Все рубрики
В Омске четверг, 12 Декабря
В Омске:
Пробки: 4 балла
Курсы ЦБ: $ 103,2707    € 108,5588

Елена ЩЕРБИНИНА: «Уровень квалификации юристов стал снижаться. Многие уже и не пытаются победить в честной борьбе»

25 февраля 2015 10:05
0
6278

ООО «Юридический центр «Гарантия права» 1 марта исполняется 15 лет. Несмотря на вполне солидный возраст, а также участие юристов «Гарантии права» в большом количестве громких арбитражных дел, в которых они защищали интересы многих известных омских предпринимателей, сама фирма до сих пор успешно избегала публичности. Обозреватель «КВ» Николай ГОРНОВ, воспользовавшись поводом, расспросил Елену ЩЕРБИНИНУ о ее компании и о специфике омского рынка юридических услуг вообще.

– Елена Юрьевна, на чем специализируется ваша фирма и сколько у вас в настоящее время юристов?

– Шесть юристов. И все имеют большой опыт юридического сопровождения бизнеса крупных компаний практически во всех сферах хозяйственной деятельности. Перед тем как попасть к нам, они поработали в судебной системе, в администрации Омска, в правительстве региона, в банковской сфере. Трое юристов, включая меня, имеют сегодня статус арбитражных управляющих. Отсюда и широкий спектр услуг, которые мы оказываем. Одно из основных наших направлений – защита интересов хозяйствующих субъектов в арбитражных судах и судах общей юрисдикции. С 2000 года мы представляем интересы своих клиентов на всех стадиях судопроизводства как по имущественным, так и по неимущественным спорам, таким, как защита чести и достоинства. В том числе в Верховном суде РФ, в АС Северо-Западного округа, АС Западно-Сибирского округа, АС Восточно-Сибирского округа, арбитражных судах первой инстанции в Москве, Санкт-Петербурге. Мы занимаемся также любыми вопросами, касающимися процедуры банкротства. Сегодня это тоже одно из главных наших направлений.

– Вы обычно на чьей стороне – должников или кредиторов?

– Мы с одинаковым усердием защищаем и права должников, которые инициируют процедуру банкротства, и отстаиваем нарушенные права кредиторов.

– Насколько я помню, при юридическом центре «Гарантия права» есть третейский суд. Какие споры в нем рассматриваются?

– Наш третейский суд существует уже 12 лет, мы его создали практически сразу, как только в 2002 году был принят Федеральный закон «О третейских судах в РФ», и за это время его услугами воспользовались 150 организаций и индивидуальных предпринимателей. Мы рассматривали практически любые споры между хозяйствующими субъектами, за исключением споров, касающихся публичных правоотношений, например, о признании права собственности на имущество. Процедура рассмотрения в третейском суде проста, решение выносится в короткие сроки, в большинстве случаев в один день, поскольку при третейском разбирательстве исключена возможность у участников спора злоупотреблять своими процессуальными правами. Проще говоря, стороны не могут искусственно затягивать процесс, поэтому максимальный срок рассмотрения спора в третейском суде – три месяца. И это если считать вместе с процедурой получения исполнительного листа. А в арбитражном суде такой же спор может продлиться и полтора года. Еще одно преимущество третейского суда — отсутствие проблем с определением подсудности. Это важно, если партнер по бизнесу зарегистрирован в другом регионе. Или был зарегистрирован в Омске, а потом перерегистрировался в другой регион. А самое главное, что решение третейского суда является окончательным и обжалованию не подлежит.

– И ни одно решение вашего третейского суда не было оспорено в арбитраже?

– Решения нашего суда неоднократно проверялись на крепость разными судебными инстанциями. В том числе когда мы выносили решения по спорам коммерческих предприятий и госучреждений. Однажды даже Высший арбитражный суд РФ по поводу решения нашего третейского суда высказался. В 2007 году мы рассматривали спор между двумя организациями, и в соответствии с договором с ответчика была взыскана пеня в размере 5,5 млн рублей. На основании решения нашего третейского суда истцу был выдан определением Арбитражного суда Алтайского края исполнительный лист. Но ответчик стал оспаривать определение первой инстанции и дошел до Высшего арбитражного суда РФ, где ему разъяснили, что третейский суд подробно и обстоятельно исследовал вопрос о порядке и размере начисления пени, а также об обоснованности взыскания неустойки и пересматривать вынесенное решение по существу арбитражный суд не вправе.

– Какие крупные дела, в которых поучаствовала «Гарантия права», запомнились вам больше всего?

