Как выяснилось недавно, гендиректор ОНИИПа готовится реализовать конверсионный проект по сборке российско-китайских телевизоров на площадке бывшего Омского телевизионного завода. Подробностей об этом проекте пока никаких нет, известны лишь сроки реализации (через два года) и масштаб планов, которые в России традиционно громадные (1 млн телевизионных приемников в год). Вам уже смешно? Моей первой реакцией тоже был нервный смех, как и у всех, кто помнит телевизионные приемники цветного изображения, которые собирались омичами в конце 80-х и начале 90-х. Лично у меня был «Кварц-61ТЦ-310Д», я купил его в 91-м по блату, ремонтировал каждые полгода, а в 95-м у моего телеприемника стал медленно угасать кинескоп, и я приобрел в рассрочку Sony Trinitron «белой» сборки, который работает у меня до сих пор без единой поломки.
Грубо говоря, только неисправимые оптимисты могут поверить, что ОНИИП найдет свою нишу на рынке, где пасутся практически все локальные и глобальные вендоры, выпускающие бытовые приборы со шнуром питания. Не знаю как сейчас, а до кризиса, Крыма и санкций против друзей нашего президента в России работало порядка 14-15 производственных площадок, выпускавших, по разным данным, 5-5,5 млн телевизионных приемников в год. Были и откровенно контрактные производства, где умелыми русскими руками собирались телевизоры глобальных брендов (Panasonic, Philips, Sony, Sanyo, Hitachi, JVC, LG, Samsung, Toshiba, Thomson, Daewoo), и чисто российские заводы, где собирались только наши бренды (Rolsen, Rekord, Polar, Rubin, «Сокол»). На полках омских магазинов этот поток встречался с параллельным,состоявшим из телевизоров тех же глобальных вендоров, но собранных уже на заводах Китая, Тайваня, Сингапура, Малайзии, Восточной Европы. Плюс к этому в провинциальную Россию регулярно поставлялась бюджетная техника родных китайских марок (BBK) и нишевых российских производителей, которые размещали заказы на заводах Китая (Mystery, DEXP).
Для полного понимания перспектив борьбы ОНИИПа за души потребителей добавлю, что при всем разнообразии технологий и марок консервативные российские покупатели в массе своей были верны двум корейским брендам — LG и Samsung. На них и сегодня приходится порядка 70% всего российского рынка телеприемников. Но можно ли испугать рыночными аргументами сибирский город, где нет общественных туалетов, зато строятся ракеты для полетов в космос? Нет, нет и еще раз нет. Наш ОНИИП не откажется от решения президентской задачи по импортозамещению, ведь это ого-го какая почетная задача. Да и телевизор в современной России перестал быть просто прибором. Сегодня это эффективный распространитель государственной идеологии, где-то даже оружие идеологической войны. А кому еще выпускать оружие, если не предприятиям оборонки? А вдруг подлый Samsung какой-нибудь вирус встраивает в свои Smart-TV? На месте лидеров правящей партии «Единая Россия» я бы давно организовал производство проверенных зомбоящиков и распределял их потом бесплатно по электоральным семьям, чтобы ни одна не пропустила ненароком воскресную аналитическую программу. Ну а как? Должен же наш российский народ знать в лицо всех врагов встающей с колен России.