Все рубрики
В Омске воскресенье, 15 Декабря
В Омске:
Пробки: 4 балла
Курсы ЦБ: $ 103,4305    € 109,0126

Алексей РЯБОВ: «В чиновничьей среде больше всего ценится исполнительность. Тебе сказали — ты сделал, не особо задумываясь»

10 августа 2016 10:57
1
5829

В конце июня информационное поле региона в очередной раз изменилось. Губернатор Виктор НАЗАРОВ заполнил вакансию начальника Главного управления информационной политики Омской области (ГУИП). Станислав СУМАРОКОВ, бывший глава пресс-службы регионального филиала Ростелекома, стал уже пятым руководителем ГУИП за последние четыре года, и это не может не настораживать. К тому же со 2 августа уволился по собственному желанию Алексей РЯБОВ, несколько месяцев исполнявший обязанности начальника ГУИП после отставки Татьяны ТРЕНИНОЙ. Первоначально в омских СМИ была озвучена версия, что РЯБОВ сам не захотел отвечать за информационную политику, в итоге ему на смену пришел СУМАРОКОВ. Как выясняется теперь, нового руководителя ГУИП назначили неожиданно даже для РЯБОВА. Об этом и многом другом Алексей Владимирович рассказал «КВ» в день своей отставки.

— Алексей Владимирович, говорят, вас даже не было в Омске, когда вышел указ о назначении нового начальника ГУИП...

— Да, так сложилось. Я в тот момент был в отпуске, выехали семьей на море. В заслуженном отпуске, сразу скажу, поскольку в прошлом году у меня не получилось никуда выбраться, так что часть отпуска была еще за прошлый год.

— Для вас назначение руководителя ГУИП действительно стало неожиданным?

— Однозначно на этот вопрос я вам ответить не могу. С одной стороны, мне гарантировали, что никаких назначений в момент моего пребывания в отпуске не произойдет. С другой стороны, я еще до отпуска знал, что решение об окончательном утверждении меня в должности начальника ГУИП не принято, а это значит, что я так или иначе перестану исполнять обязанности руководителя.

— Так вы хотели занять место руководителя?

— Плох тот солдат, который не мечтает стать генералом. Конечно, у меня были определенные амбиции. И я с интересом отнесся к поступившему предложению исполнять обязанности начальника ГУИП.

— А многие ждали, что вы уйдете вслед за своим бывшим руководителем Татьяной ТРЕНИНОЙ, с которой приехали из Новокузнецка...

— И я вполне понимаю такие ожидания. У нас журналисты любят строить версии. А тут и логика очень простая: приехали из Новокузнецка двое и уехать должны тоже вместе.

— Увы, за последние 10 лет информационной политикой в правительстве руководило очень большое количество людей. Менялись они через год-полтора...

— А вы не думали, почему так происходит? Возможно, проблема в отсутствии внятных критериев оценки. Вот и получается порой как в той сказке: иди туда, не знаю куда, принеси то, не знаю что. Все бегают, приносят, но каждый раз не то.

— Наверное, любой губернатор любого региона всегда будет недоволен информационной политикой. Гладко не бывает никогда.

— Да, действительно, очень часто претензии за любой негатив, в том числе за негатив на муниципальном уровне, предъявляются ответственному за информационную политику в регионе. В этом есть определенная логика, не спорю, ГУИП обязан работать с любым негативом, тем не менее многие проблемы, как я считаю, можно было решить задолго до их появления. Взять, к примеру, историю с паводком в деревне Зеленое Поле. Вот зачем нужно было ждать, пока разгорится скандал и нужно будет вмешиваться губернатору? Там и заливало-то не сильно. Во-всяком случае не так сильно, как в ряде других районов. И все вопросы вполне можно было решить простой коммуникацией на уровне местной власти.

— Вам не озвучили список претензий? Что конкретно не устраивало в вашей работе?

— По-сути, по результатам работы никаких претензий не прозвучало. Единственный был странноватый момент, когда КОМПАНЕЙЩИКОВ Владимир Борисович мне намекал, что при общении с первым лицом региона я слишком часто вступаю в споры. Естественно, я был несколько удивлен. Я ведь не чиновник и не успел им стать за полтора года, спор в моей парадигме профессиональных отношений — это абсолютно нормальный способ поиска истины. На мой взгляд, если у человека есть своя позиция и он ее обосновывает — это нормально. Я телевизионщик. Телевидение — это коллективная форма труда. И по таким же принципам я выстраивал работу ГУИП.

— До вас руководители информационной политики работали как-то иначе?

— До нас с Татьяной ТРЕНИНОЙ — да, по-другому. По чиновничьим правилам. В чиновничьей среде больше всего ценится что? Исполнительность. Тебе сказали — ты сделал, не задумываясь, не задавая вопросов. Если результат хороший — все молодцы. А если все плохо? Кто виноват в таком случае? Конечно, непосредственный исполнитель. Поэтому я считаю, что исполнительская дисциплина должна быть обязательно, но и слепо исполнять поручения руководителя нельзя.

— Теоретически, вы же могли остаться и работать в должности заместителя начальника ГУИП?

— Мог. Но был вынужден сделать другой выбор.

— Кризис взаимного доверия?

