По словам экспертов, скоро на дорогах возрастет числа автолюбителей с поддельными полисами или вообще без полисов
5 февраля в омском пресс-клубе состоялся круглый стол на тему повышения со следующего месяца стоимости полиса ОСАГО. О том, что сегодня происходит на рынке ОСАГО, журналистам рассказали директор Омского филиала компании «РЕСО-Гарантия» Александр КУЗНЕЦОВ, коммерческий директор ЗАО СО «Надежда» Максим КРИСТА и председатель правления Общества защиты прав потребителей в сфере страхования Игорь ПУШКАРЬ.
Для роста есть причины
Как рассказал Александр КУЗНЕЦОВ, сегодня регулятором рынка страхования является Центробанк РФ. В соответствии с изменениями в законе с 1 апреля 2015 года повысится лимит ответственности страховых компаний по причинению ущерба жизни и здоровью со 160 тыс. до 500 тыс. рублей на каждого застрахованного. Формально это является причиной пересмотреть тариф. Также ЦБ при принятии решения о повышении цен на ОСАГО принимал во внимание удорожание запчастей к автомобилям ряда марок в результате осенней девальвации рубля.
– Цифра, которую озвучили в ЦБ, – более 30%. Насколько точно вырастет тариф, пока сказать трудно. Разные страховщики предлагают рост на 56-60%, некоторые считают, что поднимать тариф надо в два раза, т.е. на 100%. Но я полагаю, что ЦБ поступит мудро, т. к. одновременно с ростом базовых величин тарифов произойдет изменение коэффициентов территорий, которые влияют на стоимость полиса. По сообщению ЦБ, в 218 регионах коэффициент повысится, в 131 регионе он будет понижен и в пяти регионах останется без изменений, – уточнил руководитель.
Он также предположил, что в Омской области территориальный коэффициент не изменится. На сегодня в Омске он составляет 1,6, а по региону – 0,9.
О последствиях роста тарифов
Участники мероприятия рассказали, что ситуация с подорожанием полисов ОСАГО может привести, и отчасти уже приводит, к росту количества поддельных полисов и водителей, которые ездят вообще без страховки.
Максим КРИСТА отметил, что качество подделок существенно возросло и отличить их от подлинных становится все сложнее.
– 99% покупателей таких полисов понимают, что они покупают подделку. Стоимость таких полисов – 1,5-2 тысячи рублей. Люди осознают, что этот документ они не покажут инспектору ГИБДД, чтобы их не оштрафовали. Штраф сегодня составляет 800 рублей, плюс штраф-стоянка, – добавил Александр КУЗНЕЦОВ.
Об убыточности сегмента…
Александр КУЗНЕЦОВ сообщил, что в Омском филиале «РЕСО-Гарантии» за 2014 год было собрано 246 млн рублей премий и выплачено 140 млн рублей. Однако за январь 2015 года здесь собрали 15 млн, а выплатили 22 млн.
– Страхование – специфичный бизнес. Мы берем по полису обязательства на 12 месяцев вперед. Часть выплаченных в прошлом году средств относится к 2013 году. Если считать актуальную убыточность, то в омском «РЕСО» она меньше 100%. Мы сохраняем бизнес в ОСАГО рентабельным, но маржа, которую мы получаем, сегодня минимальна, – прокомментировал руководитель.
Как рассказал Максим КРИСТА, страховые компании обложены штрафными санкциями.
– Суд взыскивает со страховщика денежные средства независимо от того, доплатил страховщик сумму убытка до принятия решения или нет. Здесь непонятна законодательная основа. Мы получаем претензию от потерпевшего, он просит доплатить 20 тысяч рублей, начинает судебный процесс. Мы доплачиваем, но он просит еще по 10 тысяч рублей на адвоката, на экспертизу, за моральный вред, пеню, неустойку и штраф. Суд все взыскивает. Это убытки ОСАГО, и сегодня их в расчетах тарифов нет, – пояснил руководитель.
… и сомнениях на этот счет
Игорь ПУШКАРЬ с иронией отнесся к жалобам страхователей.
– Страховые компании всегда говорят, что жить тяжело и ОСАГО уже 10 лет как убыточно, но еще год назад ни одна страховая компания свою лицензию бы не отдала. Хотя ОСАГО обязательно только для автовладельцев, но не для страховой компании. У нас в одном регионе убыток 140%, в другом – 60%, и в любом случае страховые компании всегда остаются в прибыли. ОСАГО не убыточно, – уверен эксперт.
Что касается повышения курса доллара, то, по словам Игоря ПУШКАРЯ, до октября 2014 года для определения ущерба по ОСАГО было несколько методик оценки. В сентябре ЦБ разработал единую методику определения ущерба, но расчет по ней получается на порядок меньше.