– Запомнились судебные процессы, связанные с омской сетью «Пятерочка». Мы провели тогда около сотни процессов. Интересным был спор с конкурсным управляющий ООО «Юсон-Сибирь», где мы представляли интересы конкурсного кредитора – акционерное общество «АТФБанк». В итоге нам удалось вернуть в конкурсную массу должника несколько объектов, проданных конкурсным управляющим по заниженной цене. Вообще у нашей компании накопился уже достаточно большой положительный опыт обжалования незаконных действий арбитражных управляющих и восстановления нарушенных имущественных прав конкурсных кредиторов. Есть и положительный опыт по отстранению конкурсных управляющих. Усилиями наших юристов был отстранен, в частности, один из конкурсных управляющих ОАО «Омскгидропривод».

– Когда заканчивается процесс, вам удается сохранить нормальные отношения с юристами противоположной стороны?

– Не всегда. Причем если раньше мы выходили с процессов, пожимали друг другу руки и расходились в разные стороны без каких-либо претензий друг к другу, то в последнее время гораздо чаще происходит обратное.

– С чем это связано?

– Я думаю, что это связано со сменой поколений в юридическом сообществе. И с тем, что общий уровень квалификации юристов стал снижаться. Многие уже даже не пытаются победить в честной борьбе. Поэтому, как я думаю, мы и стали чаще сталкиваться с различными проявлениями непорядочности со стороны отдельных юристов.

– На юридическое сопровождение крупных сделок сегодня есть спрос?

– Спрос есть, но крупные сделки происходят на так часто. Это во-первых. Во-вторых, далеко не все еще привыкли проверять чистоту сделок заранее. Иногда мне кажется, что это происходит еще иногда из желания сэкономить на юристах. И это не самый правильный способ экономии, поскольку негативные последствия всегда легче предупредить, чем исправлять уже по факту. Не надо забывать, что на стороне мошенников тоже работают грамотные юристы, и когда обманутые предприниматели приходят к нам, то бывает так, что уже поздно что-то делать.

– И часто бывает поздно?

– Тому есть масса примеров. И сделки бывают на сотни миллионов рублей. А мы, проанализировав ситуацию, вынуждены честно сообщить клиенту, что в его ситуации положительного результата мы не достигнем. А если он настаивает, то мы возьмемся, конечно, за решение проблемы, но заранее предупредим, что если другой стороной суду будет предъявлен определенный набор доказательств, то мы ничего не сможем ему противопоставить.

– А было, что вы брались за совершенно безнадежное дело, как вам казалось, а потом вы его выигрывали?

– Бывало. И мы были рады этому, естественно. Многие юристы, кстати, своим клиентам озвучивают только позитивные прогнозы. У них такая стратегия. А мы стараемся всегда смотреть на ситуацию взвешенно и объективно. И считаем, что честный юрист должен исходить всегда из худшего варианта.

– Везучие и невезучие клиенты – это миф или реальность?

– С невезучими приходилось сталкиваться. Иногда действительно стараешься изо всех сил, и вроде бы уже все хорошо, все начинает получаться, но в последний момент обязательно произойдет что-нибудь непредвиденное.

– Ваша компания не рекламирует свои услуги. Почему?

– Мы так в свое время решили – не рекламироваться. Информацию о нас найти не трудно, она есть на нашем официальном сайте в Интернете, но обычно к нам приходят не с улицы, а по рекомендации своих знакомых, друзей, коллег, получивших качественную услугу.

– Что в перспективе?

– Мы внедряем проектный принцип – сопровождение заказчика от начала претензионной работы до взыскания долга или восстановления нарушенных прав. Причем взыскание может быть любым, как через исполнительное производство и реализацию имущества на торгах, так и через процедуру банкротства должника. И особенно актуальной сегодня становится тема банкротства. И особенно для банков. Им для подачи заявления о признании должника банкротом уже нет необходимости подтверждать размер долга недобросовестного неплательщика в судебном порядке.

– Вам тема банкротства особенно интересна, насколько я понимаю...

– Банкротство – это очень обширное поле для деятельности. Практически в любом деле о банкротстве есть масса ответвлений. Там есть как имущественные, так и неимущественные споры, есть и юридическое сопровождение хозяйственной деятельности юридического лица. Занимаясь банкротством, мы решаем целый комплекс юридических вопросов.

– Давно хотел спросить кого-нибудь из профессионалов, почему в Омске так и не появилось крупных юридических компаний, в которых работало бы, например, 30-50 юристов?

– Я думаю, что в Омске нет такого объема работы, для которого нужны настолько большие юридические компании. Как правило, такие компании работают в немассовом сегменте рынка юридических услуг. Взять, к примеру, нас. Мы не оказываем юридических услуг гражданам, нашу работу невозможно поставить на поток, у нас очень специфический вид деятельности, который требует от руководителя личного участия во всех вопросах. Качественная юридическая услуга подразумевает индивидуальную работу с каждым клиентом, партнерское сотрудничество. Хороший корпоративный юрист – он как врач. А лечить по телефону – невозможно в принципе.

Комментарии
Комментариев нет.

Ваш комментарий


Наверх
Наверх
Сообщение об ошибке
Вы можете сообщить администрации газеты «Коммерческие вести»
об ошибках и неточностях на сайте.