Все рубрики
В Омске четверг, 2 Мая
В Омске:
Пробки: 4 балла
Курсы ЦБ: $ 91,7791    € 98,0270

Падение авторынка набирает обороты

18 марта 2015 11:13
0
5274

Ожидается дальнейшее снижение продаж легковых автомобилей

Несмотря на то, что ажиотажный декабрьский спрос на автомобили опустошил омские и российские автосалоны, отмечается падение продаж новых легковых автомобилей в 2014 году.

Общая ситуация

Снижение продаж автомобилей в России началось еще в 2013-м. В 2014 году ситуация лишь усугубилась: всего реализовано было 2 491 404 автомобиля, что меньше результата прошлого года на 10%. Сибирский федеральный округ и, в частности, Омск не стали исключением. И даже ажиотажный спрос в конце года на фоне обесценивающегося рубля не повлиял на ход событий. Он привел к повышению продаж в декабре на 2,4% относительно 2013 года, но в целом не изменил ситуации.

Ситуация в Сибирском федеральном округе совсем плачевная, так как отрицательные результаты превышают общероссийские темпы падения и составляют 15,8%. Всего за 2014  год в Сибири было продано 160 000 новых автомобилей.

Стоит отметить, что Омск продемонстрировал один из лучших результатов в СФО: спад продаж у нас составил всего лишь 9%. В свою очередь лучшими в СФО стали Абакан  (+2) и Иркутск (-5%).

Топ-10 в Омске, СФО и России

Лидером спроса как в России и СФО, так и в Омске остается бренд «Лада». В России, снизив показатели на 15% по сравнению с 2013 годом, «Лада» в прошедшем году остановилась на отметке 387 307 единиц. А в декабре спрос на новые отечественные автомобили упал на 9%. В Омске показатели «Лады» упали на 25,9%, но бренд сохраняет лидерство с результатом 1898 единиц.

На втором месте по России находится бренд KIA с результатом 195 691 автомобиль, что всего на 1% меньше 2013 года. В СФО второе место в общем рейтинге и первое среди иномарок занимает Toyota, показавшая падение объемов реализации лишь на 1,8%. В Омске же первое место по продажам среди иномарок занял  Hyundai c результатом 1519 единиц. Серебряный призер показал прирост продаж на 3,2 % по сравнению с результатом 2013 года – 1472 единицы.

Третье место среди самых продаваемых новых автомобилей России досталось французской марке Renault. Ее результат сократился на 7% и составил 194 531 автомобиль. В СФО с седьмого на третье место переместился японский Nissan. Марка нарастила продажи на треть. В Омске бронзовым призером становится также японец, но Toyota с результатом 1381 единица, что меньше прошлого года на 6,4%.

Популярный в Омске бренд Hyundai по России занимает четвертую позицию с показателем 179 631, что меньше прошлогоднего результата лишь на 0,8%. На четвертой строчке рейтинга СФО также расположился корейский Hyundai, здесь упавший за год на 14%. В Омске же на четвертом месте обосновалась марка KIA, потеряв в продажах за год 3,5% и показав результат 1226 единиц.

 

Топ-5 в России закрывает Nissan – 162 010 единиц, прирост 10,7%. В СФО на пятом месте французский Renault, продажи которого за год упали на 15,3%. В Омске, как и в России, на данной позиции находится Nissan с результатом 1089 единиц и приростом 19%.

На шестой позиции в России располагается Toyota (161 954) с приростом продаж 4,6 %. В СФО на данной ступени Chevrolet, сокративший продажи на 19% за год. А в Омске шестое место досталось французам – Renault: 1055 единиц и – 1,1% по сравнению с 2013 годом.

Седьмую строку рейтинга в России занимает Volkswagen, сокративший продажи за год на 18%. Его показатель, 128 071 автомобиль. А вот в СФО на данном месте корейский KIA, упавший на 18%. Седьмую позицию омского рейтинга занимает Chevrolet: 740 автомобиля и – 27,7%.

В России Chevrolet находится на восьмой позиции с результатом 123 175 единиц и – 29,5%. В СФО с десятого на восьмое место переместился японский Mitsubishi, который сохранил продажи на уровне предыдущего года. В Омске на данной позиции обосновался бренд Volkswagen, сокративший продажи за год на 26 %, с показателем 647 автомобилей.

