Все рубрики
В Омске четверг, 12 Декабря
В Омске:
Пробки: 4 балла
Курсы ЦБ: $ 103,2707    € 108,5588

Билет на революцию

27 апреля 2016 11:37
0
3955

Первая крупная забастовка рабочих в Омске

Появление в Сибири организованного социал-демократического движения и развитие революционных идей с самого начала серьезно беспокоило местную власть. В июле 1902 года было издано специальное распоряжение «Об установлении за рабочими омских железнодорожных мастерских особого надзора ввиду появившейся среди мастеровых пропаганды от Сибирского социал-демократического союза». Однако предлагаемые этим документом меры никак не могли предотвратить состоявшегося уже осенью 1902 года самого крупного выступления омских железнодорожников в предреволюционный период, известного нам как «билетная забастовка».

Поводом для забастовки стал приказ № 192 от 9 сентября 1902 года начальника Западно-Сибирской железной дороги Владислава Павловского об отмене бесплатных проездных билетов для низших служащих и рабочих-железнодорожников. Практически сразу же на всей дороге начались волнения. Рабочие железнодорожных мастерских предъявили администрации требования: отменить приказ относительно отмены бесплатных проездных, а также повысить расценки на сдельные работы, отменить штрафы и улучшить санитарные условия в цехах. Требования исходили от созданного стачечного комитета, который возглавил Иван Якутов.

8 ноября после гудка рабочие собрались в сборочном цехе. К ним явился начальник мастерских Красногорский, который отказался выполнять выдвинутые требования, ссылаясь на то, что все распоряжения исходят только от начальника Главного управления железной дороги. После этого стачечный комитет обратился к рабочим с воззванием, в котором звучал призыв к отстаиванию требований. Воззвание было размножено на гектографе в количестве 200 экземпляров и расклеено в цехах мастерских, в депо, на вокзале и улицах Атаманского хутора.

Количество участников забастовки приблизилось к трем тысячам человек. Рабочие массами ходили по станции и даже отцепили паровоз у стоявшего на станции почтового поезда, охладили его и угнали в депо, затем выгнали со станции телеграфистов. Железнодорожное движение было приостановлено.

Еще не сталкивавшиеся со столь масштабным неповиновением власти попытались разогнать забастовку силой, но неожиданно выдвинутые на подавление стачки две казачьи сотни встретили отпор со стороны рабочих. Серьезность создавшегося положения на Сибирской железной дороге стала очевидна для Министерства путей сообщения. Из Санкт-Петербурга пришла телеграмма об отмене приказа и восстановлении права рабочих на пользование бесплатными проездными билетами. Остальные же требования предлагалось урегулировать на месте. Так омскими рабочими-железнодорожниками была одержана первая крупная победа.

Забастовочное движение в Омске стало расти и расширяться быстрыми темпами. После трагических событий Кровавого воскресенья в Петербурге железнодорожниками Омска под руководством членов РСДРП был проведен ряд забастовок. Рабочие бастовали в феврале, марте, 1 мая и 17 августа 1905 года. Началась революционная агитация среди солдат 10-го полка, расквартированного в Омске. В результате пропаганды, проводимой социал-демократами, солдаты начали требовать, как выразился штаб-ротмистр полка фон-Вальер, «различных свобод». А 13 октября 1905 года рабочие мастерских и всего узла примкнули к Всероссийской политической стачке

В день объявления в Москве политической забастовки – 7 декабря 1905 года в помещениях омских железнодорожных мастерских прошел митинг, в котором приняли участие около двух тысяч рабочих и служащих и были зачитаны телеграммы московских железнодорожников с призывом примкнуть к стачечному движению.

В то время омскими железнодорожниками руководили уже новые «вожди». Судьба же организатора первой крупной омской забастовки, знаменитого революционера, лично знакомого с Лениным и Крупской, Ивана Якутова сложилась трагически. После забастовки в Омске он был уволен, переехал в Иркутск, где вошел в состав местного комитета РСДРП. 15 августа 1905 года был арестован и отправлен в уфимскую тюрьму. По выходе из тюрьмы стал председателем стачечного комитета рабочих железнодорожных мастерских Уфы. В декабре 1906 года Якутов был арестован в Харькове по обвинению в террористическом акте, совершенном во время вооруженных столкновений между войсками и уфимскими железнодорожниками (якобы он лично бросил бомбу в солдат и казаков, ранив при этом нескольких человек), и 21 ноября 1907 года казнен в Уфе по приговору военно-полевого суда.

Омские железнодорожники устраивали забастовки и после событий первой русской революции вплоть до февраля 1917 года, бастовали и во время правления Александра Колчака. Но все же начало развития протестного и революционного движений в Сибири было положено осенью 1902 года, когда состоялась самая первая и самая крупная забастовка, вписанная в историю как «билетная».

Сергей НАУМОВ

При подготовке полосы использованы материалы публикаций Андрея ПАЛАШЕНКОВА, Дмитрия АЛИСОВА

При поддержке передачи "Удивительное рядом. Омская версия" телеканала "Продвижение".

Комментарии
Комментариев нет.

Ваш комментарий


Наверх
Наверх
Сообщение об ошибке
Вы можете сообщить администрации газеты «Коммерческие вести»
об ошибках и неточностях на сайте.