Федеральному закону в Омске полностью соответствуют лишь три автошколы
11 августа вступил в законную силу приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 1408 "Об утверждении примерных программ профессионального обучения водителей транспортных средств соответствующих категорий и подкатегорий", а значит, отныне все автошколы страны должны были начать подготавливать водителей по новой методике. Таким образом, в полной мере заработал принятый в 2013 году закон ФЗ-92 «О безопасности дорожного движения».
ГИБДД
По новым правилам, в частности, увеличилось количество учебных часов, а также установлены стандарты для учебных автодромов. Для того чтобы набирать новых учеников, автошколы должны пройти аттестацию в Госавтоинспекции и получить заключение на соответствие базы программам обучения. Но пока заключение ГИБДД на соответствие новым нормативам получилы только три автошколы города.
По словам директора автошколы "АСС", которой первой в Омске удалось успешно согласовать с Госавтоинспекцией учебную программу и материально-техническую базу, Юрия АСТРАХАНЦЕВА, к прохождению аттестации в автошколе готовились около года.
– Мы подготовили к работе автодром, на котором оборудовали перекресток и пешеходный переход, докупили машины, мопед, прицепы, заказали новые программы обучения в Москве, поэтому нам удалось без особых проблем получить заключение ГИБДД на соответствие всем нормативам. До 2010 года все автошколы должны были получать лицензию и проходить аттестацию в Госавтоинспекции, а затем законодательно эта процедура упростилась. Сейчас же эти нормативы решили вернуть. Поэтому автошколы, которые возникли недавно и подобную аттестацию раньше не проходили, скорее всего исчезнут с рынка, — отметил Юрий АСТРАХАНЦЕВ. По его словам, покупка мопеда для автошколы связана с тем, что появилась новая категория «М», дающая право управления мопедами, мокиками и скутерами. Новая программа подготовки водителей для управления транспортными средствами категории "М" (скутер, мопед и т.п.) включает в себя 100 часов обучения теории (правилам дорожного движения) и 18 часов вождения. Четыре часа отводится на сдачу экзаменов.
Заключение ГИБДД на соответствии новым нормативам получили еще омские автошколы "Каскад" и "Престиж". Остальные пока только готовятся к аттестации в Госавтоинспекции. Больше всего затруднений у автошкол вызывает наличие своего автодрома площадью не менее 0,24 га, а также его оборудование учебными перекрестками, пешеходными переходами и светофором.
– Новых требований много, не все из них возможно выполнить сразу. Например, у многих возникают проблемы с площадью и обустройством автодрома, — пояснила председатель Ассоциации автошкол Омской области Валентина БЕСПЯТОВА.
По ее словам, четких сроков для того, чтобы получить заключение ГИБДД на соответствие новым нормативам классов и площадок, нет. По закону набирать новых учеников автошколы не могут. Но некоторые уже нашли выход из этой ситуации: согласовали учебную программу в ГИБДД и начали новый набор учеников, а вот пройти согласование материально-технической базы в Госавтоинспекции они планируют позже. Тот, кто начнет обучаться в такой автошколе, сильно рискует, потому что в конечном итоге аттестацию автошкола может и не пройти, и человек может лишиться и денег и прав.
В управлении ГИБДД УМВД России по Омской области сообщили, что на данный момент свои учебные программы согласовали 38 из 55 омских автошкол, и пояснили, что если при этом автошкола не прошла согласование материально-технической базы, то набирать новых учеников в автошколе могут, но на свое усмотрение. При этом в ГИБДД уточнили, что если согласование материально-технической базы автошкола не получит, то выпускники этой автошколы не будут допущены к сдаче экзаменов и не получат права, и добиваться возвращения денег за обучение смогут только через суд в частном порядке.
Для бизнеса покупка всего необходимого оборудования и наличие своего автодрома является весьма ощутимой нагрузкой, так как все это требует немалых затрат. Поэтому неудивительно, что цена за обучение сильно возросла. При этом вероятно, что цены продолжат расти.
Цены
В среднем если в прошлом году стоимость обучения в автошколах составляла 18 тысяч рублей, то теперь она возросла до 25-30 тысяч рублей. Например, в автошколе "Синтез", в которой Валентина БЕСПЯТОВА является директором, цена обучения выросла на 8 тысяч, с 18 до 26 тысяч рублей, в автошколе "Штурман" стоимость обучения выросла на 4 тысячи рублей, с 18 до 22 тысяч рублей, в автошколе "Престиж" цена также возросла на 4 тысячи с 18 до 22 тысяч рублей. Рост цен в одних автошколах произошел в августе, в других — сентябре — октябре. Во многих автошколах города это объясняют тем, что увеличилось количество учебных часов и пришлось оплачивать работу психолога.
