Крупных торговых объектов в городе уже перебор, поэтому необходимо, по мнению мэра ДВОРАКОВСКОГО, развивать формат «магазин у дома»
Проект Концепции развития торговли Омска был представлен на суд Межведомственного совета по вопросам торговой деятельности и защиты прав потребителей на территории города под председательством мэра Омска Вячеслава ДВОРАКОВСКОГО, заседание которого проходило 19 мая. Как считают чиновники, важность этого документа трудно переоценить, поскольку в Омске торговой деятельностью заняты порядка 50% всех хозяйствующих субъектов города.
При подготовке стратегического документа специалисты департамента городской экономической политики опирались на результаты маркетингового исследования состояния потребительского рынка, которые были проведены в 2014-2015 годах силами ВПО «Омский экономический институт». Судя по результатам исследования, сегодня на территории Омска работают 12 тысяч предприятий потребительского рынка, большая часть которых занимается торговлей, и представлены практически все форматы современной торговли: супермаркеты и гипермаркеты, торговые комплексы и моллы, розничные рынки и магазины шаговой доступности, а также все виды нестационарной торговли (автоматы, киоски, лотки, павильоны, ярмарки).
По мнению специалистов, в Омске складывается вполне комфортная потребительская среда, если исходить из такого показателя, как количество торговых площадей. В Омске, как показало исследование, общий объем торговых площадей возрос до 1,2 млн кв. метров и на каждого омича уже приходится 1,05 кв. метра торговых площадей, что примерно в полтора раза превышает нормативный минимум для Омска. Единственный недостаток, по мнению авторов исследования, в том, что эти торговые площади распределены по городу очень неравномерно. Наибольшая плотность торговой деятельности в Центральном и Кировском административных округах, а в Октябрьском АО существенно меньше нормы.
– Эти маркетинговые исследования нам очень помогли, – пояснил членам совета Вячеслав ДВОРАКОВСКИЙ. – Информация подготовлена профессионально. Теперь мы имеем представление о состоянии торговли, ее форматах в разрезе не только городских округов, но и комитетов территориального общественного самоуправления. Нужно пристальнее посмотреть, как развивается формат «магазинов у дома», ведь этот формат действительно удобен для потребителей.
Как рассказала директор департамента городской экономической политики администрации Омска Гульнар АЙТХОЖИНА, основная цель формируемой концепции развития торговли Омска – разработка системы приоритетов, которая обеспечит сбалансированное развитие всех звеньев сферы торговли на территории города. А приоритет номер один – это местные производители продуктов питания и небольшие магазины, по количеству которых Омск сегодня отстает от других крупных городов России.
– Сфера торговли, как известно, является достаточно точным индикатором социально-экономического состояния развития территории, – напомнила Гульнар АЙТХОЖИНА. – И хотя сегодня состояние торговли на территории Омска можно охарактеризовать как стабильное, администрация города все же посчитала необходимым разработать концепцию развития торговли, в которой были сделаны акценты на местных производителях и на небольших магазинах шаговой доступности. Сегодня у нас нишу «магазинов у дома» частично закрывают сетевики, но сетевая торговля не может обеспечить индивидуальных и доверительных отношений, которые складываются у владельцев небольших магазинов с постоянными покупателями.
Нашлось в концепции место и для борьбы с несанкционированной торговлей и для рынков, которых в Омске осталось всего шесть (из-за изменений в федеральном законодательстве). Омск, как подчеркнула Гульнар АЙТХОЖИНА, вообще специфический город. Во всем Сибирском федеральном округе только в Омске сохранились муниципальные рынки, и не использовать такой мощный резерв было бы неправильно.
– Документ хороший, но надо объективно признать, что с ним мы опоздали, — посетовал в ходе обсуждения концепции президент Союза организаций торговли Омской области Борис СВАТКОВ. — Нужно было его сделать еще лет 10-15 назад, когда в Омск активно заходили федеральные сети. Сегодня у нас хорошие показатели по торговым площадям, но при этом они размещены неправильно. Конечно, «Метро» мы уже не вынесем за черту города, где он и должен был строиться изначально, поскольку «Метро» – это оптовое предприятие торговли для малого бизнеса. Но сегодня, как мне кажется, еще не поздно принять принципиальное решение, чтобы все новые крупные форматы, которые захотят зайти в Омск, размещались только на строящейся окружной дороге. И таким образом мы сможем немного повлиять в положительную сторону, как мне кажется, и на транспортные проблемы города.
Мэр Омска согласился с дополнениями СВАТКОВА и пояснил, что после принятия Концепции развития торговли Омска специалисты департамента городской экономической политики будут разрабатывать совершенно конкретный план последовательных действий, результатом выполнения которого станет развитие продовольственного рынка в формате шаговой доступности.