23 сентября, накануне профессионального праздника работников отрасли машиностроения, министр промышленности, транспорта и инновационных технологий Омской области Виктор БЕЛОВ провел пресс-конференцию и рассказал о подготовке к Международной выставке высоких технологий и техники для Арктики, Сибири и Дальнего Востока «ВТТА-Омск-2015», которая будет проходить в областном Экспоцентре с 6 по 8 октября. Задавал вопросы главе минпрома обозреватель «КВ» Николай ГОРНОВ.
Об участниках «ВТТА-Омск-2015»
Для участия в выставке уже зарегистрировалось 109 промышленных предприятий. География участников довольно широкая – от Архангельска до Дальнего Востока. Мы отталкиваемся от возможностей омской промышленности прежде всего. Если помните, на двух последних военных выставках гражданская тематика занимала все большее и большее место. Да и государство уже четко определилось с местами проведения военных выставок. Основные площадки – это Москва и Санкт-Петербург. Туда будут вкладываться и федеральные ресурсы. Вполне вероятно, что и в Нижнем Тагиле выставка федерального масштаба проходила в этом году в последний раз.
Официальное открытие выставки «ВТТА-Омск-2015» состоится в Экспоцентре 7 октября, но фактически форум начнется 6 октября с традиционной Международной научно-технической конференции «Радиотехника, электроника и связь – 2015», на которой будут обсуждаться проблемы связи в Арктике. Будут российские ученые, представители ВМФ, специалисты из Казахстана, Белоруссии, Китая и даже Франции. Также 6 октября пройдет конференция, соорганизатором которой является Омский танковый институт, где будут рассматриваться вопросы применения в высоких широтах специализированного транспорта.
7 октября пройдет выездное пленарное заседание Совета по Арктике и Антарктике при Совете Федераций, на котором ожидается большое количество федеральных органов власти. А по инициативе Омской области во время работы форума пройдет первое заседание специализированной рабочей группы, созданной в рамках арктической комиссии при правительстве. Эта рабочая группа, в заседании которой будут участвовать губернаторы регионов СФО, займется вопросами поставок продукции сибирских предприятий крупным корпоративным заказчикам. В целом на три дня форума запланировано более 20 различных мероприятий.
О затратах на проведение «ВТТА-Омск-2015»
Большую часть затрат на проведение выставки берет на себя бюджет Омской области, предоставляя площадку. Федеральный бюджет впрямую не участвует, но участвует опосредованно. Члены Совета Федерации, министры, депутаты Госдумы – все они приедут на федеральные деньги. Часть денег вносят предприятия, оплачивая свое участие. Кстати, для малых предприятий участие в выставке правительство региона сделало почти бесплатным. Не все территории так делают.
Об экспонировании техники
Сейчас такая тенденция во всем мире – все уходят от натурных показов техники. Сегодня возможности мультимедийных технологий позволяют без проблем показать работу любой техники в цветах и красках. Часть экспонатов, конечно, будет натурных. Мы просто ориентируемся еще на погоду. По опыту проведения ВТТВ мы хорошо знаем, что в октябре в Омске бывает снег с дождем, поэтому часть техники разместим внутри Экспоцентра. Благо площадь позволяет. А от полигона мы вынуждены отказаться совсем. Во-первых, затраты на полигон увеличили бы почти вдвое затраты на проведение всей выставки. Во-вторых, нужен определенный набор техники для демонстрации. Какой смысл бесконечно гонять «Арктику». Или машину для завинчивания свай.
О приросте промпроизводства
Первые 8 месяцев 2015 года омские предприятия завершили с положительной динамикой. Индекс промышленного производства у нас – 101,7%. По обрабатывающим отраслям – 102%. При том что общероссийский индекс промпроизводства – 94%. Большая часть омских промышленных предприятий, как и весь прошлый год, работает устойчиво. В первую очередь это связано, конечно, с загрузкой предприятий нефтехимии и ОПК.
