Индивидуальный предприниматель Михаил ФЕДОРОВ подал жалобу в антимонопольное управление на департамент транспорта города Омска.
11 ноября в Управлении Федеральной антимонопольной службы по Омской области рассматривалось дело о нарушении закона о защите конкуренции. Индивидуальный предприниматель Михаил ФЕДОРОВ, оказывающий транспортные услуги по перевозке граждан в городе, в июле 2015 года подал жалобу на департамент транспорта города Омска.
Жалоба
В ноябре ФЕДОРОВ представил уточнения к своей жалобе, где, в частности, пояснил следующее: «Одним из основных условий открытого конкурса на право осуществления перевозок пассажиров общественным транспортом на территории города Омска являлось предоставление перевозчиком гарантий подключения к системе диспетчерского управления системы ГЛОНАСС, ГЛОНАСС/GPS в течение трех месяцев после заключения договора. Указанные гарантии в письменной форме были представлены всеми победителями конкурса организатору перевозок, и за них получены дополнительные баллы, однако по настоящее время фактически не исполнены. Исходя из смысла постановления Омского горсовета № 71, а также по логике заключенных договоров от 01.04.2013 года следует, что с перевозчиками, не исполнившими гарантийные обязательства, договоры должны быть расторгнуты, а высвободившиеся лоты – выставлены на повторный конкурс.
Администрацией города Омска создана программа «Мой маршрут», размещенная в сети Интернет, при помощи которой любой пассажир может определить время подхода интересующего его транспортного средства с целью обеспечения более комфортной поездки и экономии времени. Реализация данного проекта возможна лишь при условии передачи информации о местонахождении транспортных средств и скорости его передвижения посредством системы ГЛОНАСС, ГЛОНАСС/GPS в режиме реального времени. Однако неоднократные обращения ИП Федорова М.В. о подключении либо обеспечении протоколов взаимодействия между обслуживающими операторами в единой системе диспетчерского обслуживания департамента транспорта оставались без ответа».
11 ноября дело рассматривала комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области под председательством руководителя Вадима КАБАНЕНКО. На заседании присутствовали специалисты управления, а также представители городской администрации, в том числе начальник отдела организации перевозок департамента транспорта Игорь КОЖУХОВ и представитель МП «Пассажирсервис», которое является оператором навигационной системы, предлагаемой городом. Индивидуального предпринимателя Михаила ФЕДОРОВА представляли Андрей ФЕДОРОВ и Татьяна ШУМОВА.
Хотели как лучше…
Игорь КОЖУХОВ озвучил версию событий департамента транспорта. При проведении конкурса среди перевозчиков практически все победители написали письма, что в течение трех месяцев они обязуются подключиться к системе ГЛОНАСС. «Операторов в городе много, по федеральному закону перевозчики имеют право подключится к любому. Но целью договора было, чтобы мы могли всех завести под одного оператора и централизованно их контролировать», – пояснил Игорь КОЖУХОВ. Однако события развивались по-другому: получив дополнительные 40 баллов за подписанное письмо, перевозчики начали приобретать недорогие (всего-то 4,5 тысячи рублей!) приборы GPS-навигации, в то время как муниципальная система рассчитывала на использование приборов «Гранит Навигатор 2.07.» Они дорогостоящие (около 20 тысяч рублей) и позволяющие многофункционально контролировать работу подвижного состава, в том числе передавать в салоны различную информацию, объявлять остановки, выходить на связь с водителем и т. д. Под данный прибор администрация города приобрела программу, и только после этого выяснилось, что подключить перевозчиков технически не представляется возможным, поскольку их приборы не совместимы с установленной системой. Естественно, предприниматели отказались приобретать другие навигаторы, ведь они добросовестно выполнили поставленные перед ними требования.
Чтобы как-то изменить ситуацию, департамент транспорта направил запрос разработчику программного продукта московской компании ЗАО «НПП Транснавигация», приложив список приборов, подключение которых было необходимым. «Эта процедура заняла определенное время, и через несколько месяцев мы решили вопрос о возможности подключения, закупили дополнительную программу, которая смогла бы подключить приборы различного класса. К сожалению, в тот момент уже истек срок договорных обязательств у перевозчиков, и они стали отказываться», – пожаловался представитель дептранса и добавил: «Изначально был закон, который регламентировал, что все перевозчики обязаны установить приборы ГЛОНАСС в соответствии с порядком, утвержденным Министерством транспорта РФ. Потом в судебном порядке отменен приказ Минтранспорта и получился парадокс: закон есть, обустраивать ГЛОНАСС нужно, а порядок отменен. На наши требования подключаться мы стали получать ответы: «Вы не имеете права с нас требовать подключения к системе ГЛОНАСС».
