Депутат Госдумы Александр КРАВЕЦ уверен, что «одноканальное финансирование загнется само по себе»
29 апреля в Омске за круглым столом «Социальное государство и страховая медицина: взгляд пациентов» обсуждался основной вопрос: какой быть страховой медицине при одноканальном финансировании из фонда ОМС. Участие в дискуссии приняли депутаты, чиновники, медицинские работники и даже пациенты.
Россия – последняя в рейтинге эффективности здравоохранения
Первый заместитель председателя Комитета по образованию Госдумы Олег СМОЛИН, открывая круглый стол, выразил надежду, что в ходе него появится информация, которая послужит толчком для внесения поправок в законодательство. Он напомнил собравшимся, что для всех жителей РФ с 1 января 2015 года введено одноканальное финансирование при помощи ОМС, а для государственных служащих и депутатов сохранена бюджетная медицина. «Возникает вопрос, почему и для чего нужны разные системы для граждан и тех, кто ими управляет», – отметил Олег СМОЛИН.
Он привел неутешительные цифры. По данным ВОЗ, в 2000-2010 годах Россия занимала 130-е место по уровню медицинского обслуживания, между тем в 80-е годы входила в число лидеров. В последнем рейтинге эффективности национальных систем здравоохранения агентства Bloomberg РФ заняла последнее 51-е место. Обидно, что державу обогнали, например, Перу, Чили, Малайзия и даже Иран и Азербайджан. Первое место занимает Сингапур, где продолжительность жизни 82,1 года, а доля расходов на здравоохранение в национальной экономике 4,5 процента, или 2426 долларов на душу населения. В нашей стране средняя продолжительность жизни 70,5 года, а расходы на здравоохранение составляют 6,3 процента, или 887 долларов на человека. Единственное, что немного утешает: США не слишком далеко ушли от нас, обогнав всего на семь пунктов.
Страховая медицина: перезагрузка
Больше 20 лет в России существует система обязательного медицинского страхования (ОМС). Она родилась во времена, когда здравоохранение находилось в глубокой депрессии, и в определенном смысле стала выходом из ситуации. Сегодня ее можно ругать, перечисляя многочисленные недостатки, но большинство специалистов сходятся во мнении, что страховая медицина помогла удержать здравоохранение «на плаву».
Критика в адрес современной страховой медицины сегодня не редкость. Жалобы наводнили не только Интернет, но и дошли до руководства страны: в декабре 2014 года Президент РФ Владимир ПУТИН в послании Федеральному собранию дал распоряжение в течение 2015 года завершить переход к страховой медицине и отладить ее механизмы. По его словам, по-настоящему она в России так и не заработала.
В Омской области в рамках изучения жизнеспособности страховой медицины, ее плюсов и минусов решено провести серию мероприятий. В марте состоялся межрегиональный семинар «Социальное государство и страховая медицина: взгляд управленцев», а 29 апреля прошел межрегиональный круглый стол на эту же тему, только рассматривающий точку зрения пациентов. Завершится цикл в июне конференцией, на которой ожидаются высокие гости из Москвы. В частности, обещал приехать в Омск глава Комитета по науке и наукоемким технологиям Госдумы, академик РАН Валерий ЧЕРЕШНЕВ, который считает, что к 2050 году средняя продолжительность жизни в развитых странах достигнет возраста 120 лет. Правда, к России это не относится.
Согласился присутствовать на конференции и Сергей КАЛАШНИКОВ, бывший министр труда и социального развития России и сегодняшний глава Комитета Госдумы по охране здоровья. По его мнению, нормативы оказания медицинской помощи, предусмотренные системой ОМС, не учитывают территориальные особенности страны: при их формировании Фонд обязательного медицинского страхования должен применять коэффициент географической удаленности.
Одноканальное финансирование – зло или благо?
Территориальные особенности России – низкая плотность населения, большие расстояния между городами, слабо развитая сеть дорог и неравномерное заселение – чаще всего приводят в качестве веских доводов противники страховой медицины. Они уверены, что ее принцип «деньги идут за больным» не позволит обеспечить нормальное финансирование здравоохранения, например, в сельской местности, где проживает мало граждан. Опыт показывает, что при таком раскладе происходит так называемая оптимизация, выражающаяся в сокращении узких специалистов, а иногда и в упразднении самого лечебного учреждения. Таким образом, страдает один из принципов медицинской помощи – доступность.
До последнего времени здравоохранение в России работало по промежуточной, или бюджетно-страховой модели. Переход на одноканальное финансирование за счет ОМС многими рассматривается как нецелесообразный, особенно в период финансового кризиса. Член Комитета Госдумы ФС РФ по охране здоровья Александр КРАВЕЦ уверен, что «одноканальное финансирование загнется само по себе». Он уже сейчас видит безрадостную картину, когда жители отдаленных районов будут вынуждены тратить существенные для них средства, чтобы получить в Омске консультацию врача-специалиста.
– С моей точки зрения, было принято очень мудрое решение – переход на одноканальное финансирование в системе медицинского страхования. Да, оно несовершенно, но реально защитило от угасания. Совершенной системы страхования нет нигде, везде существуют программы государственных гарантий. Они верстаются на территориях РФ согласно базовой федеральной программе – происходит перерасчет на коэффициент смертности, заболеваемости для различных регионов. На каждого человека выделяется определенная сумма, и из нее складывается набор услуг, – отметил первый заместитель министра здравоохранения Омской области Олег ПОПОВ.
В защиту программы государственных гарантий на круглом столе высказался и Лев ТОЛМАЧЕВ, заместитель директора территориального фонда ОМС Омской области:
– Территориальная программа государственных гарантий в Омской области в 2015 году имеет рост 15 процентов по сравнению с 2014 годом, т.е. увеличилась на 400 млн рублей. Это гораздо больше, чем процент инфляции, который Дмитрий МЕДВЕДЕВ объявил на последнем выступлении в Думе, – 16 процентов.
Бесплатная медицина – история или утопия?
Предложений вернуть медицину на рельсы бюджета от участников круглого стола не поступало. Только Алексей ПАНОВ, управляющий Центром медицинского права, заметил:
– Жалобы на платность медицинских услуг в бюджетном здравоохранении можно перекрыть раз и навсегда – запретив ему оказывать платные медицинские услуги.
Осуществима ли эта идея, осталось за рамками мероприятия. Однако было отмечено, что в 2015 году бюджет Омской области на здравоохранение составил более 24 млрд рублей.
– Сверх этого граждане платят за медицинскую помощь около 900 млн рублей в год. По сравнению с концом 20 века эта доля снизилась, сейчас она – 5 процентов, а в период 1999-2001 годов составляла 6 – 6,5 процента от официальных расходов на здравоохранение, – отметил Лев ТОЛМАЧЕВ.