Поводы вспомнить о себе сбытовая компания давала весь 2013 год.
Было бы неверно сказать, что информация об исключении в январе 2013 года ОАО «Омскэнергосбыт» из реестра субъектов оптового рынка и последующем лишении статуса гарантирующего поставщика прогремела как гром среди ясного неба. Событие это было вполне ожидаемым из-за тяжелого финансового состояния, в котором оказались все сбыты, подконтрольные московскому холдингу «Энергострим». Проблемы у самого «Энергострима» начались еще в конце 2011 года, когда Владимир ПУТИН (тогда еще глава правительства) жестко раскритиковал основателя энергохолдинга Юрия ЖЕЛЯБОВСКОГО, обвинив его в выводе активов на сумму более 25 млрд руб. Летом 2012 года партнеры ЖЕЛЯБОВСКОГО добились его увольнения с поста гендиректора ООО «Энергострим», но ЖЕЛЯБОВСКИЙ создал ООО «Управляющая компания «Энергострим» и сохранил контроль над некоторыми сбытовыми предприятиями.
Сначала в Омск долетало только эхо той войны (офшорные акционеры, за которыми стоял ЖЕЛЯБОВСКИЙ, пытались через арбитражный суд поменять состав совета директоров ОАО «Омскэнергосбыт»), а осенью 2012 года сотрудники Главного управления экономической безопасности и противодействия коррупции МВД России стали искать украденные «Энергостримом» деньги в 11 регионах РФ, в том числе в Омской области. Ну а в феврале 2013 года стало рассыпаться и непоколебимое, как казалось, ОАО «Омскэнергосбыт». И хотя все прошлогодние события вокруг сбытовой компании были вполне предсказуемы, тем не менее почти каждое движение Омскэнергосбыта вызывало горячий отклик у общественности. И это понятно. Все же смена гарантирующего поставщика на марше — нерядовое событие.
Понятно, что Омскэнергосбыт, лишившийся с 1 февраля коллектива (все перешли работать к новому гарантирующему поставщику — МРСК Сибири) и возможности торговать электроэнергией, должен был обратиться в арбитраж с заявлением о самобанкротстве. И 25 февраля такое заявление в арбитражный суд действительно поступило. Некоторое время омские СМИ внимательно следили за процессом, но ничего неожиданного не случилось — 16 мая суд вынес определение о введении на четыре месяца в ОАО «Омскэнергсобыт» наблюдения — первой стадии процедуры банкротства.
Некоторая интрига сохранялась, пока экс-директор ОАО «Омскэнергосбыт» Николай ЛЯСКОВЕЦ возглавлял созданное в филиале МРСК Сибири — Омскэнерго сбытовое подразделение «Омскэнергосбыт», созданное для подхвата функций гарантирующего поставщика, но в статусе непотопляемого ЛЯСКОВЕЦ пробыл недолго. В начале июня стало известно, что он покидает пределы МРСК Сибири. У омских СМИ, напомним, Николай ЛЯСКОВЕЦ приобрел популярность после того, как выяснилось, что в период, когда акционеры ОАО «Омскэнергосбыт» выводили деньги, он зарабатывал по миллиону рублей в месяц. Были ли как-то связаны эти старые дела с решением ЛЯСКОВЦА об уходе из МРСК Сибири — неизвестно. Причины увольнения ЛЯСКОВЦА в сетевой компании не комментировали, подчеркивают только, что это решение было добровольным. Правда, наводит на раздумья информация, что одновременно с ЛЯСКОВЦОМ из МРСК Сибири уволилась и бывший главбух Омскэнергосбыта Юлия ШЕЛЕСТ.
7 октября 2013 года омский арбитраж ввел в ОАО «Омскэнергосбыт» конкурсное производство, утвердив конкурсным управляющим Александра ВАЙСБЕРГА. События, как говорится, развиваются. Хотелось бы верить, конечно, что правление Омской ТПП добьется возбуждения уголовных дел в отношении бывших топ-менеджеров Омскэнергосбыта и свои деньги вернут хотя бы те кредиторы, кого сбытовая компания откровенно кинула, присвоив авансовые платежи, но верится в это с трудом. Скорей всего конкурсное производство завершится как обычно, то есть ничем.
Временный управляющий Георгий КОМАРОВ не нашел никаких тайных счетов и сундуков с деньгами, спрятанных в подвалах Омскэнергосбыта, и вряд ли что-то найдет Александр ВАЙСБЕРГ. Есть только офисное здание на улице Маршала Жукова и дебиторская задолженность, которую нереально взыскать. А все деньги, занятые в банках и собранные с потребителей Омской области, предсказуемо растворились в мировой экономике. И деньги немалые, надо отметить. На момент первого собрания кредиторов, которое состоялось 26 сентября 2013 года, общая сумма требований превышала 5,5 млрд рублей, а с тех пор арбитражный суд вынес еще целую гору постановлений о включении требований должников в реестр кредиторов ОАО «Омскэнергосбыт».