Горсовет планирует обратиться в РЭК с просьбой обязать каждого перевозчика защищать свой тариф
Вопросы организации пассажирских перевозок в городе Омске в очередной раз обсудили члены комитета по вопросам ЖКХ и транспорта на заседании 22 апреля.
Две основные проблемы сформулировал директор городского департамента транспорта Виталий МАСЛИК: убыточность муниципального транспорта и большое количество на рынке нелегальных перевозчиков. По словам МАСЛИКА, в распоряжении муниципальных пассажирских парков сейчас 754 автобуса, 167 троллейбусов и 90 трамваев, однако используются далеко не все, а в среднем износ по каждому из видов транспорта превышает 90%. При этом пассажиропоток в муниципальном общественном транспорте падает: только за 2014 год он снизился на 18% к уровню 2013 года. Большую часть пассажиров перевозят маршрутные такси.
Причина неконкурентоспособности муниципального транспорта, по мнению МАСЛИКА, в том числе и в том, что на рынке много нелегалов, работающих с низкими затратами («серая» зарплата и отсутствие налоговых платежей). Результативно бороться с нелегалами пока не получается – суд отменил статью КоАП Омской области, в рамках которой таких перевозчиков штрафовали, а федеральный закон и вовсе не обязывает частников заключать договоры с местной администрацией. По действующему федеральному законодательству, как разъяснили депутатам, любой перевозчик, получивший лицензию, может работать как хочет и где хочет.
Впрочем, как уверяют в департаменте транспорта, управа на нелегалов практически найдена. В областном правительстве создана рабочая группа по этому вопросу, и уже мае в Заксобранием будут внесены поправки в КоАП, предусматривающие наказание за работу на маршруте без договора с мэрией. А в сами договоры будет включено обязательное требование к перевозчикам по своевременной и полной уплате налогов.
– Хотелось бы получить понимание, сколько нам нужно муниципального транспорта в городе для обеспечения социальных потребностей, сколько нужно на этот транспорт дотаций. Поэтому предлагаю поинтересоваться у администрации, когда нам смогут представить концепцию развития муниципального транспорта, – предложил председатель комитета Виталий ПУТИНЦЕВ.
– У нас кое-какие наработки есть, можем подготовить. Но я бы не стал говорить о развитии, скорее о сохранении, – скептически отозвался МАСЛИК. По его словам, сегодня даже речи не ведется о возможности приобретать, к примеру, новые трамваи и троллейбусы, средства направляются лишь на капремонт уже имеющегося транспорта.
– Непонятно, как и зачем разрабатывать концепцию, если 40, а то и 50% перевозок происходят нелегально, – добавил депутат Юрий ФЕДОТОВ. По его мнению, ситуация на рынке урегулируется тогда, когда каждый перевозчик будет свои затраты представлять в РЭК, чтобы защитить для себя тариф на перевозку пассажиров. Вырастут в этом случае и поступления в бюджет. Поэтому Юрий ФЕДОТОВ предложил коллегам обратиться в РЭК Омской области с просьбой рассмотреть возможность установления экономически обоснованных тарифов для каждого маршрута на основании представленных перевозчиками затрат.
В итоге депутаты решили принять оба решения – и поручить мэрии разработать концепцию, и обратиться в РЭК по вопросу утверждения тарифов. Предполагается, что департамент транспорта подготовит концепцию к сентябрю текущего года.