В конце октября с поэтическим спектаклем "Вера Полозкова. Короткий метр", принимавшем участие в Х Международном фестивале "Молодые театры России", в Омск приезжала Алиса ГРЕБЕНЩИКОВА, дочь легендарного музыканта Бориса ГРЕБЕНЩИКОВА, создателя группы "Аквариум" (ее мама Наталья КОЗЛОВСКАЯ – инженер-экономист). Популярная киноактриса и телеведущая Алиса ГРЕБЕНЩИКОВА в начале творческой карьеры два сезона выходила на сцену МХАТа им. М.Горького, затем стала отдавать предпочтение альтернативному театру. Сегодня ее можно увидеть в спектаклях театра "Практика", "Политеатра", Центра имени Вс. Мейерхольда. О семейных ценностях и творческих исканиях с Алисой ГРЕБЕНЩИКОВОЙ побеседовала корреспондент "КВ" Эльвира КАДЫРОВА.
– Алиса, я знаю, что ваши родители расстались, когда вам было несколько лет. И все-таки то, что вы дочь известного музыканта, – это, наверное, сопровождало вас по жизни. Помогало вам это или мешало?
– Вы знаете, меня об этом спрашивают только журналисты. Ни один человек со стороны никогда не заострял на этом внимание. Ни в школе, ни в институте, ни на съемочной площадке, ни в театре никого абсолютно не интересовало, чья я дочь. И я надеюсь, зрителям тоже все равно, какая у меня фамилия и они воспринимают меня как самостоятельную творческую личность. Так что если что-то и мешает в этом вопросе, то повышенное внимание прессы.
– Неужели отец не помогал вам пробиться в театр, в кино?
– Никогда! У нас это абсолютно не принято. Я даже не могу представить себе такую ситуацию.
– Как проходило ваше детство?
– Волшебное было детство, типичное ленинградское – с музеями, театрами. Школа, в которую я ходила, была недалеко от Невского проспекта. Эрмитаж! Мне сейчас его очень не хватает.
– Вы собирались стать журналистом, а потом поступили в театральный институт. Как случился этот перелом?
– Я просто занималась на факультете журналистики в Ленинградском университете, и мне кураторы посоветовали расширить свои познания в искусствоведении. Ну, там же преподают искусствоведение, театроведение. Так что и в театральном институте я поначалу поступала на театроведческий факультет, но папина жена порекомендовала мне пойти на актерский, сказала: «Попробуй, хуже не будет». И я поступила. Но при этом моя голова никуда не ушла, моя любознательность никуда не ушла от меня, и мое образование не мешает мне иногда залезать на тропу журналистики и что-то там делать. И никакого противоречия в этом нет.
– Как после питерской школы прошло ваше вхождение во МХАТ?
– Органично. Я была на показе, который обычно проводится в конце сезона, читала ЧЕХОВА, и меня сразу пригласили. Может быть, это потому, что наш педагог по актерскому мастерству в свое время окончила Школу-студию МХАТ и воспитывала нас в определенной манере. И, наверное, я оказалась той молодой актрисой, которая нужна была тогда театру. Моя первая роль – в спектакле «Весь ваш Антоша Чехонте». Это был ввод. Потом я играла Митиль в «Синей птице», одну из главных ролей в спектакле «Мои нерожденные сыновья» по пьесе Веры ВИНОГРАДОВОЙ «Невесты 42-го». МХАТ был важной частью моей жизни, и когда я сейчас прихожу туда, меня волнует сам воздух.
– Но тем не менее вы покинули этот театр.
– Да, потому что мне интересно идти дальше, узнавать что-то новое. У меня нет цели получить звание заслуженной артистки или переиграть всего ЧЕХОВА. Мне интересно все время что-то пробовать, чему-то учиться. И через несколько лет после того, как я пришла во МХАТ, я уже обнаружила себя в эпицентре новой драмы.
– В кино вы сыграли много ролей. Какие героини наиболее вам близки, наиболее похожи на вас?
– В каждой из них есть что-то от меня. Это важно – вкладывать в роль часть себя. В новом сезоне на ТНТ будет сериал «Бисер», где я играю женщину, которая, на первый взгляд, вообще на меня не похожа. Она строгая, сосредоточенная, сухая. Жена обеспеченного человека, которая содержит своего бывшего мужа. Она ходит в шикарных костюмах, прекрасно выглядит. А я прибегаю на площадку – девочка девочкой, в коротком платьице, в штанишках. Все удивлялись, сопоставляя нас. И вот эта роль мне действительно дорога, потому что я на себя посмотрела со стороны.
– Какой у вас характер?
– Разный. Я бываю общительной, бываю закрытой. Стараюсь относиться к жизни с оптимизмом, хотя не всегда получается. Позитивное отношение к людям у меня, наверное, от мамы, а стремление к самопознанию – от папы.
– Вы часто с ним общаетесь?
– Да, насколько это получается. Главное – качество общения. Мне иногда кажется, что мы понимаем мысли друг друга.
– Как вы относитесь к творчеству отца?
– Уважаю. И преклоняюсь. И понимаю, что это какая-то недостижимая высота. Жду новых песен, новых альбомов. Мы в машине всегда слушаем его в дороге.
– Вы унаследовали от отца какой-то музыкальный ген?
– Скажем так: его мама, моя бабушка, очень любила музыку. И, когда папа был маленький, она водила его в какие-то места, где можно хорошую музыку услышать. В консерваторию, например. Вторая бабушка, мамина мама, тоже прекрасно в музыке разбиралась, и, соответственно, они водили туда уже меня. И это не ген даже передавался, а…как сказать-то? Вот Леше точно что-то передалось от дедушки. Он такой музыкальный, сочиняет с удовольствием, ему нравится, а у меня не ген – просто воспитание.
– Леша ощущает себя частью династии?
– Нет пока. Конечно, он знает, что его мама актриса, потому что он со мной ходит, видит, как люди со мной здороваются, разговаривают, фотографируют там и так далее. Но с дедушкой же он не проводит все время, просто слышит, как дедушка поет. А со мной он ходит в театр, ездит на гастроли, когда есть такая возможность.
– Какие у вас сейчас планы, устремления?
– Мне сейчас нравится работать на стыке поэзии, литературы и актерского мастерства. В частности, я делаю проект для Музея изобразительных искусств им. А.С. Пушкина. Я вообще люблю живопись, и я так устроила жизнь своего сына, что он теперь тоже любит живопись, занимается в изостудии. Для музея я делаю программу, где выступаю в роли рассказчика, и мне это безумно интересно. Потому что, чтобы что-то рассказать о том или ином произведении, надо же не просто выучить роль и выйти. Я собираю материал, копаюсь в книгах, составляю композицию, погружаюсь в это. Ну а вообще для меня важно сейчас вырастить сына, быть для него хорошей матерью и воспитать в тех же традициях, в каких воспитали меня.