Все рубрики
В Омске среда, 21 Февраля
В Омске:
Пробки: 4 балла
Курсы ЦБ: $ 92,3490    € 99,5589

В Омске случился бум алкомаркетов

14 января 2015 14:03
1
7532

Омская сеть «Наполеон» в итоге не выдержала конкуренции и предложила свои помещения лидеру рынка – челябинской сети «Красное&Белое»

В 2014 году в Омске существенно увеличилось число магазинов, специализирующихся на торговле алкоголем. Причем рост был обусловлен прежде всего активностью федеральных ритейлеров – челябинской сети «Красное&Белое» и нижегородской сети «Бристоль», которые открывали новые точки с невиданной скоростью, делая ставку на шаговую доступность и высокие обороты. В итоге по количеству сетевых специализированых магазинов по продаже алкоголя Омск далеко обогнал Новосибирск и Красноярск.

Итоги 2014 года

Компания «Альбион-2002» из Нижнего Новгорода развивает сеть «Бристоль» с 2012 года и имеет уже более 1000 магазинов в 250 городах РФ. В начале 2014 года открылся первый магазин в Омске, а сейчас, в январе 2015 года, «Бристолей» в Омске уже 28. По словам управляющей омской сетью «Бристоль» Марины ДЕНИСОВОЙ, в Омске компания планирует усилить присутствие до 50-60 магазинов.

Еще больше открылось точек под брендом «Красное&Белое». Региональный представитель по развитию сети «Красное&Белое» в Омской области Евгений АНДРЕЕВ результаты 2014 года считает успешными. «Сейчас у нас в Омске и районах Омской области 90 магазинов, порядка половины из них мы открыли в 2014 году, – рассказал Евгений АНДРЕЕВ обозревателю «КВ». – Рынок развивался активно, в Омск зашел «Бристоль», активно открывались магазины и под другими брендами. Но нас конкуренция не пугает, мы не боимся вставать в соседних помещениях с нашими конкурентами, напротив, рассматриваем такие места как определенные точки притяжения покупателей. Так что открываем магазины, не взирая ни на что, и боремся за каждого клиента».

При этом в 2014 году компания продолжила пользоваться прежней стратегией – открывала магазины в том числе в тех помещениях, где раньше располагались конкуренты. Как стало известно «КВ», в конце 2014 года руководство сети «Наполеон», в которую до последнего времени входило девять алкогольных супермаркетов, приняло решение свернуть бизнес и предложило свои точки конкурентам. И сейчас магазин «Красное&Белое» встает на место «Наполеона» по улице Гусарова, 43. «А остальные точки нам не подошли, либо по месторасположению, либо по цене аренды», — пояснил «КВ» Евгений АНДРЕЕВ. Что касается ООО «Наполеон», компания в прошедшем году активно пыталась обойти ограничения по круглосуточной продаже алкоголя, организуя ночную торговлю под вывеской «Бар», и в итоге получила проблемы с законом. Ранее магазины «Красное&Белое» заняли часть помещений, освободившихся после ухода с омского рынка розничной сети компании «Септима». Другую часть  заняла сеть «Градус». Забавно, что магазины открываются даже в зданиях, где уже работают конкуренты. Так, в доме 10/3 по улице  70 лет Октября теперь одновременно располагаются специализированные магазины трех сетей – XO, «Красное&Белое» и «Бристоль». Похожая ситуация в доме 13/3 по той же улице 70 лет Октября: напротив друг друга открыты «Красное&Белое» и «Бристоль», а в соседнем доме – «Градус». Абсурд,  с точки зрения конкуренции. На улице 24 Северная «Бристоль» открылся в том же доме, что и «X.O», и так далее.

Старожил рынка из числа местных предпринимателей, компания «Омский виноторговый дом» восприняла происходящее негативно. «Не очень хороший год. Омск заполонили федералы, немалую долю рынка у нас оттягивают гипермаркеты – «Метро», «Окей», «Ашан», «Лента». По последним данным, за Уралом Омск лидирует по такому показателю, как количество квадратных метров федеральных сетей на душу населения. Активно открывала магазины сеть «Красное&Белое», зашел «Бристоль».  Все это отразилось, разумеется, на оборотах нашей сети», – рассказал «КВ» генеральный директор «Омского виноторгового дома» Дмитрий МОРГУНОВ. Компания, напомним, в числе первых в Омске (пять лет назад) начала открывать алкогольные магазины в формате открытого доступа, и название за своей сетью застолбила самое что ни на есть буквальное – «Алкомаркет». Сегодня у «Омского виноторгового дома» более 50 магазинов этой сети, а еще 20 магазинов «ИгариК» и 37 фирменных отделов в торговых комплексах. Кроме того, у «ОмВтД» есть шесть магазинов-складов (из них три в Омске, один в Исилькуле и два в Таре) и два винных бутика под названием «Красное и Белое». 