Девятое место в России занимает ?koda: 84437 единиц и – 3,5%. В СФО по итогам года занял немецкий Volkswagen, потерявший за год 27% в продажах. В Омске девятую строку занимает бренд Mazda, результат которого 399 автомобилей и прирост продаж 31,3%.

Замыкает топ-10 в России и в Омске марка Mitsubishi. В России за год было продано 80134 автомобиля, что больше результатов 2013 года на 1,8%. Омские показатели Mitsubishi составляют 362 единицы и – 9%. В СФО впервые завершает рейтинг японская Mazda, которая увеличила продажи на 27%.

Врезка:

Декабрьский скачок спроса особенно хорош был для брендов KIA(+26%), Toyota (+19%), Nissan (+19%), УАЗ (12%), Mitsubishi (+51%) и Mazda (+61%), что, несомненно, сказалось на рейтинге.

А вот ухудшились показатели у «Лады» (–9%), Chevrolet (–28%), Ford (–26%), Opel (-23%) и ?koda (–27%).

Корпоративные продажи

Корпоративным клиентам в СФО в 2014 году по данным аналитического агентства «Автостат», было продано 9,6 тыс. автомобилей – 7% от общего объема этого сегмента в России. Показатель снизился по сравнению с 2013 годом на 14%. Омск в данном направлении, как и в прошлом году, показывает стабильный средний результат.

Лидером в корпоративных продажах новых легковых автомобилей как в России, так и в СФО уже не первый год является Toyota, второе место занимает Lada, третье – Renault. И если в СФО ситуация не изменилась с прошлого года, то по итогам России Toyota уверенно обошла Lada в 2014 году в данном сегменте.

Премиум-сегмент

В данном сегменте Омску гордится совсем нечем. По итогам 2014 года доля премиум-сегмента Омска в общей структуре рынка новых легковых автомобилей составила всего 7,1%, что отправило наш город на седьмое место с конца в рейтинге городов по доле рынка новых легковых автомобилей премиальных брендов.

Дилерские движения

Автомобильная картина 2014 года складывается из масштабных открытий и столь же значительных закрытий. В Омске в 2014 году картина довольно стабильная. Из крупных новшеств можно лишь выделить открытие первого в России дилерского центра Datsun, которое прошло в нашем городе в конце июля.

В начале года в Омске был закрыт дилерский центр SsangYong «Автоцентра на Кордном», а также заморожена деятельность по бренду «Лада» компании «Феникс Авто».

Компания «Барс» продала свой бизнес по марке KIA сургутской компании «Обь-Сервис», сохранив за собой бизнес по BMW.

Стоит отметить, что Омск может гордиться результатами местного автодилера, который не первый год фигурирует в топе-5 дилерских автоцентров СФО. Так, неоднократно серебро в данной номинации уверенно берет ГК «Евразия-Моторс» — официальный дилер Mitsubishi, Nissan, Peugeot, Hyundai, Renault, Volkswagen. В этом году результат группы компаний составил 29% рынка, сохранение своих позиции без изменения портфеля представляемых брендов.

– Динамика продаж автохолдинга «Евразия Моторс» идет вразрез с общерыночной тенденцией, что связано со многими факторами, – рассказывает маркетолог «Евразия плюс» Никита КРАСИКОВ – Во-первых, мы изменили нашу стратегию развития: к политике привлечения новых клиентов добавили политику удержания существующих с ориентацией на повышение качества работы и развитие направления сервиса. В сервисных отделах уделяем большое внимание увеличению скорости и качеству оказываемых услуг, расширили склад запчастей и парк подменных автомобилей. Вкупе с этим выстраивание индивидуальных, максимально уважительных и честных отношений с клиентами привело к росту доли повторных покупок в наших салонах.

Во-вторых, в линейке наших продуктов достойные бренды, которые уже зарекомендовали себя у покупателей, – это Nissan, Volkswagen, Hyundai, Mitsubishi, Peugeot, Renault и с 2014 года – Datsun. Дополнительно стимулирует автовладельцев на новые покупки регулярное обновление модельного ряда этих брендов.

В-третьих, мы стали более активно развивать направление trade-in — обмен старого автомобиля на новый с доплатой непосредственно у дилера.

С другой стороны, мы стали развивать и направление продажи автомобилей с пробегом.

