Об итогах 2013 года и наиболее острых вопросах нынешнего, 2014 года рассказал «КВ» депутат Госдумы РФ от Омской и Томской областей Олег ДЕНИСЕНКО.
— Олег Иванович, несомненно самое яркое федеральное событие 2013 года – это освобождение Михаила ХОДОРКОВСКОГО. Как вы отнеслись к этому?
— На мой взгляд, президент России Владимир ПУТИН сделал правильный и логичный ход для решения проблем, связанных с прибытием важных персон на Олимпиаду в Сочи. Те темы, за которые его постоянно критиковали, теперь исчерпаны. Что касается ХОДОРКОВСКОГО, то события 2003 года я хорошо помню, потому что арестовали его наши сотрудники, и отмечу, что вел он себя тогда достойно. Для ХОДОРКОВСКОГО это не было неожиданностью, он готовился. За границу он тогда решил не уезжать. Одной из причин тому был арест Платона ЛЕБЕДЕВА, и мне этот шаг импонирует. Это мужской поступок. Что касается причин его ареста — это совсем другая история, и ее оценкой занимался суд. Либеральная часть населения в нем видела флаг какого-то движения, нового лидера. А он сказал, что его уже бизнес и политика не интересуют: за ЮКОС судиться с правительством не буду, денег мне достаточно. Все это подтверждает: то, чего от него ожидали по выходе из тюрьмы, не будет.
— Как оцениваете работу правительства Омской области в 2013 году?
— На последнем заседании Законодательного собрания первый заместитель председателя правительства Вячеслав СИНЮГИН выступил с докладом о том, какие успехи были достигнуты, сколько из бюджета было выделено средств на выполнение майских указов президента — более 40 процентов. В следующем году будет потрачено еще больше. Все это хорошо, но 11 указов — это личная такая задача президента, которая должна быть выполнена, невзирая ни на что, но вот о достижениях непосредственно омского правительства я не услышал. Я знаю, что дыра в бюджете к окончанию года составила 4 миллиарда рублей.
— 4 млрд рублей — это кассовый разрыв. Есть еще дефицит бюджета.
— А долг у нас составляет 23 миллиарда рублей, то есть 44 с лишним процента от доходной части. В Сибирском федеральном регионе только Республика Алтай и, по-моему, Бурятия имеют долговые показатели более 50 процентов. Это черта, после которой внимание Минфина к тратам в бюджете данного региона будет усилена. Есть регионы, в которых уже под 140 процентов эти долги составляют. Главная сложность в Омской области именно бюджетная. Все бы ничего, но таких регионов много, ситуации у некоторых еще хуже, поэтому на какую-то помощь от федерального центра вряд ли нам можно будет рассчитывать.
— Но это, наверное, не вина нашего правительства, а общая ситуация в стране и скдность ресурсов в регионе?
— Так тоже нельзя сказать. Есть же действия, которые должна предпринимать региональная власть, чтобы не допускать сильной закредитованности. Есть ведь непрофильные активы, от которых надо отказываться.
— Например?
— Например, какие-нибудь профилактории, санатории или районные типографии.
— Но это небольшие суммы.
— Все равно это суммы. Принято же решение, что федеральные депутаты, например, больше не будут получать компенсацию от государства, если они используют VIP-залы в аэропортах, предназначенные для официальных лиц и делегаций. На фоне федерального бюджета это такие копейки, но такие мелочи складываются в более серьезные суммы. Ну и надо лучше, наверное, отслеживать поступления налогов, так как существует недоимка.
— Министр финансов Рита ФОМИНА на "кухонных посиделках" в «КВ» говорила, что в этом плане ведется большая работа.
- Дело в том, что есть популярные решения, а есть непопулярные, трудные решения.
— Непопулярные — это снижение социальных расходов, чему ваша фракция КПРФ противостоит?
— Не только. В качестве примера: налог на транспортное средство, установленный правительством РФ, составляет в среднем 1990 рублей в год, а в Омской области — 1300 рублей. Вот резерв. С Ритой Францевной мы это обсуждали, так как этот налог касается практически каждой семьи.