Из других игроков, оказывающих влияние на рынок, стоит упомянуть 44 алкогольных магазина «Стоп.Ка» местной компании «Виком» (развивает также супермаркеты «Каравай»), восемь магазинов под брендом «Х.О», пять алкомаркетов «Градус», три магазина «Азбука градуса» и 24 фирменных магазина компании «Омсквинпром». Как полагают эксперты рынка, какие-то из этих точек не выдержат конкуренции со стороны активно развивающихся сетей в новом году.

Прогнозы на 2015-й

Развитие рынка в 2015 году во многом, как подтверждают участники, будет зависеть от курса валюты и действий регулятора.

Следующий год будет еще хуже. Росалкогольрегулирование пообещало не поднимать минимальную цену на алкоголь, но она высокая, и это позволяет расти именно теневому рынку, не имеющему никаких ограничений. А официальный оптовик вынужден держаться в рамках 20% наценки. Так что у оптовиков, на мой взгляд, патовая ситуация, плюс еще подорожали кредиты, – полагает гендиректор «Омского виноторгового дома». Впрочем, буквально перед Новым годом стало известно, что Росалкогольрегулирование с февраля 2015 года планирует и вовсе снизить минимальную отпускную цену на водку – с 220 рублей до 185 рублей за 0,5 литра.

Действия регулятора, правда, от роста цен на алкоголь, прежде всего импортный, уберечь не смогут. Так, импортеры, оптовые дистрибьюторы уже в конце года зафиксировали повышение цен на импортный алкоголь. По прогнозу Дмитрия МОРГУНОВА, цены на импортный алкоголь продолжат расти достаточно высокими темпами. «Думаю, уже в январе они подскочат процентов на 50. Новые партии уже в декабре шли по новой цене. А многие поставщики перед новогодними праздниками вообще не отпускали товар, потому как им выгоднее было подождать, ведь никакая наценка не может угнаться за ростом валюты», – добавляет он.

При этом на полках магазинов подорожание станет очевидным сразу после праздников. Так, пресс-секретарь компании «МЕТРО Кэш энд Керри» Оксана ТОКАРЕВА подтвердила: в алкогольном сегменте цены будут пересмотрены в начале января, продукция этого плана в «МЕТРО» подорожает не менее чем на 15%.

– За последние полтора месяца нам приходилось несколько раз поднимать отпускные цены. Ситуация полностью зависит от валютного курса, то, что происходит с долларом и евро, напрямую отражается на рынке, – комментирует Евгений ОКОВИТЫЙ, исполнительный директор ООО «Мозель-Омск» (группа компаний «ЮВС»). Компания «Мозель-Омск» занимается дистрибуцией импортного алкоголя, поставляет продукцию в рестораны, сетевой ритейл и розничные магазины города. «Конкуренция среди импортеров и дистрибьюторов алкогольной продукции в Омске достаточно ощутима, но в 2015 году, думаю, на рынке (и не только в Омске, а в стране в целом) произойдет некоторое перераспределение, мелкие компании уйдут, более-менее комфортно будут в нынешней экономической ситуации чувствовать себя крупные компании с хорошими оборотами, в том числе импортеры со своей разветвленной филиальной сетью, так как проще строить ценообразование без лишних звеньев», – полагает Евгений ОКОВИТЫЙ.

Тот же самый процесс – переориентация рынка с мелких одиночных магазинов на сетевые проекты – прогнозируется и в алкогольной рознице. В 2015 году, по словам Евгения АНДРЕЕВА, сеть «Красное&Белое» продолжит открывать новые магазины в Омске. «Магазинов семь в месяц мы можем открывать. Потребность еще не закрыта, на наш взгляд. Другое дело, что в 2015 году, очевидно, уйдут с рынка наиболее слабые конкуренты, одиночные алкогольные магазины. Будущее розничного рынка алкоголя за сетевыми алкомаркетами, и подтверждение этому мы видим уже сейчас. С каждым днем растет количество предложений по аренде, а в 2015 году, по моим прогнозам, их станет еще больше в связи с закрытием нерентабельного бизнеса, как алкогольного, так и в других сферах», – поясняет Евгений АНДРЕЕВ.

