Все рубрики
В Омске воскресенье, 15 Декабря
В Омске:
Пробки: 4 балла
Курсы ЦБ: $ 103,4305    € 109,0126

«Поэма о коне и человеке», написанная в Омске

6 апреля 2016 10:07
2
3870

Годы жизни скульптора Петра Клодта в столице Западной Сибири

Как известно, Омск – родина многих людей, чьи имена золотыми буквами вписаны в отечественную историю. Досадно лишь то обстоятельство, что большинство этих великих личностей, как правило, расставались с Омском либо совсем еще в детском возрасте, либо в ранней юности. Выдающихся земляков, успевших прожить в Омске большую часть сознательной жизни и оставить сколько-нибудь значимый след в истории России, до того, как они «попытались покинуть Омск», гораздо меньше. Но есть еще одна особая категория соотечественников, которые, не являясь формально омичами, прожили в Омске годы, изменившие их навсегда. Самым ярким примером из этой плеяды знаменитостей, безусловно, является Федор Достоевский. Сюда же краеведы относят и выдающегося скульптора Петра Клодта. О нем и его отце – начальнике штаба Сибирского корпуса Карле Клодте действительно стоит вспомнить.

Карл Густав Клодт фон Юргенсбург родился в 1765 году в Эстляндии. Он был выходцем из старинного вестфальского рода, получившего в XVI веке замок Юргенсбург в Курляндии. Будущий генерал был разносторонне одаренным человеком: он хорошо знал не только точные науки, но и прекрасно рисовал, играл на виолончели. В зрелые годы он активно занимался геодезией и топографией. Известны его работы по созданию карт Бессарабии и Валахии, Юго-Восточной Сибири. Военную службу Карл Густав Клодт начал в 16 лет в Бомбардирском полку Русской императорской армии. В 1797 году в чине капитана был назначен в Свиту Его Императорского Величества (т. е. вошел в число лиц при главе государства, выполнявших особые поручения). Участвовал в Русско-турецкой войне 1806-1812 годов. Карл Густав (или в русском варианте Карл Федорович) также с первых дней был участником Отечественной войны 1812 года. Во время Бородинского сражения он состоял обер-квартирмейстером 8-го армейского корпуса, защищал Шевардинский редут. Во время заграничных походов русской армии Клодт дослужился до генерал-майора, после Лейпцигского сражения был назначен комендантом города Бремена. В 1815 году участвовал в походе во Францию в качестве начальника штаба 3-го пехотного корпуса. В 1817 году, после десятилетия непрерывного нахождения на передовой, генерал Клодт был отправлен служить в глубоко тыловой Омск на укрепление восточных рубежей империи. В марте 1817-го он был назначен начальником штаба Отдельного Сибирского корпуса. В Омске дом Клодта быстро стал одним из главных центров общественной жизни, притягивающим как местную элиту, так и приезжих гостей. Именно барон Клодт 29 июня 1819 года принимал у себя Михаила Сперанского, прибывшего в этот день в Омск в связи с назначением на должность сибирского генерал-губернатора с особыми полномочиями ревизора. По воспоминаниям того же Сперанского и других современников, дом Клодтов был весьма гостеприимным, а сам барон оказался хлебосольным хозяином. Но в Омске Карлу Клодту было суждено прожить всего 5 лет. Согласно семейному преданию причиной преждевременной смерти барона стало то обстоятельство, что он не сработался с новым сибирским генерал-губернатором Петром Капцевичем. По одной из версий, обладавший весьма крутым нравом Капцевич в присутствии Клодта покрыл бранью дежурного штаб-офицера полковника Золотарева. На следующий день губернатор потребовал от Клодта подписать бумаги о том, что ссора была инициирована именно полковником. После того как генерал отказался это сделать, Капцевич бросил ему фразу «Вы заодно с бунтовщиком! Но извольте помнить, что у вас жена и восьмеро детей». После этого Клодт подписал то, что от него требовали, вернулся домой, слег и вскоре умер. Видимо, Капцевич нанес ему удар в самое уязвимое место.