Для того чтобы узнать, насколько увеличилась стоимость обучения, корреспондент газеты "КВ" позвонила в омскую автошколу "Драйвер" и сообщила, что желает записаться на курсы вождения.
— Здравствуйте! Сколько стоит обучение в вашей автошколе?
- Общая стоимость обучения 25 тысяч рублей, из которых 12 тысяч стоит теория, и 200 рублей – за каждый час вождения.
- Но раньше обучение было дешевле...
- Да, раньше обучение стоило 18 тысяч рублей, но теперь у нас новая программа обучения, по которой добавились практические и теоретические часы.
- Еще я слышала, что школы теперь должны проходить аттестацию в ГИБДД. У вас она есть?
- Практическую часть мы еще не согласовали.
- Но я смогу получить права?
- Да. Через неделю мы все должны согласовать.
Отношение к таким нововведениям неоднозначно: кто-то считает, что новые требования повысят уровень подготовки водителей, а кто-то думает, что особой пользы они не принесут. Например, Валентина БЕСПЯТОВА считает, что наличие психолога в автошколе необходимо.
— Мы давно хотели, чтобы в автошколах были психологи, которые определяли бы, готов человек или не готов управлять автомобилем, – отметила Валентина БЕСПЯТОВА.
По словам председателя Ассоциации автошкол Омской области, регулировать цены в автошколах ассоциация не имеет права, так как автошколы являются коммерческими организациями, однако за выполнением новой программы обучения в автошколах в ассоциации следить будут.
— Как правило, представители нашей ассоциации посещают автошколы, общаются с учениками, задают им вопросы, приезжают на экзамены и выясняют, выполняются ли новые требования, — пояснила Валентина БЕСПЯТОВА.
А вот в автошколе "Автопрофи" считают, что новый закон больше увеличит нагрузку на бизнес, чем улучшит качество обучения, так как количество часов практики увеличилось не намного. Но насколько все эти изменения повлияют на подготовку будущих водителей, покажет время.
СМОЛИН
Напомним, что первый заместитель председателя Комитета Госдумы по образованию омич Олег СМОЛИН направил обращение на имя премьер-министра Дмитрия МЕДВЕДЕВА, в котором просит приостановить действие пункта об обязанности автошкол согласовывать свои учебные программы с органами ГИБДД для получения разрешения на работу. По мнению депутата, некоторые действующие нормы положения имеют значительные пробелы и создают условия для коррупционных проявлений (об этом 3 октября написала газета «Известия» в статье «ГД просит ввести мораторий на действие правил лицензирования автошкол»).
В частности, СМОЛИН указал на недостатки подпункта «е» пункта 7 положения «О лицензировании образовательной деятельности». В нем указано, что для сохранения лицензии на осуществление образовательной деятельности по подготовке водителей автомототранспортных средств, трамваев и троллейбусов требуется наличие согласованных с ГИБДД МВД РФ программ подготовки водителей. Кроме этого, необходимо заключение ГИБДД о соответствии учебно-материальной базы установленным требованиям для образовательных программ подготовки водителей автотранспортных средств. Несоблюдение указанных требований является основанием для приостановления лицензии и передачи материалов на автошколы в суд.
При этом депутат Олег СМОЛИН замечает, что указанные лицензионные требования в настоящее время не могут быть выполнены из-за отсутствия порядка согласования образовательных программ, чем пользуется ГИБДД при отказе в согласовании. Отсутствует и порядок выдачи заключений о соответствии учебно-материальной базы установленным требованиям, что также используется подразделениями ГИБДД для отказа: «Проблема в том, что после принятия нового законодательства и, соответственно, подзаконных актов 90% автошкол приостановили свою деятельность. Одна из основных причин в том, что у них нет автоматизированных автодромов, без которых школа не может получить лицензию. Хотя в мире почти нигде эта техника не используется, а если и используется, то этот опыт скорее отрицательный. Например, в Британии эти автоматизированные автодромы успешно заменяют компьютерные тренажеры. Я подозреваю, что идея закупки дорогого импортного оборудования пролоббирована либо теми, у кого оно уже есть, либо поставщиками или заказчиками большой партии этих автодромов» (цитируется по газете «Известия»).
На сайте депутата сказано, что 1 октября ему удалось встретиться в составе делегации с Дмитрием МЕДВЕДЕВЫМ, однако в связи с решением ряда других вопросов проблема автошкол была упомянута мельком: «Мы попросили Дмитрия Анатольевича поручить ответственному за это направление первому заместителю председателя Правительства Игорю ШУВАЛОВУ встретиться с экспертным сообществом и авторами письма для того, чтобы попытаться разъяснить, как на самом деле надо было бы улучшать подготовку водителей в нашей стране».