долларах, и за счет курсовой разницы прибыли не предполагается практически никакой.  

– Какой курс доллара станет для вас критичным?

– Ситуация и сегодня уже критичная. Нам, несмотря на экспортные поставки, не выгоден высокий курс доллара. Мы удерживаем определенный баланс поставок полипропилена на внутренний рынок и на экспорт, и нам бы не хотелось его менять в сторону увеличения экспорта. Наращивание экспорта – это чревато. 

– С продажами полипропилена у вас нет проблем?

– Никаких проблем. По качественным показателям у нас сегодня лучший полипропилен в стране. Мы с «Сибуром» определились, что «Тобольск-Полимер» производит и реализует одни марки, мы – другие марки. Через год мы планируем начать уже собственную переработку полипропилена.

– Будете выпускать пленку?

– Нет, начнем с компаундов. Это очень перспективный полимерный материал, который объединяет в себе полипропилен, полиэтилен и полистирол. Тему компаундов мы обсуждаем сейчас с разными производителями, в том числе с компанией «Полипластик», которая в Омске работает. Рассматриваем возможность и создания совместного предприятия. У нас будет вся гамма продукции, связанной с компаундами и с производством всех упаковочных материалов. Мы будем производить не только сополимеры, но и гомополимеры, и статсополимеры. И они тоже будут лучшими по качеству. 

– Какова ситуация на рынке каучуков? Раньше говорили, что российские каучуки активно скупает Китай. А как сейчас?

– Сегодня Китай уже практически на 90% закрыл свои потребности в каучуках. И полностью переходит на бутадиен-стирольные каучуки. Китай проводит жесткую политику замещения импорта.

– «Омский каучук», насколько помнится, много поставлял продукции в Китай. Где сегодня ищете новые рынки?

– Экспортировать каучуки, наверное, не самое правильное решение. Нужно развивать внутренний рынок. А экспортировать продукцию уже с более высокой добавленной стоимостью – резиновые смеси, к примеру.

– Не опасаетесь, что продукция «Омского каучука» не будет востребована?

– Нет, не опасаюсь. «Омский каучук» уже давно бы стоял, если бы не Группа «Титан». Сегодня перекрыть объемы, которые выпускает «Омский каучук», – вообще не проблема. Но мы работали и будем работать.

– У вас и поддержка была хорошая при предыдущем правительстве. Разве нет?

– А разве мы мало сделали? Группа замахнулась на очень амбициозный проект – завод по производству полипропилена. И мы этот проект реализовали.     

– Что происходит в Казахстане с кремниевым заводом, который строился и управлялся Группой «Титан»? Есть ли перспективы, рассчитываете ли вы как-то договориться с властями Караганды и с казахстанскими банками?

– Я очень сожалею о том, что произошло с нашими предприятиями на территории Казахстана. Не знаю, выиграл ли кто-то от того, что наше предприятие «Силициум Казахстан» фактически  национализировано, сделано все это было умышленно. Бывшее руководство Банка развития Казахстана не могло действовать так, как действовало, без поддержки со стороны отдельных высоких руководителей Казахстана. Завод по производству кремния остановили искусственно. Буквально на ходу. В одной из печей даже остался металл, из-за чего завод, когда они его все же запустили, функционирует только на 30%  от прежней мощности. Автоматика – не работает, воздуховоды – не работают, газоочистка – не работает. А во внешний мир выпускаются пресс-релизы, что все хорошо. На момент остановки считалось, что завод нерентабельный, а сейчас, когда он работает всего на треть от своих возможностей, он вдруг стал и высокопроизводительным, и высокорентабельным, и лучшим в мире.

Юридически мы продолжаем отстаивать свои права. В Карагандинском суде не услышали ни одного нашего довода, но у нас еще остается возможность обратиться в Верховный суд Казахстана в порядке надзора. Инвестиции, которые мы сделали в объеме 24 млн евро, мы подтвердили в судах на территории России. У нас на руках уже исполнительные листы. Я думаю, в любом случае мы должны будем сесть за стол переговоров. Некоторый оптимизм внушает и тот факт, что сменили акима Карагандинской области, который активно участвовал в силовом захвате предприятия «Силициум Казахстан». Сегодня он находится под следствием. И с ним под следствием еще 26 бывших руководителей, занимавших в Карагандинской области высокие посты.

– Раньше доля в акционерном капитале «Силициум Казахстан» принадлежала немецкому машиностроительному концерну «ТиссенКрупп АГ». Эта доля у него осталась?

– Доля наших немецких партнеров по прежнему 16%. И они разделяют наше мнение по поводу этой сложной ситуации, в которой оказалось предприятие «Силициум Казахстан». У нас единая позиция. Если нам не удастся ничего решить в Казахстане, то мы совместно будем обращаться в международный арбитраж.

– Заработает ли когда-нибудь опять завод «Биохим» в Северо-Казахстанской области, который производил биоэтанол?

– В свое время руководитель Банка развития Казахстана Нурлан КУСАИНОВ в открытую нам предлагал сделку. И если бы мы отдали «Силициум Казахстан», то получили бы реструктуризацию долгов «Биохима». Мы отказались. Завод стоит. Его продолжают растаскивать. Уже разграбили всю кабельную продукцию, выдрали и выломали контрольно-измерительное оборудование, автоматику. Кто за это ответит? Все было бы нормально, если бы власти Северо-Казахстанской области выдержали договоренности и проложили вторую ветку водопровода, которая обеспечила бы завод достаточным количеством технологической воды.