— Олег Иванович, на Заксобрании кто будет выступать против увеличения этого налога? Вы же сами знаете.
— Я же говорю про трудные решения. Необходимо рассказывать, доказывать, искать компромиссы. Далее здесь необходимо создать такие условия, чтобы омский бизнес не уходил в Тюмень или в Новосибирск, чтобы ему было здесь комфортно и понятно.
— Около года назад, помнится, губернатор собрал омских депутатов Госдумы и сенаторов, чтобы предложить работать совместно на пользу региона. Вы тогда, по-моему, не участвовали в этой встрече.
— Я не смог приехать тогда.
— Но дальше этой первой встречи что-то продвинулось? Собирал ли губернатор федеральных депутатов еще раз? Уже с вашим участием.
— У нас по-всякому происходит. Что-то успешно, что-то не очень.
— Можно примеры успешной совместной работы?
— Например, процесс перехода Омского кадетского корпуса в Министерство обороны.
— Когда вы в прошлый раз «на кухне» «КВ» сообщили об этой совместной работе, в СМИ немедленно выступили и сам губернатор, и начальник кадетского корпуса КРАВЧЕНКО с заявлением, что вы не имеете никакого отношения к этому процессу.
— Я когда сегодня ехал в редакцию «КВ», то по пути встретился со своим одноклассником, и он мне передал запись встречи выпускников корпуса, на которой, кстати, присутствовал и Виктор НАЗАРОВ. Руководитель кадетского корпуса КРАВЧЕНКО тогда выступил со словами «Спасибо Олегу Ивановичу за его кропотливое участие в судьбе кадетского корпуса и переводе его в собственность Минобороны». Вот она запись – давайте посмотрим. Дальнейшие его слова и действия мне даже комментировать не хочется. Я уже кадетский корпус не могу бросить. Видите ли, в чем дело. Возьмем, например, проект, связанный с «Омской крепостью». Если его не сопровождать поэтапно, то, образно говоря, сумма, которая названа, к примеру, «Х», на выходе может оказаться «Х», деленная на 10. Так и здесь: для тог, чтобы кадетский корпус перешел в Министерство обороны, надо не только сказать «Я хочу» и встретиться с каким-то должностным лицом. Потом идет согласование. Первого, кто накладывает резолюция, мы не будем трогать, он, как правило, согласен, а потом идет Минэкономики, Минобразования, Минобороны, а потом уже выходит постановление правительства. Причем резолюции бывают разные, в некоторых написано «да», а на самом деле подразумевается «нет». Надо понимать эти все подводные течения. Этот путь уже пройден, в российском правительстве готовится соответствующее постановление, и, я думаю, оно выйдет уже в феврале.
— Но все-таки депутаты Госдумы от Омской области как-нибудь взаимодействуют друг с другом? Был ли все-таки создан депутатский пул от Омской области?
— Может быть, он и был создан, но я в нем не состою. Я взаимодействую только с КРАВЦОМ и СМОЛИНЫМ.
— Чья работа заметна из омских депутатов?
— Я хочу сказать, что публичное выступление депутата или громкий вопрос, заданный выступающему, — это на самом деле не депутатская работа, а работа на самого себя. Настоящая работа – та, которая выливается в какие-то результаты. Например, в законопроекты. Но тоже не всегда. Потому что есть ряд законопроектов, где депутаты просто проходят как соавторы: «Ты не против?» «Не против».
— Тогда как вы оцениваете свою депутатскую деятельность в 2013 году?
— У меня две трети этого года были посвящены проведению экономической амнистии. Сейчас она уже близится к завершению. Пусть она не такая, как ожидалось, но под амнистию попало 1552 человека. Я, честно говоря, рассчитывал только на 1000 человек. К окончанию амнистии будет освобождено порядка 2 тысяч человек. Это очень неблагодарная работа, хотя бывает, что приезжают и пишут те, кто уже не надеялся на освобождение. Ситуации бывают разные. Был пример, когда в Калужской области заключенный колонии подал документы на условно-досрочное освобождение, а когда началась амнистия, то он и ни туда, и ни сюда не смог попасть. И таких случаев достаточно.
