Защита не смогла убедила апелляционную инстанцию, что Александр ЧЕРТОЛЯС не будет уничтожать улики и не станет оказывать давление на своих работников
В понедельник, 13 июля, Судебная коллегия по уголовным делам Омского областного суда рассмотрела и отклонила апелляционную жалобу адвокатов директора МП города Омска «Пассажирское предприятие № 4» Александра ЧЕРТОЛЯСА, которого следствие считает виновником резонансного ДТП на Сыропятском тракте, где погибло 16 человек. Защите не удалось изменить меру пресечения для ЧЕРТОЛЯСА с содержания под стражей на домашний арест.
Напомним, авария произошла вечером 24 июня 2015 года на 21 километре автодороги Омск – Нижняя Омка. Автобус ЛиАЗ из муниципального автопредприятия, которым управлял водитель Александр ЛЮБОВЦЕВ, выехал на встречную полосу и столкнулся с автомобилем КАМАЗ, груженным кирпичом. В результате ДТП погибли 16 человек, включая водителей КАМАЗа и автобуса. Александра ЧЕРТОЛЯСА задержали 26 июня, предъявив ему обвинение по ч. 3 ст. 238 УК РФ (производство, хранение, перевозка либо сбыт товаров и продукции, выполнение работ или оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности, повлекшие по неосторожности смерть двух или более лиц).
27 июня дежурный судья Куйбышевского суда по ходатайству старшего следователя первого отдела по расследованию особо важных дел СУ СК РФ по Омской области Павла ВАСИЛЕНКО вынес постановление о мере пресечения для Александра ЧЕРТОЛЯСА в виде ареста на два месяца. Следствие считает, что причиной выезда автобуса на встречную полосу и последующей аварии могла быть усталость водителя. Суду были предъявлены доказательства, что Александр ЛЮБОВЦЕВ в 2015 году ежедневно находился за рулем, работая более 12 часов в сутки, что запрещено нормативными документами. По изъятым в ходе обысков путевым листам следователи насчитали, что водитель за полгода переработал 594 часа исходя из 8-часового рабочего графика.
При рассмотрении апелляционной жалобы следователи и прокуратура свое мнение не изменили. Они по-прежнему считают, что ЧЕРТОЛЯС, не находясь под арестом, вполне может сбежать, поскольку в перспективе у него длительный срок, и даже может воздействовать на своих подчиненных, чтобы они не давали показаний против него. По мнению же адвоката ЗАВЬЯЛОВА, выбранная судом мера пресечения в виде заключения под стражу является чрезвычайно строгой и ЧЕРТОЛЯСУ нужно заменить содержание в СИЗО на домашний арест. Подозреваемый ранее не судим, не представляет социальной опасности, да и бежать ему некуда. Кроме того, у ЧЕРТОЛЯСА имеются проблемы со здоровьем, в прошлом году он перенес операцию на сердце, и его ишемическая болезнь в СИЗО может обостриться.
– Противодействовать следствию ЧЕРТОЛЯС никак не сможет, поскольку все документы, которые возможно было изъять, уже следствием обнаружены за прошедшие две недели и изъяты, – подчеркнул адвокат. – Единственное обоснование для заключения ЧЕРТОЛЯСА под стражу – тяжесть совершенного преступления. Но еще до сих пор не понятны причины этой ужасной трагедии и никаких процессуальных решений по факту ДТП не принято.
По мнению защиты, ЧЕРТОЛЯС выбран в качестве политической жертвы. На самом деле он лишь руководитель муниципального предприятия, который подчиняется департаменту транспорта администрации города Омска, и если бы следственные органы действительно хотели разобраться в причинах трагедии, то не стали бы ограничиваться уголовным делом в отношении директора ПАТП-4. Сам ЧЕРТОЛЯС тоже уверял апелляционную инстанцию в своей невиновности. По его мнению, причин у ДТП, которое унесло 16 жизней, очень много и искать их нужно не только внутри автопредприятия.
– 9 июля 2015 года произошла аналогичная трагедия в Красноярском крае, где тоже погибли люди, — напомнил суду Александр ЧЕРТОЛЯС. – И нужно разобраться прежде всего, почему расходы предприятий не покрываются из бюджета города даже по тем минимальным тарифам, которые утверждает РЭК Омской области. Администрация города уже который год пытается сделать пассажирский транспорт самодостаточным, хотя этого никому в мире не удалось сделать. Частные перевозчики работают бесконтрольно, без расписания, не платят налогов и белых зарплат, и почему-то на эти вещи все смотрят сквозь пальцы. До сих пор нет единой федеральной методики по утверждению тарифов, не принят закон о городском пассажирском транспорте, который находится в госдуме на рассмотрении с 2007 года. Почему так? Я задавал эти вопросы представителям закона, которые побывали на нашем предприятии после аварии, и все мне говорили, что они в курсе этих проблем. Сейчас в СМИ звучит, что нужно закрывать ПАТП-4 и ПАТП-8. Извините, а кто же тогда будет перевозить пассажиров? Я не понимаю таких жестких мер, которые были предприняты ко мне со стороны следствия. Я не причина этой трагедии. Я – следствие системного кризиса в городском пассажирском транспорте.
В итоге апелляция все равно проигнорировала и эмоциональные заявления ЧЕРТОЛЯСА, и аргументы его защитников, и коллективные письма, направленные транспортниками в СУ СК РФ по Омской области. Аргументы обвинения перевесили. ЧЕРТОЛЯС останется в СИЗО до 26 августа. Если, конечно, адвокаты обвиняемого не придумают что-то необычное, чем смогут склонить на свою сторону кассационную инстанцию – президиум Омского областного суда.