Дополнительными драйверами роста в конце этого года стали программа утилизации и девальвация рубля, которая привела к стремлению людей сохранить свои сбережения — играют свою роль оправданные ожидания вероятного повышения цен на новые автомобили в следующем году.

Положительную динамику показала сибирская ГК «МАКС Моторс», переместившись с пятой строчки на бронзовую позицию. 24% рынка и уверенный курс на расширение: дилерство Audi в Новосибирске и Mitsubishi в Омске.

Топ-10 крупнейших автодилеров СФО покинула омская ГК «Феникс-Авто», занимающая в предыдущем году восьмую позицию.

Новые модели

Несмотря на падение продаж автомобилей и тяжелую экономическую ситуацию, местные автодилеры продолжают радовать омичей новыми моделями.

Так, например, в 2014 году стартовали продажи нового поколения популярного среднеразмерного внедорожника Toyota Highlander, внедорожника Toyota Land Cruiser 200 в специальной версии исполнения Brownstone, новой Camry.

Прошедший год стал богатым на сюрпризы для поклонников Hyundai, появились семиместный внедорожник Grand Santa Fe, седан премиум-класса Genesis, обновленный Solaris.

Nissan порадовал новыми Terrano и Centra, обновленными Patrol и Juke, новым поколением Teana, X-Trail и Qashqai.

Renault представил обновленные Logan, Sandero, Fluence, Sandero Stepway. Peugeot обновил 308, 508 и Boxer.

Не остался без обновлений и Mitsubishi Outlander. Также появился новый Volkswagen Touareg.

Начался старт продаж моделей Datsun.

Настораживающие прогнозы

Помимо декабрьского спроса на автомобили, к факторам, временно способствовавшим стимуляции продаж и имеющим временный характер, можно отнести и государственную программу утилизации, которая стартовала в сентябре и оживила бюджетный сегмент. Однако, как утверждают специалисты «АВТОСТАТА», продленная в 2015 году программа утилизации может лишь компенсировать рост цен на отечественные автомобили. Тем не менее у игроков авторынка большие надежды на данную программу.

Если рассудить объективно, то можно сделать печальные выводы. Все основные угрозы для отрасли очевидны. Стоимость автомобилей растет, покупательная способность падает за счет ослабления реальных доходов населения, рынок автокредитования сокращается, продолжается валютная лихорадка – в совокупности это может привести к значительному спаду продаж новых автомобилей в 2015 году. Уже сейчас виден обратный эффект от высоких результатов последнего квартала 2014 года.

Исполнительный директор Тойота Центр Омск (ГК «Автоплюс») Виктор ГРЕБЕННИКОВ:

– Делать прогнозы в сегодняшней ситуации очень сложно. Продажи будут зависеть от курса валют и экономической ситуации. Весь прошедший год мы постоянно испытывали дефицит автомобилей. Но, несмотря на нынешнюю нестабильную экономическую ситуацию, мы смотрим в 2015 год с определенной уверенностью и оптимизмом. Дело в том, что Тойота Центр Омск изначально открывался в городе в период кризиса 2008-2010 гг. Когда другие дилеры имели большие сложности либо разорялись и закрывались, мы отмечали бурный рост продаж. Наши успехи – это следствие серьезной поэтапной работы, проводимой компанией по налаживанию всех бизнес-процессов направленных на удовлетворение потребностей клиентов за счет отличного сервиса. Огромную роль играет продукт: качество, надежность и комфорт марки Toyota ценят во всем мире, а также команда нашего дилерского центра.

По прогнозам специалистов комитета автопроизводителей АЕБ, предстоит снижение рынка на 24% до 1 890 000 автомобилей. Это ниже уровня 2010 года, но выше кризисного 2009-го. При этом в I квартале, по их мнению, ожидается очень низкий спрос. Поживем – увидим.

В 2014 году Омск занял 74 место (из 152) в рейтинге российских городов по средневзвешенной цене нового легкового автомобиля — 952,8 тысячи рублей. На тысячу жителей нашего города приходится 12 продаж.

Данные, используемые в статье, предоставлены Ассоциацией европейского бизнеса (AEB) и Аналитическим агентством АВТОСТАТ.

Евгения ТОЛСТЫХ

Комментарии
Комментариев нет.

Ваш комментарий




Наверх
Наверх
Сообщение об ошибке
Вы можете сообщить администрации газеты «Коммерческие вести»
об ошибках и неточностях на сайте.