Губернатор нашел, куда отправить сельхозпроизводителей, которым не хватило полок в супермаркетах, — в «Крестьянский продукт»
На рынках Омска достаточно свободных мест, и фермеры или владельцы личного подсобного хозяйства могли бы реализовать больше собственной продукции, но сельские товаропроизводители почему-то упускают эту возможность, как считают региональные власти. На заседании Совета глав муниципальных образований при губернаторе Омской области, состоявшемся 7 октября, губернатор Виктор НАЗАРОВ дал понять главам муниципальных районов, что им нужно активнее помогать своим переработчикам осознать пользу от нового проекта Бориса СВАТКОВА.
По данным минэкономики, за последний год (с августа 2013-го по август 2014-го) в омской торговле увеличилось присутствие продукции местного производства, в том числе мяса кур, куриного яйца, свинины, колбасных изделий, молока, муки. Наилучших успехов омские аграрии добились в продвижении в торговых сетях куриного мяса (74%), куриного яйца (89%) и свинины (59%).
Как рассказал первый заместитель министра экономики Омской области Денис ДЕНЕЖКИН, в настоящее время областная власть подписала соглашения о сотрудничестве с торговыми сетями, у которых в совокупности более 200 торговых объектов (ТД «Шкуренко», «Новатор», «Холлифуд», «Аякс», ТЦ «Омский»). В сентябре организованы поставки картофеля, выращенного Сибагрохолдингом, в 139 супермаркетов новосибирской компании «Холидей». В октябре Сибагрохолдинг начал поставлять в магазины этой же сети морковь, помидоры, салат и огурцы. Заключили договоры с компанией «Холидей» и Сибагрокультура с Сибовощпромом.
Но торговые сети, по мнению Дениса ДЕНЕЖКИНА, «объективно не могут принять всех желающих, особенно малых товаропроизводителей, представителей крестьянско-фермерских и личных подсобных хозяйств». Малые переработчики не всегда способны конкурировать с крупными производителями по себестоимости продукции, а покупатели хотят видеть на прилавках сетевых магазинов дешевые местные продукты. Выход, как считает Денис ДЕНЕЖКИН, в оптимизации системы торговли на рынках и ярмарках.
В настоящее время, по информации минэкономики, на льготной основе предоставляется более 450 торговых мест на губернских сельскохозяйственных ярмарках, которые проводятся в Омске на территориях 4 муниципальных рынков и 5 частных торгово-ярмарочных комплексов 2 раза в неделю. Реестр торговых мест на рынках и в торговых комплексах области ежеквартально обновляется, а информация размещается в сети Интернет. Однако, как рассказал Денис ДЕНЕЖКИН, сославшись на данные омской мэрии, на омских рынках остаются невостребованными порядка 35% торговых мест.
Еще один вариант, как можно попасть на полки магазинов малым производителям — кооперация. Идею кооперации сегодня активно продвигает торгово-закупочное предприятие «Крестьянский продукт», которое создано омским предпринимателем, президентом Союза организаций торговли Омской области Борисом СВАТКОВЫМ. «Крестьянский продукт» при поддержке городской власти уже осваивается на Центральном рынке, в октябре планируется запуск проекта на Ленинском рынке и до конца года — на Левобережном и Советском рынках.
– Ничего нового в этой сфере придумать невозможно. Безусловно, за основу была взята старая идеология потребительской кооперации. ООО «Крестьянский продукт» выступает как оператор. Все производители, кто участвует в проекте «Крестьянский продукт», – они участвуют и в формировании розничной цены, — рассказал районным главам Борис СВАТКОВ. — Первым, кто активно поддержал идею «Крестьянского продукта», был глава Азовского района. Потом к нему присоединились главы Омского и Саргатского районов. А два месяца спустя на Центральном рынке «Крестьянский продукт» уже реализует продукцию 18 товаропроизводителей из 10 муниципальных районов. Никто никого не заставляет идти в «Крестьянский продукт». Почему идут? Потому что у фермера и владельца подсобного хозяйства нет времени самому стоять за прилавком с утра до вечера. Если закупочная цена производителя устраивает, он с удовольствием воспользуется услугами профессионального продавца. В данном случае «Крестьянский продукт» — это не посредник, а участник.
И вообще, как считает Борис СВАТКОВ, опасность затухания торговли на рынках сильно преувеличена. Если товарооборот «Крестьянского продукта» вырос за два месяца в три раза, то резервы, по его мнению, не просто есть, а они весьма значительны.