До 50% – «в тени»

Иногородние и местные ритейлеры сходятся в одном вопросе – в отношении к теневому рынку алкоголя. Участники рынка при этом уверены: высокие обороты нелегального алкоголя – именно омская особенность, в других крупных городах эта проблема не имеет таких масштабов.

– Теневой рынок оттягивает существенную долю, – отмечает Дмитрий МОРГУНОВ. – Раньше хотя бы элитного алкоголя на этом рынке не было, а сейчас и он там появился. Есть специально обученные люди, которые этим занимаются, есть точки, которые работают под прикрытием цветочных павильонов, фруктовых ларьков, а на самом деле реализуют круглосуточно алкоголь, не имея никаких разрешений и лицензий. Думаю, примерно 50% алкоголя, потребляемого омичами, приобретается именно в таких местах.

 – В Омске есть большая проблема, связанная с обширным рынком нелегального алкоголя, – рассказывает также Евгений АНДРЕЕВ. – В городе множество полуподпольных точек продаж алкоголя без российских акцизных марок, привозимого в основном из Казахстана. И люди берут эти напитки неизвестного происхождения из-за их дешевизны. Мы же стараемся с этим бороться. Так, у нас в компании есть специальная служба, которая выявляет такие точки и сообщает об их месторасположении правоохранительным органам. Мы за то, чтобы в обществе росла культура употребления алкоголя, и будем и далее бороться с распространением нелегальной продукции и доносить до потребителя информацию о том, как важно обращать внимание на качество напитков».

По наблюдениям Евгения ОКОВИТОГО, в Омске уровень культуры потребления алкоголя пока значительно ниже, чем в городах европейской части России. «У нас люди пьют по большей части дешевую водку и недорогое вино. Но интерес к качественным напиткам уже появляется, есть категория, которая внимательно относится к выбору алкоголя. Возможно, этому способствует в том числе и распространение специализированных розничных магазинов с широким ассортиментом и в шаговой доступности. Так что будем надеяться, что культура пития будет в Омске расти параллельно с развитием рынка», – заключил Евгений ОКОВИТЫЙ в разговоре с «КВ».

Напомним, что формированием культуры пития озаботились в 2014 году и региональные законодатели: под конец года депутаты Заксобрания, несмотря на протест местного производителя, президента АТТП «ОША» Владимира ВЕРЕТЕНО, приняли закон, запрещающий на территории региона продажу энергетиков, содержащих алкоголь. При этом сетевые ритейлеры утверждают, что на них это решение никак не отразится: мол, мы еще раньше вывели продукцию такого рода из своих ассортиментных линеек. 

Наконец, отметим, что в конце 2014 года Росалкогольрегулирование представило законопроект, предлагающий ужесточить требования к алкогольной рознице. Проектом, в частности, предусмотрено повышение минимального уставного капитала организаций, которые занимаются розничной реализацией крепкого алкоголя, с 300 тысяч рублей до 500 тысяч рублей. Кроме того, ведомство предлагает запретить продажу алкоголя крепостью выше 16,5% в магазинах и других заведениях, расположенных на первых этажах многоэтажных жилых домов. Под удар, по оценкам участников рынка, в связи с последней инициативой могло бы попасть более половины омских алкомаркетов. Однако против законопроекта резко выступило Минэкономразвития РФ, настаивающее на том, что нельзя убивать доходный бизнес, обеспечивающий к тому же шаговую доступность. Пока неизвестно, какому из двух ведомств удастся настоять на своем.

Комментарии
Наталья 9 сентября 2015 в 00:16:
Вот только сейчас эту статейку заметила, хотя наплыв алкомаркетов заметен и правда еще с прошлого года. Но владельцам алкомаркетов хотелось бы сказать: вы сначала своих недоконсультантов обучите, чтобы они не путались в продукции и знали ее, а не просто несли какую-то чушь, порой элементарно не различая молты и блендиды. А потом рассуждайте про культуру пития. И ассортимент свой внимательно рассмотрите. А то, что в Омске много нелегалки, так это не от того, что у нас все жутко любят дешевую водочку и вино, а уровень жизни как-то не позволяет БоМо покупать. Культура пития, насмешили.
Показать все комментарии (1)

Ваш комментарий




Наверх
Наверх
Сообщение об ошибке
Вы можете сообщить администрации газеты «Коммерческие вести»
об ошибках и неточностях на сайте.