Сотовый дискаунтер преодолел все препятствия и развернул сеть 3G/4G в столичном регионе
Начало коммерческой эксплуатации еще одной сотовой сети в Москве было назначено на 22 октября. А накануне, 21 октября, компания Tele2 устроила шумную и масштабную презентацию своих возможностей, собрав в павильоне, выстроенном прямо на площади Революции, пишущих и снимающих журналистов со всей страны, в том числе обозревателя «КВ» Николая ГОРНОВА. Регионалам хотелось узнать, какие планы у команды Tele2 по покорению самого привлекательного рынка страны, где услуги связи четвертого поколения предлагают уже четыре оператора (включая Yota – дочернюю компанию «МегаФона»), а также увидеть реакцию столичных жителей на сотового дискаунтера, который никогда не стеснялся демпинговать и троллить «большую тройку».
– Безусловно, выход в Московский регион потребовал значительных инвестиций, – рассказал на пресс-конференции первый заместитель генерального директора Tele2 Александр ПРОВОТОРОВ. – Но мы были готовы. Программу по развитию сети в Москве и других регионах мы реализуем при активной финансовой поддержке наших акционеров.
По словам Александра ПРОВОТОРОВА, на сегодняшний день в Москве и Подмосковье работает порядка 5 тысяч базовых станций в стандарте 3G и около 2 тысяч – в стандарте LTE (сети развернуты на частотах 800 МГц, а также 2,1 ГГц и 2,6 ГГц. Россвязь выделила Tele2 в столичном регионе 7,5 млн номеров. В момент запуска сеть Tele2 будет доступна для 90% населения столицы и 75% населения Московской области. Сеть, по словам топ-менеджера, строилась ударными темпами, вводилось порядка 100 базовых станций за неделю, что позволило завершить стройку всего за один год.
– Конечно, у наших уважаемых коллег-конкурентов, которые строили свои сети в Москве десятилетиями, уже десятки тысяч базовых станций. А мы только выходим на рынок, и такое количество базовых станций нам просто не нужно. Вот когда мы начнем приближаться к конкурентам по абонентской базе, тогда и количество базовых станций у нас существенно вырастет, – подчеркнул Александр ПРОВОТОРОВ.
К моменту старта Tele2 подготовила 400 собственных монобрендовых салонов и торговых модулей на центральных улицах Москвы и городов Подмосковья, в крупных торгово-развлекательных центрах. Есть SIM-карты Tele2 и более чем в 10 тысячах партнерских точек продаж – в сетях «Связной», «Евросеть», в магазинах «Пятерочка», в отделениях Почты России.
По причине отсутствия у Ростелекома лицензии на GSM в столичном регионе дискаунтер проигнорировал уже уходящую в историю позицию 2G и не будет предоставлять услуги связи владельцам обычных кнопочных телефонов и выстраивает свою стратегию в расчете на абонентов, владеющих смартфонами. По данным компании, проникновение смартфонов в столичном регионе в настоящее время довольно высокое. 3G-устройствами пользуются порядка 65% абонентов, LTE-устройствами – порядка 14%. Полностью покрыть столичный регион своими сетями компания Tele2 намерена до конца 2016 года.
Объем инвестиций в московский проект оператор упорно не раскрывает, ограничиваясь очень приблизительными данными – «миллиарды рублей». По неофициальной информации, циркулирующей на рынке, в технологическое оборудование, строительство сети и подготовку продвижения своих услуг на московском рынке Tele2 потратила уже порядка 10 млрд рублей. На эти цели, судя по словам Александра ПРОВОТОРОВА, пошли кредитные деньги банка «Россия» и, как минимум, треть из инфраструктурного кредита в размере 16 млрд рублей, который был выделен банком ВТБ.
Сроки окупаемости проекта и свои ожидания по количеству абонентов в Московском регионе оператор тоже не раскрывает. Впрочем в прошлом году заместитель гендиректора сотового дискаунтера Джерри КАЛМЕС заявлял, что к 2018 году совместное предприятие Ростелекома и Tele2 рассчитывает занять третье место по абонентской базе среди сотовых операторов России, при этом рост абонентской базы будет происходить за счет выхода в новые регионы и интеграции сотовых активов Ростелекома. Большой вклад в этот рост, по его словам, должен будет внести московский рынок.
Обозревателя «КВ» особо интересовало, ожидаются ли в Москве креативные акции по продвижению бренда. В те времена, когда компания Tele2 завоевывала омский рынок, ее маркетинговые ходы сильно выделялись из общего ряда. А некоторые активности были на грани фола. Такие, как парад «беременных выпускниц», например, когда 10 девушек в школьной форме во время празднования «последнего звонка» ходили по Омску с плакатами: «Мама, у меня не было телефона GSM Tele2». Слегка смущенный таким вопросом директор макрорегиона «Москва» Александр ЖИЖИКИН пояснил, что креатив у них будет обязательно, но вряд ли такой, как десять лет назад в Омске. Времена, мол, уже другие.
Реакция экспертного сообщества и операторов «большой тройки» на запуск Tele2 оказалась вполне ожидаемой (по данным ACM-Consulting, сегодня столичный рынок фактически поровну поделен между «Вымпелкомом», МТС и «МегаФоном»). Эксперты напомнили, что уровень проникновения мобильной связи в Москве еще в прошлом году перешагнул за 220% (на каждого жителя столицы приходится в среднем более двух контрактов), и стали сомневаться, что москвичам нужен еще один оператор.
Операторы большой тройки считают, что тарифные предложения для Москвы у Tele2 несколько выше, чем в регионах, что они недостаточно выразительны и недостаточно низкие, чтобы можно было говорить о стратегии низких цен. Экономия, мол, будет не столько очевидной, как кажется. В среднем дискаунтер снизил предложение на рынке на 20–50%, но в рублях это не так уж много – получается всего на 100–300 рублей в месяц дешевле, чем у конкурентов. Две поездки на метро. «Большая тройка» считает, что многие не захотят получить такую экономию ввиду неочевидного качества связи в сети Tele2 на старте продаж.
Напомним, под брендом Tele2 сегодня работает совместное предприятие Ростелекома и компании Tele2 – ПАО «Т2 РТК холдинг», которое на 55% принадлежит Tele2 Russia Holding AB (50% – у ВТБ, 40% – у Invintel B.V. и 10% – у банка «Россия») и на 45% – Ростелекому. Операционная выручка СП в 2014 году – 87,4 млрд рублей, EBITDA – 25 млрд рублей. Число абонентов по итогам 2014 года – 35,1 млн человек (более чем в 60 регионах РФ). В 2015 году оператор начал работать в 22 новых для себя регионах, а в 57 регионах запустил сети 3G/4G. В Омске коммерческая эксплуатация сети 3G от Tele2 началась с 20 мая.