Вот и дождались. Наконец-то это произошло. Глубинное недопонимание между городской и областной властями выросло и окрепло, пропасть между амбициями и здравым смыслом расширяется, политические страсти (еще недавно булькавшие одиночными пузырями) на глазах превращаются в пенный поток. Политическая жизнь не терпит длительного равновесия. Политики нуждаются в бурях и эмоциях, им нужна победоносная война со всем плохим за все хорошее. На политическом ландшафте обязательно должны быть проигравшие, на фоне которых особенно красиво смотрятся победители. А сегодня за поводами для войны и ходить далеко не нужно. Весенний Омск – чем не повод? В этом году город действительно стал вратами в ад. Омскому губернатору достаточно выглянуть из окна своей квартиры, пробежаться взглядом по заголовкам, услышать по дороге на работу осколок радиоэфира – и оп-ля, сердце главы региона уже сжимается от боли за родной край. Не было никогда и вот опять! Это же как же так же? Это же доколе?
Но мэр у нас тоже не лыком шит. Не на помойке мы его нашли, а в «Мостовике», где он годами ораторское мастерство оттачивал, поэтому всегда готов к войне и к любому конструктивному диалогу. Дороги, говорите, убитые? Пучение, колейность и ямообразование вас замучили? Так это по всей стране аналогичные проблемы, разве не слышали? Как раз сейчас наша мэрия собирается с последними силами, чтобы инициировать законодательную инициативу. Нужно заставить, наконец, алчные и недальновидные власти субъектов Федерации зачислять штрафы за нарушения ПДД в региональные дорожные фонды. В Омской области народ особенно дикий, штрафов за год набирается более 540 млн рублей, и хорошо бы эти деньги направлять на ремонт и содержание дорог. А если губернатор и дальше будет демонстрировать желание нарваться на конфликт и природную любознательность, найдется повод ему напомнить о корнях, о процессинге, о центрах формирования нефтяной прибыли и грабительских налогах Газпрома, задолжавшего омичам за нефтезавод как земля колхозу.
А что? В 1995 году, если кто подзабыл, налоговые платежи самостоятельного Омского НПЗ составляли 33% доходной части областного бюджета и 28% – городского. Это официальные данные депутатской комиссии, которую возглавлял, кстати, товарищ нашего мэра, экс-глава НПО «Мостовик» Олег ШИШОВ. Комиссию сформировали в феврале 1996 года, когда выяснилось, что при вхождении нефтезавода в состав «Сибнефти» поступление налогов резко снизилось. На процессинг (переработку давальческого сырья) Омский НПЗ перешел немного позже, с 1 мая 1996 года, и после этого налоги завода упали окончательно. С тех пор омичей и преследуют всяческие напасти. То АБРАМОВИЧ нагрянет, то МИЛЛЕР. Кстати, мэрия не поленилась подсчитать (на примере Пермского НПЗ), сколько прибыли мог бы иметь в прошлом году Омский НПЗ, откажись он с подачи губернатора НАЗАРОВА от процессинга. И налогов он бы заплатил с этой гипотетической прибыли не 3 млрд рублей, как сейчас, а все 13 млрд рублей. И тогда омичи, вне всяких сомнений, купались бы в деньгах.
Хотя есть еще один вариант, кардинальный, мэрией он пока не рассматривается. Можно расширить границы Омского НПЗ до границ муниципального образования город Омск.