Представитель муниципального предприятия «Пассажирсервис» Дмитрий КИМ пояснил, что сегодня к системе ГЛОНАСС подключено 977 транспортных средств и еще есть возможность ввести в нее 523 дополнительные машины.
Игорь КОЖУХОВ рассказал, что сейчас в Заксобрании на рассмотрении находится закон Омской области об организации регулярных перевозок пассажиров, в который как раз включен пункт о том, что перевозчики обязаны подключаться к системе ГЛОНАСС. Единый центр будет создан при Главном управлении информационных технологий. По данным дептранса, сегодня уже приобретено необходимое оборудование, которое позволит контролировать все транспортные средства. При этом Игорь КОЖУХОВ отметил, что перевозчики выступают против и даже направили в Заксобрание свои возражения.
Представитель индивидуального предпринимателя Михаила ФЕДОРОВА Андрей ФЕДОРОВ уверен, что обсуждать следует не будущее, а настоящее: «Федеральный закон № 22 «О навигационной деятельности» никто не отменял, он четко регламентирует, что автобусы класса М1, М2, М3 обязательно должны быть оснащены системой ГЛОНАСС. ФЗ-99 «О лицензировании отдельных видов деятельности» – ГЛОНАСС. ФЗ-16 «О транспортной безопасности» – ГЛОНАСС. Что вам еще нужно? 285-й приказ Минтранса, где четко приведены требования к системе ГЛОНАСС, никто не отменял».
Кто крайний?
Руководитель Омского УФАС России Вадим КАБАНЕНКО уточнил, от кого же все-таки должна была исходить инициатива по подключению к системе ГЛОНАСС – от предпринимателей или от минтранса. Однако стороны указывали друг на друга и приводили свои мотивировки. Игорь КОЖУХОВ попытался вытащить еще один козырь из рукава: «Вчера в минтраспорте был круглый стол, где присутствовали перевозчики. Дмитрий ПЕТРОВ, который сейчас исполняет обязанности руководителя УГАДН, подтвердил, что сегодня федеральное законодательство таково, что они не могут обязать перевозчиков (подключать ГЛОНАСС), и из функции управления исключен вопрос контроля за оборудованием системы ГЛОНАСС в автобусах. На это заявление Андрей ФЕДОРОВ отметил: «Отменен в конце 2014 года! Полтора года до этого что вы делали? Почему не расторгаете договоры? Конкурс предполагает постоянную динамику, развитие, не хотите выполнять условия, поставленные государством, лежите дома на диване. Не исполняете – проводите новый конкурс. Найдется много желающих осуществлять перевозки».
Предварительные итоги подвел ведущий эксперт Омского УФАС России Сергей СУМЕНКОВ. Он обратился к представителям департамента транспорта: «Когда вы конкурс провели, и надо было подключать перевозчиков, но оказалось, что у вас система не готова. Вы ввели в заблуждение горсовет, зная, что не сможете подключить. Тогда нужно было какие-то решения принимать. В вашем письме сказано: «Гарантийные письма, предоставленные перевозчиками при подаче заявок, по истечении трех месяцев утратили силу». Что такое «утратили силу»? До того как вы расторгли договор, письмо не утратило силу. По истечении трех месяцев оно, наоборот, обязывает вас принять действия по расторжению с ними контракта, потому что они не выполнили обязательства».
Он же ответил на вопрос, кто должен быть инициатором заключения договора: «С самого начала здесь была заложена такая «мина»: в условиях конкурса вы писали, что гарантийное письмо дается специализированной муниципальной организацией, осуществляющей диспетчерское обслуживание. Хоть сегодня назовите, что это за организация? Кого я, как перевозчик, должен считать стороной, с которой заключаю договор? Кому писать? Вам? Так вы по условиям конкурса не являетесь тем, с кем надо заключать договор. Первые три месяца инициатива должна была быть у перевозчика. Он взял на себя обязательства и не сделал. Прошло три месяца – переход хода. Вы, как контролеры, должны теперь разбираться, почему он не исполнил. Три месяца прошли в третьем квартале 2013 года, а вы говорите, что не контролировали, поскольку в середине 2014 года порядок установки был отменен. То есть вы просто не осуществляли свои полномочия в этой части».