4 августа на пресс-конференции в РИА «Омск-Информ» руководитель Государственной инспекции труда в Омской области Сергей БЕЛЯЕВ рассказал о результатах проверок, которые были проведены после трагедии на Сыропятском тракте.
Авария на Сыропятском
По наблюдениям Государственной инспекции труда, производственный травматизм в регионе последние три года имеет волнообразный характер. В 2013 году Омская область входила в число четырех регионов СФО, где было отмечено большое количество случаев травматизма – смертельного и с тяжелыми исходами. В частности, летом произошло крушение теплохода «Полесье-8», в результате чего погибли шесть человек. 2014 год стал относительно благополучным. «Хотя говорить об «улучшении» у меня язык не поворачивается: если вместо 30 погибло 20 человек, что же тут хорошего?» — отметил Сергей БЕЛЯЕВ.
Начало 2015 года тоже выдалось относительно спокойным. Июнь все изменил. 24 июня произошла авария на Сыропятском тракте: КАМАЗ, груженный кирпичом, столкнулся с автобусом, перевозившим работников птицефабрики «Сибирская». Сразу погибли 14 сотрудников птицефабрики, водитель КАМАЗа и водитель автобуса ПАТП-4. Основной причиной аварии стал человеческий фактор. «Видимо, у водителя автобуса была усталость, он выехал на встречную полосу, где и произошло столкновение. Мы тут же подключились к расследованию», — рассказал руководитель Государственной инспекции труда. Он отметил, что после аварии были проведены проверки соблюдения трудового законодательства на трех предприятиях, причастных к происшествию: ПАТП-4, Управление механизации-55 и птицефабрика «Сибирская». Они показали, что имеют место нарушения режима труда и отдыха, в том числе и серьезные. Так, за 5,5 месяца этого года переработка водителей составила от 150 до 1047 часов. У погибшего водителя автобуса Александра ЛЮБОВЦЕВА было более 500 часов. Между тем по закону сверхурочная работа в течение всего года не должна превышать 120 часов.
В итоге проверок выданы предписания, оштрафованы должностные, юридические лица. Общая сумма штрафов по всем трем предприятиям превысила миллион рублей.
Кроме этого, по поручению областной прокуратуры и органов следствия инспекция труда провела проверки и на других пассажирских предприятиях. Там были выявлены такие же нарушения по охране труда и соблюдению режима рабочего времени. «Департамент городского транспорта создал программу, которая утверждает план перевозок пассажирского транспорта. Для ее выполнения директор ПАТП-4 издал приказ (как ни странно, согласованный с первичной профсоюзной организацией этого предприятия), о разрешении сверхурочной работы для выполнения плана программы» — рассказал Сергей БЕЛЯЕВ. 3 августа в инспекцию поступило сообщение из ПАТП, что предписание инспекторов выполнено и рабочее время водителей не превышает установленных норм.
Выплаты пострадавшим
Семьям погибших и пострадавшим в аварии на Сыропятском тракте в целом выплатили 25 млн рублей. Из регионального бюджета родственники погибших получили по 400 тысяч рублей, тяжело пострадавшие — по 70 тысяч. Произведены страховые выплаты погибшим — миллион рублей. Кроме того, пострадавшие в зависимости от степени тяжести травм получили по 400, 300 или 70 тысяч рублей. Единственный, кто пока не перечислил причитающиеся выплаты, — Военная страховая компания (страхует при перевозке транспортом предприятия). Она должна по 2 млн рублей пострадавшим и родственникам погибших.
Птицефабрика «Сибирская» входит в ГК «Продо», и работодателем выплачены за моральный вред в случае смерти от 500 до 700 тысяч рублей (по 100 тысяч на каждого несовершеннолетнего ребенка, оставшегося на иждивении). Оказала организация и материальную помощь: по 6 тысяч рублей на погребение и по 6 тысяч рублей тяжело пострадавшим.
Цифры по производственному травматизму
В целом в регионе за шесть месяцев 2015 года погибли 22 работника, получили тяжелые травмы — 57. В числе лидеров из-за трагедии с сотрудниками птицефабрики оказалась отрасль сельского хозяйства, она забрала на себя более 60 процентов. 12 процентов случаев гибели людей на производстве произошли в сфере «операции с недвижимым имуществом», 8,3 процента – в строительстве и в сфере транспорта, один человек – в обрабатывающем производстве. Тяжелые травмы: в сельском хозяйстве и в обрабатывающем производстве — по 21 проценту, в строительстве – 12.
Основными причинами трагедий становятся прежде всего неудовлетворительная организация производства работ (20 процентов), нарушение правил дорожного движения (10), недостатки в организации и проведении подготовки работников по охране труда (7), нарушение технологического процесса (более 7), нарушение трудового распорядка и дисциплины труда (3,6). Сергей БЕЛЯЕВ отметил, что работники должны развивать чувство самосохранения, т. е. обращать внимание на висящие провода, острые предметы и т. п. Это один из залогов снижения травматизма на производстве.