– Стоимость нормочаса в нашем экономическом регионе для «мерседеса» составляет 850 рублей, для «хонды» – 800 рублей, для ВАЗа – 550 рублей. Таких цен вы ни на одной СТО не найдете. Никто за эти деньги ремонтировать не будет. Новая методика предполагала выпуск справочников, но они рассчитаны на сентябрьский курс доллара. И лишь сейчас ЦБ заявляет о том, что с 16 апреля справочники приведут в соответствие с курсом валют. Т. е. полгода автолюбителям насчитывали компенсации по курсу доллара 30 рублей, – возмутился правозащитник.
Об альтернативе
В настоящее время законом предусмотрена возможность для пострадавших получить компенсацию не только денежными средствами, но и непосредственно ремонтом. Для этих целей страховые компании заключают договоры со станциями техобслуживания. Однако этот вариант пока в народе не прижился. Как уточнил глава Омского филиала «РЕСО-Гарантия», у них есть возможность предоставить клиентам услуги СТО, но пока ни один автолюбитель на это не согласился – всем нужны деньги.
Максим КРИСТА рассказал, что в его практике были случаи, когда люди соглашались на ремонт, но это редкость.
– Большинство хотят получить денег больше, чем потратят потом на ремонт, – уверен руководитель.
По мнению Игоря ПУШКАРЯ, это направление и не пойдет – до тех пор, пока не будет станций, которые бы устраивали и страховщика по цене, и потребителя по качеству.
Судебная практика
Как рассказал Игорь ПУШКАРЬ, в 2013 году, по данным омского судебного департамента, в городе рассмотрено 4 980 дел, связанных со страхованием. Из них 97% закончились в пользу автовладельцев.
– Тут рассказывали, что со страховых компаний взыскивают штрафы, – это так. Но, учитывая судобоязнь наших людей, в суды обращается не более 30% населения, и если позиция страховщика – недоплачивать всем, то экономия по остальным 70% выплат покроет расходы на выполнение судебных решений. Если бы хоть 70% населения обращалось в суды, то страховые компании никогда бы не занижали и не задерживали выплаты, – заявил г-н ПУШКАРЬ.
Однако Александр КУЗНЕЦОВ сообщил, что в 50% дел по увеличению суммы страховки размер этой суммы страховщики в судебном же порядке благополучно оспорили. Ситуацию же с судами он назвал беспределом.
– У нас по всей России сегодня бизнес есть, который называется «автоюрист». Таких юристов много, они добывают информацию о получавших выплаты и выходят с ними на связь, потом доплачивают им разницу в выплате и оформляют договор цессии. Они идут в суд, и оказывается, что потерпевший заплатил им 10 тысяч рублей за услуги, моральный вред и т. д. В суде потерпевшего не будет, он может и не знать про суд, а юристы все взыщут. Это бизнес, – возмутился страховщик.
Игорь ПУШКАРЬ заявил, что если бы реальная стоимость ремонта выплачивалась сразу, таких ситуаций не возникало бы.
Про навязывание услуг и свободу цен
Игорь ПУШКАРЬ также заявил, что для автовладельцев сегодня бОльшей проблемой является даже не своевременное получение справедливой страховой выплаты, а приобретение полиса по цене, определенной государством.
Речь в основном о навязывании страховыми агентами дополнительных услуг, без оплаты которых автолюбителю зачастую непросто приобрести полис – клиента за ним могут отправить в Исилькульский район или сказать, что их нет, или они есть, но в ограниченном количестве и т. п.
Александр КУЗНЕЦОВ резюмировал: на входе стоимость услуги определяется государством, но на выходе она все равно регулируется рынком, и сообщил, что есть «радикальное решение, на которое правительство пока не идет». Речь о том, чтобы «отпустить» цены на ОСАГО, «сделать их свободными».
По словам руководителя, это приведет к тому, что, возможно, ситуация с навязыванием агентами допуслуг нормализуется. Представители страховых компаний также заявили, что к возникновению сговора и монополии это привести не должно.
– На первом этапе может получиться так, что ряд компаний начнет демпинговать. Они предложат более дешевый продукт, а потом уйдут с рынка. Останется десяток компаний, которые более серьезно относятся к своему бизнесу, – прокомментировал Максим КРИСТА.
По мнению же Игоря ПУШКАРЯ, рост тарифов на ОСАГО преждевременен.
– На мой взгляд, говорить об увеличении тарифов ОСАГО можно только после кардинальной реформы системы урегулирования убытков. В большей части стран мира нет такого понятия, как износ деталей и агрегатов. Человек должен получить выплату, которой ему хватит, чтобы отремонтировать свое транспортное средство, – высказался правозащитник.