— А сколько в Омской области было амнистировано?
— 9 человек.
— Из правительства Омской области к вам кто-нибудь обращался за помощью как к депутату Госдумы?
— Ко мне обращался мэр Омска по поводу подготовки к 300-летию города. Я ему помогал встречаться с определенными чиновниками, которые по своему рангу не должны были встречаться коллегами уровня муниципалитета. Пока что не все получается, так как заседание совета по празднованию ведь не проводилось годами, и в таком случае даже перебросить деньги от одного пункта к другому было проблематично.
— Недавно провели наконец заседание.
— Но его еще нельзя назвать полноценным, так как там не было необходимых лиц. Я многих знаю, кто там не был, а должен был быть. Как мне рассказали, это было только подготовительное мероприятие. Вы знаете, когда я в этот раз прилетел в Омск, у меня не сложилось впечатление, что город готовится к празднованию Нового года. В Москве есть впечатление, хотя снега не было, сухой асфальт, но чувствовалось, что Новый год приближается. А здесь снег есть, мороз есть, а Нового года нет. Ничего не светит, елок не видно, в глаза праздничность не бросается. В прошлом году я такого здесь не отмечал.
— А изменилось ли отношение федеральных властей к Омской области после смены команды регионального правительства?
— Никто ничего не говорил, что стало хуже или лучше.
— То есть Омск в Москве вообще никак не звучит?
— Звучит. Как теплоход затонул, как горящий троллейбус по улицам проехался, — это показывали по телевизору.
— Положительных событий не видно?
— Вот только два этих события помню.
— Как вы относитесь к разговорам о том, что омская элита в лице ПОЛЯКОВА и ГОЛУШКО, а также вы активизировались в связи с возможной досрочной отставкой губернатора?
— Как к слухам. Я для этого ничего не делал и ничего делать пока не планирую. Есть выражение "так ракеты не летают". Могу сказать, что пока не было ни одного примера, чтобы президент назначил исполняющего обязанности губернатора и тот не победил на выборах. Я не думаю, что Омск станет исключением из правил. Например, выборы в Брянске, когда у Николая ДЕНИНА закончились полномочия, он был назначен и. о. и снова пошел на выборы. В ходе достаточно агрессивной предвыборной программы его даже снимали с гонки. Но в последние два дня выборов он вернулся и набрал 56 процентов. Хотя антирейтинг у него был очень высокий. Так что тот, кто будет президентом назначен и.о., тот и победит.
— Потому все и стремятся выйти на федеральный центр, чтоб их назначили и.о.
— Если говорить, о том, что они начали деятельность, связанную с выборами, то пока это только стремление обратить на себя внимание, показать, что я самый активный и потенциально могущий победить на выборах. Но это не всегда срабатывает.
— Но что ГОЛУШКО, что ПОЛЯКОВ оба развивают свои медиаактивы. А зачем? Просто так, что ли?
— Я соглашусь с тем, что в последующем или даже сейчас этот ресурс может быть использован.
- Что сейчас обсуждается в Думе?
— После Нового года наиболее актуальной темой в Думе станет законопроект о запрещении чиновникам иметь собственность за рубежом. Я планирую стать автором совместно с ФЕДОРОВЫМ. Вообще я всегда по этому поводу привожу следующую аналогию — сотрудникам ФСБ запрещено же выезжать за границу, а некоторым после увольнения еще и в течение 5 лет. Это ограничение гражданских прав, но при поступлении на службу об этом предупреждают, и это выбор самого человека — принять ограничения или нет. Как можно, будучи, например, губернатором, развивать медицину в регионе, если думаешь о том, что и сам, и дети здесь никогда не будут лечиться, а поедут в Израиль или в Германию. Пусть вкладывают деньги в свой регион и покупают здесь собственность.
— Насколько сильно лобби тех, кто против запрета чиновникам и депутатам иметь собственность за рубежом?
— Я думаю, законопроект этот будет принят.