Карл Клодт фон Юргенсбург был женат на дочери статского советника Елизавете Яковлевне Фрейгольдт (пережившей мужа всего на три года). В этом браке родилось семеро сыновей и три дочери (четверо детей скончались в младенческом возрасте). Одним из сыновей Карла Федоровича был Петр Клодт, ставший в будущем выдающимся скульптором. Петр родился в 1805 году в Санкт-Петербурге и провел в Омске отроческие годы. Петру было 12 лет, когда его отец был переведен на службу в столицу Западной Сибири. Здесь он учился в Казачьем войсковом училище. Несмотря на полное отсутствие в Омске каких-либо учебных заведений, связанных с искусством, вдалеке от стандартов столичного образования и европейской культуры Петр увлекается тем, что позже станет делом его жизни – изображением лошадей. Готовившийся к военной карьере мальчик много времени проводил на площади плац-парадов и в манеже, где, судя по всему, к нему и пришло это восхищение красотой лошади. С 12-летнего возраста Петр вырезал из дерева и раскрашивал небольшие фигурки лошадей, пытаясь с безукоризненной точностью воспроизвести все детали, имитируя глаза вставками из стекла, делая гриву из волос. Возможно, именно в нашем городе впервые проявился художественный дар скульптора, зародилась главная тема творчества – взаимоотношения человека и лошади.

После смерти отца семья Клодтов вернулась в Санкт-Петербург. В столице Петр продолжил обучение в военном учебном заведении – поступил в артиллерийское училище. Тяготы ратного ремесла не могли заставить его отказаться от своего увлечения. При малейшей возможности барон Клодт брался за карандаш или перочинный ножик: рисовал или вырезал из дерева лошадей. После окончания обучения он какое-то время прослужил в чине подпоручика в артиллерийской бригаде, но все же тяга к творчеству победила и в 23 года Петр ушел с военной службы, посвятив всего себя исключительно искусству. В 1830 году Петр Клодт стал вольнослушателем Академии художеств, где его учителями стали скульпторы Иван Мартос, Самуил Гальберг и Борис Орловский. Признание пришло не сразу. Несколько лет Клодт фактически прожил, вызывая полное недоумение окружающих, в подвале-мастерской, заваленной комками глины, чертежами и зарисовками. Но уже в 1830-х годах стали пользоваться успехом его небольшие статуэтки. Затем последовал крупный государственный заказ на скульптурное оформление Нарвских ворот, который курировал лично император Николай I. На аттике арки по модели Клодта в 1833 году была установлена шестерка коней, несущая колесницу богини славы. По легенде, принимая окончательный вариант работы, император бросил в адрес скульптора шутку: «Ну, Клодт, ты делаешь лошадей лучше, чем жеребец». После этой работы к Петру Клодту пришли европейская слава и расположение высшей власти. Потом было создание ансамбля скульптур Аничкова моста в Санкт-Петербурге, квадриги Аполлона на фасаде Большого театра в Москве и многих других всемирно известных скульптурных произведений. Петр Клодт работал в Берлине, Неаполе, Париже. Но творческое наследие художника не ограничивается только изображениями лошадей. В зрелые годы Клодт создал такие памятники, как памятник князю Владимиру-Крестителю в Киеве, памятник Николаю I на Исакиевской площади, памятник Ивану Крылову в Летнем саду Санкт-Петербурга.

Став классиком при жизни, Петр Клодт умер в ноябре 1867 года. Его сын Михаил, как и отец, посвятил свою жизнь искусству и стал известным живописцем.

Работы Петра Клодта хранятся во многих музеях России, в том числе и в Омском музее изобразительных искусств им. Врубеля.

Сергей НАУМОВ

При подготовке полосы использованы материалы публикаций Анастасии Быковой, Александра Лосунова

При поддержке передачи "Удивительное рядом. Омская версия" телеканала "Продвижение".

Комментарии
киви 7 апреля 2016 в 09:25:
В 1822 году на окраине Омска был построен манеж, туда мог ходить П. Клодт. Потом там построили вещевые склады, которые теперь сносят.(((
о. обыватель 6 апреля 2016 в 22:12:
Прекрасная, патриотичная статья о той самой «связи времён», которая не должна прерываться... И ведь в омской земле похоронены и отец Петра Клодта и сибирский генерал-губернатор Пётр Капцевич
Показать все комментарии (2)

Ваш комментарий


Наверх
Наверх
Сообщение об ошибке
Вы можете сообщить администрации газеты «Коммерческие вести»
об ошибках и неточностях на сайте.