Об импортозамещении
Как бы там ни было, омские предприятия, даже малые, вписаны в глобальные рынки. И любые глобальные проблемы отражаются на нас. Но есть и плюсы. Газпром, например, несколько дней назад завершил аудит трех омских предприятий – ОАО «ОНИИП», ООО «Завод нефтегазового оборудования» и ООО «Арматурно-фланцевый завод». Принято решение покупать у омских предприятий то, что раньше приобреталось за валюту. Газпром убедился, что наши задвижки большого диаметра – это мировой уровень. И я уверен, что список омских поставщиков Газпрома будет постоянно расширяться. И «Норильский никель», кстати, омской продукцией заинтересовался.
О сокращениях на Омсктрансмаше
На мой взгляд, проблема сокращений на Омсктрансмаше искусственно раздута. Не будут там сокращены 400 человек. Конечно, если объемы литейного производства упали, то возникает вопрос, что делать. Можно, например, переобучиться, получить новую профессию и остаться на этом же заводе. Тем более что деньги на переобучение выделяются из бюджета. На Омсктрансмаше сегодня 400 вакансий открыто. Предприятию постоянно нужны станочники. За два года Омсктрансмаш нарастил объемы в разы, и рабочие руки там нужны. Люди, которые развернули там агитирование, – это некий независимый профсоюз, который находится рядом с заводом. Профсоюз услышал, что где-то на заводе «Форд» в США каждому при сокращении дают семь окладов, и тоже требует всем по семь окладов. Но Омсктрансмаш при всем желании не сможет выполнить такие требования, поскольку это будет нарушением российского трудового законодательства.
О проблемах Омскшины
Но есть и проблемные предприятия, конечно. Мы этого не скрываем. Проблемы сегодня у наших шинников, у которых продолжается снижение объема производства продукции, связанное с падением спроса на автомобили. К тому же большой поток шин идет из Китая. В больших количествах, по сути, ввозятся шины, бывшие в употреблении. Поставщики демпингуют и блокируют работу производителей шин в России, Белоруссии. Проблема известная, и она будет решаться на уровне руководства Евразийского экономического союза, чтобы были приняты антидемпинговые меры.
О речном транспорте
В речном транспорте идут аналогичные процессы, что и в промышленности – реорганизация, консолидация, укрупнение. В рыночных условиях побеждает сильнейший. Мы заинтересованы, естественно, чтобы речной транспорт сохранился, чтобы не ушел в никуда потенциал Иртышского пароходства. Самая большая проблема – плавсредства. Практически все суда морально и физически устарели. И нужен очень крупный управленец, который смог бы консолидировать ресурсы, обновить флот, организовать навигацию, восстановить в необходимом объеме пассажирские перевозки. Для организации пассажирских перевозок на севере области правительству пришлось приобрести два катера. И сразу другая проблема возникла – с расчетами.
Об инновациях
Инновации – это новая тема, с которой мы работаем. Больше всего мы, конечно, занимаемся инновациями в промышленности. И Омская область, кстати, является одним из лидеров по внедренным инновационным технологиям. По России регион находится на 19 месте, по Сибири – на первом. Хотя нашему министерству приходится и в других отраслях инновации оценивать. Сейчас нас изобретатели и рационализаторы завалили идеями, в том числе вечных двигателей. Мы специально создали научно-технический совет при минпроме, включили в его состав ведущих специалистов, чтобы с этим потоком идей разбираться и принимать правильные решения. Люди приходят очень разные. Одна женщина, например, разработала проект по использованию конопли в оборонной промышленности.
Об объектах метрополитена
Схема метро существует, никто официально метро не отменял. Мы говорим только о консервации. Но даже для того, чтобы законсервировать метро, нужно выполнить ряд работ. У нас высокая степень готовности у станции «Библиотека им. Пушкина», и ее нужно закончить. И станцию «Заречная» нужно закрыть, чтобы у города появилась возможность для развития транспортной инфраструктуры. В этом году освоим часть средств на эти цели, а часть – в следующем. И тогда можно будет сделать наконец шестиполосную дорогу на метромост. И обязательно нужно закончить и закрыть станцию «Кристалл», где сейчас глубокий котлован, чтобы у нас появился дублер улицы 70 лет Октября. Вся проблема в том, что деньги на все это придется искать в областном бюджете.