В результате банкирам удалось «отжать» недвижимость бывшего народного избранника в ТК «Вега»
На судебных заседаниях, прошедших 5 и 13 ноября, по обвинению в мошенничестве экс-главы омского филиала Ак Барс Банка и бывшего народного избранника Александра ДМИТРИЕВА произошел новый поворот.
Как все начиналось
Напомним, подсудимому инкриминированы 86 эпизодов мошенничества в особо крупном размере (ч. 4 ст. 159 УК РФ) на общую сумму около 400 млн рублей. По версии следствия, в 2007–2008 годах директор Омского филиала акционерного коммерческого банка «Ак Барс Банк» ДМИТРИЕВ, используя свои полномочия, подыскал граждан, на которых по подложным документам о финансовом состоянии было оформлено свыше 100 кредитных договоров ипотеки на общую сумму более 350 млн рублей, предназначавшихся для инвестирования в строительство жилого дома на пересечении улиц Волховстроя и 1-я Северная в Омске. За оформление договоров фальшивым «дольщикам» выплачивалось небольшое вознаграждение.
Кроме этого, ДМИТРИЕВ привлек к получению ипотечных кредитов своих помощников по депутатской деятельности, являвшихся номинальными руководителями коммерческих предприятий, подконтрольных народному избраннику. На них также были оформлены договоры на общую сумму около 80 млн рублей. Помощников депутат просто уговорил.
ДМИТРИЕВ скрылся от органов следствия и в марте 2011 года был объявлен в международный розыск. В январе 2013 года Интерпол задержал его в Эстонии, и в июле 2014 года ДМИТРИЕВ был этапирован в Омск.
Во время следствия ДМИТРИЕВ полностью признал свою вину и просил о судебном рассмотрении уголовного дела в особом порядке. Однако представитель гособвинения ходатайствовал об открытом судебном заседании, которое началось в конце прошлого года. В судебных заседаниях в течение почти года ДМИТРИЕВ вину признавал единолично и «подельников» не называл.
Новый поворот
5 ноября, на 38-е судебное заседание в Куйбышевском райсуде конвой привез ДМИТРИЕВА из следственного изолятора с обычным опозданием на полчаса. Потом выяснилось, что гособвинитель Екатерина ВАКАР должна успеть еще в один судебный процесс. В итоге заседание продлилось 27 минут, на исходе которых подсудимый сделал неожиданное заявление.
Судья Сергей МУРАСТОВ спросил: «Александр Сергеевич, у вас есть вопросы?»
– Да. Прошу суд огласить показания свидетелей ИВАНОВОЙ и ИЛЬИНОЙ еще раз подробно и полностью. Это очень важно для принятия решения по гражданскому иску (рассматривается параллельно с уголовным делом. – Ред.), — заявил ДМИТРИЕВ. – Этих людей, не выполнив свои обязательства, обманул банк (Ак Барс Банк – Ред.). Это очень важно для понимания суммы ущерба.
Судья устное ходатайство подсудимого удовлетворил, поручив гособвинителю на следующем заседании подготовить к прочтению соответствующие страницы уголовного дела из 92 томов.
После суда адвокат Андрей МОТОВИЛОВ и гособвинитель Екатерина ВАКАР рассказали корреспонденту «КВ», что сумма причиненного материального ущерба ДМИТРИЕВА существенно снизилась, «до 150 млн рублей, на следующем заседании должны точно определить».
«Запугали и принудили»
Однако посчитать оставшийся ущерб в пятницу, 13 ноября, не удалось. По просьбе подсудимого Екатериной ВАКАР были повторно зачитаны очные ставки ДМИТРИЕВА с бывшими подчиненными ИВАНОВОЙ и МУРОМЦЕВОЙ. Выяснилось, что полгода назад во время следствия первая на очной ставке в присутствии экс-шефа и его адвоката заявила, что на нее тоже был оформлен кредит в 4 млн рублей, деньги которого она в глаза не видела, но документы на ипотеку подписала добровольно, так как«не хотела портить отношения» и«верила в строительный холдинг» ДМИТРИЕВА. А когда стало понятно, что все рушится, она, формально имея права подписи в нескольких номинальных фирмах ДМИТРИЕВА, этим воспользовалась.
Оказывается, что в собственности одной из номинальных компаний которыми фактически руководил ДМИТРИЕВ (всего их порядка четырех десятков), находился 1 этаж (площадью 9 тыс. кв. метров) в недостроенном трехэтажном здании ТК «Вега» на улице 5-я Кордная. Чтобы покрыть свой долг и другие ипотечные кредиты людей, обманутых ДМИТРИЕВЫМ, ИВАНОВА в 2009 году согласилась с убедительно-настойчивыми сотрудниками Ак Барс Банка и, без ведома шефа, подписала документы на переуступку права собственности на этот объект по цене 67 млн рублей. В свою очередь, ИЛЬИНА на аналогичной очной ставке косвенно подтвердила эту информацию.
После оглашения этих показаний в заседании дали свои комментарии подсудимый и представитель банка, которые кардинально разошлись в оценке этой недвижимости.
Подсудимый еще на очной ставке оценил объект по 20 тысяч рублей за квадратный метр, то есть в 180 млн рублей. Сейчас, по его мнению, объект стоит еще дороже. При этом акцент ДМИТРИЕВ неоднократно сделал на то, что служба безопасности банка «запугала и принудила» ИВАНОВУ подписать договор переуступки недвижимости в ТК «Вега» и этим фактом должна заняться прокуратура.
Представитель банка подтвердил, что объект им достался за 67 млн рублей. Затем, показав увесистый том, сообщил, что позднее экспертиза оценщика показала, что красная цена этой недвижимости 35 млн рублей, а сейчас они «готовы и за 10 млн рублей продать, да никто не берет».
После чего судья Сергей МУРАСТОВ задал прямой вопрос подсудимому: «Вы отрицаете, что вы осуществляли фактическое руководство этих организаций?» Чуть подумав, ДМИТРИЕВ коротко ответил: «Не отрицаю». Затем судья попросил объяснить, а как вообще появилась эта затея со строительством дома. ДМИТРИЕВ пояснил, что предложение поступило от руководителя структуры «Ак Барс Инвест», и если бы не кризис 2008 года, то квартиры были бы проданы и все кредиты людей на вырученные деньги были бы погашены.
После чего судья попросил представителя банка предоставить заинтересованным сторонам копии заключения оценщика площадей в ТК «Вега» и объявил перерыв в заседании.