– Когда ситуация в Казахстане изменилась настолько, что вы стали ощущать давление на предприятия «Титана»?

– В 2011 году. Вся спецоперация была разработана, я думаю, под мой уход из Государственной думы. Как только завершились выборы, был написан и первый донос. Казахстану не нужно, чтобы в Омске был реализован проект по строительству завода поликремния, Казахстан планирует построить собственный завод. Вы действительно считаете, что общественное движение против строительства завода в Омске возникло само по себе?

– Группа «Титан», помнится, подавала иск о том, чтобы арбитражный суд не закрывал конкурсное производство ООО «Омск-Полимер». Почему?

– Потому что «Омск-Полимер» остался должен Группе компаний 246 млн рублей. Мы уже в стадии конкурсного производства занимали «Омск-Полимеру» 43 млн рублей, чтобы предприятие смогло хотя бы частично закрыть долги по заработной плате и снять социальную напряженность. В присутствии губернатора нам было обещано, что деньги нам вернутся после продажи имущества. А в итоге нас просто кинули. Руководство предприятия расторгло все договоры, распилило трубопроводы и паропроводы. От завода ионообменных смол одни лохмотья остались. Они умудрились разрезать даже паропровод, который шел с ТЭЦ-4 на «Омский каучук».

– Как вы оцениваете устойчивость сегодняшней экономики России в условиях санкций?

– Понятно, что санкции направлены на ухудшение экономического состояния нашей страны. Нас хотят наказать, поэтому ударили по тем направлениям, где мы экономически и финансово зависимы. В этой ситуации необходимо сделать объективную оценку наших возможностей и закрыть прежде всего слабые места. Если говорить о продовольственных рынках, то по мясу птицы Россия свои потребности смогла закрыть. По свинине ситуация более-менее. А вот по мясу крупного рогатого скота зависимость еще достаточно большая.

– А что думаете по поводу НПО «Мостовик»? Не возникает ощущения, что история «Мостовика» чем-то похожа на вашу казахстанскую историю?

– Такие истории всегда уникальны. И во все необходимо вникать, во всех тщательно разбираться. «Мостовик» – наше омское предприятие. И уже хотя бы поэтому «Мостовик»  заслуживает максимального внимания. Мы в Казахстане, я считаю, недоследили. Где-то слишком доверились, где-то побежали вперед паровоза, вместо того чтобы остановиться и более тщательно закрепить свои права. А люди посмотрели, увидели наши слабые места и ударили по ним. Не думаю, что в бизнесе «Мостовика» было все кругло и гладко. Если бы были закрыты все периметры, то никто бы не смог ничего ему сделать. В любом случае, я считаю, что обанкротить «Мостовик» будет стратегически неверно. Что такое долги «Мостовика»? Они большие или не очень? Откуда эти долги возникли? Вопросов очень много.

– Опыт показывает, что самые большие проблемы возникают у тех, кто много работает с государством как с заказчиком. НПО «Мостовик» Олега ШИШОВА не стало исключением...

– ШИШОВ по-хорошему амбициозный человек. И работал всегда на результат. Он создал компанию, которой наш регион может с полным основанием гордиться. В последние годы у «Мостовика» все шло вроде бы гладко, поэтому Олег Владимирович и не смотрел особо по сторонам. Хотя, конечно, сегодня даже отдельная наука есть, которая занимается проблематикой оценки рисков.

– Почему в Израиле или в Сингапуре наукоемкие проекты реализуются успешно, а в России никак? За что ни берутся, ничего не получается.

– Все это хорошо спланированные акции, когда в результате в России ничего не получается. Никому в мире не интересно, чтобы в России развивались наукоемкие технологии.

– Спасибо вам, Михаил Александрович, что выбрали время зайти к нам на чай. И мы поздравляем, конечно, Группу компаний «Титан» с наступающим юбилеем. 

Комментарии
Вячеслав 13 апреля 2015 в 15:54:
Михаил Александрович, сочувствую Вам по поводу завода Силициум Казахстан, очень перспективные начинания кстати некоторое время работал в Актасе
Иван 22 ноября 2014 в 01:52:
2 Внимательная Металлургический кремний это и есть поликристаллический кремний с точки зрения технологии. А что касается завода, жаль, что америкосы победили.
Внимательная 22 ноября 2014 в 01:12:
Значит, на Урале будет строиться завод по производству металлургического кремния. А что насчет завода по производству поликристаллического кремния? Ведь именно против этого вредного и опасного химического производства настроено общественное мнение в Омске.
Внимательная 22 ноября 2014 в 01:12:
Значит, на Урале будет строиться завод по производству металлургического кремния. А что насчет завода по производству поликристаллического кремния? Ведь именно против этого вредного и опасного химического производства настроено общественное мнение в Омске.
Внимательный 19 ноября 2014 в 14:49:
Буксует Сутягинский, буксует...
Показать все комментарии (5)

Ваш комментарий

Сбер повысил ставки по вкладам для пенсионеров

Надбавка к процентной ставке составит 0,4 п.п. по вкладам «Лучший %» для массовых клиентов, СберВклад и «Управляй» для массовых и премиальных клиентов

28 марта 22:24
0
195



Наверх
Наверх
Сообщение об ошибке
Вы можете сообщить администрации газеты «Коммерческие вести»
об ошибках и неточностях на сайте.