— Хорошая формулировка, да. Если при назначении руководителя управления, а это процесс непростой на самом деле, не посчитали нужным меня даже уведомить об этом, хотя я достаточно долго исполнял обязанности руководителя, это, на мой взгляд, сигнал недвусмысленный. Поэтому я решил уйти.

— А как вы вообще оказались в Омске? Помнится, ваш с Татьяной ТРЕНИНОЙ приезд из Новокузнецка вызвал в омском медиасообществе много вопросов. С чего вдруг? Раньше у нас не брали в ГУИП людей из другого региона, не знающих специфику местных СМИ.

— Предложение поработать в Омской области поступило Татьяне Владимировне от известного московского медиаменеджера и политконсультанта ПОТОЦКОГО Игоря Витальевича. Далее переговоры вел КОМПАНЕЙЩИКОВ. Безусловно, у КОМПАНЕЙЩИКОВА была заинтересованность. В итоге мы встретились с Владимиром Борисовичем, обсудили задачи, проблемы и решили, что нам его предложение интересно.

— Какие изначально ставились задачи?

— Нужно было, чтобы наш губернатор вышел на 2-3 место в рейтинге «Медиалогии» по Сибирскому федеральному округу. Мы эту задачу выполнили и даже перевыполнили. Виктор Иванович оказался на 15 месте в ТОП-20 по Российской Федерации, а по СФО в течение нескольких месяцев он благополучно находился и находится на первой позиции.

— Омские СМИ традиционно замкнуты на проблемах своего города. А так ли это важно, какое место занимает губернатор в рейтинге «Медиалогии»?

— Этот рейтинг не остается незамеченным на федеральном уровне.Это во-первых. Во-вторых, на сегодняшний день рейтинг «Медиалогии» является самым понятным инструментом для измерения качества работы пресс-службы. Все ведь по-разному оказываются в топах. Кто-то за счет больших бюджетов, выделяемых на освещение деятельности первого лица региона, а кто-то и за счет креатива. С учетом наших финансовых возможностей, я считаю, мы достигли очень хороших результатов.

— Какими были первые впечатления от Омской области? Местные СМИ вас с ТРЕНИНОЙ встречали настороженно, насколько помнится...

— С точки зрения медиаландшафта Омская область — хороший полигон для пиарщиков. Немногие регионы могут похвалиться существованием разнополярности в местных элитах при высокой медийной развитости. Работать в таких условиях сложно, но очень интересно. Этим для меня и ценен опыт работы в Омской области. В этом смысле на Омск немного похож Новосибирск. А в Кузбассе совершенно иная ситуация. В Кузбассе и в Новосибирске нет, например, «желтой» журналистики в том виде, в котором она есть в Омске. Это я не к тому, что омская «желтизна» — это плохо. Эти издания имеют свою аудиторию. Просто несколько удивляет, когда новость рождается из совсем незначительного события. Условно говоря, сполз носок — и это уже новость.

— По логике, если в ГУИП приглашают руководителя из другого города, значит, власть в тот момент считала, что система работает неэффективно и в информационной политике нужно все менять кардинально...

— На мой взгляд, в тот момент не было четкого структурирования в средствах массовой информации образа первого лица региона. Условно говоря, информация выходила, аудитория ее видела, но не воспринимала, поскольку информация некачественно упаковывалась. И нам, как мне кажется, удалось добиться более сконцентрированного образа губернатора в информационном поле.

— Как-то не очень понятно...

— Если говорить совсем просто, в региональном информационном пространстве было мало губернатора. Омские СМИ обходили вниманием большое количество событий, которые инициировал губернатор или в которых он принимал непосредственное участие. Ведь важно не только подготовить новость, но и понимать, как она будет работать. Журналист, работающий с новостями, — он ленив, у него всегда мало времени, и если пресс-служба не сделает акцент в подготовленном тексте на первом лице, то и в журналистском тексте такого акцента не будет. В идеале пресс-служба вообще должна выдать готовую новость, которую любое СМИ может поставить в новостную ленту, просто скопировав текст.

— Вы в Новокузнецке, насколько помнится, работали журналистом, не пиарщиком...

— Исключительно журналистом. Пиаром я никогда не занимался.

— Не сложно было менять подходы?

— На мой взгляд, работу пиарщика и журналиста не всегда можно разделить. Главное — это хорошее понимание самого механизма работы медиа. А с какой стороны баррикад находишься — это уже не важно. Да, сегодня есть проблемы, поскольку в медиапространстве доминирует пропаганда, но эти проблемы общие для всех. Сегодня пропаганда, к сожалению, определяет всю информационную повестку. Я же считаю, что моя профессия — не врать. Можно что-то недоговаривать, но врать нельзя категорически. Иначе тебя перестанут воспринимать, как источник информации.

— Кстати, если вы до сих пор считаете себя журналистом, то зачем уничтожали областной Дом журналиста?

— Это не совсем верная информация, никто Дом журналиста не собирался уничтожать. Ситуация с ним следующая. Само по себе содержание Дома журналиста обходится бюджету не дешево, а тут еще Омский городской совет пришел к выводу, что с организации, занимающей данное помещение, необходимо брать арендную плату. И все это выливалось в круглую сумму. Да, после обсуждения с депутатами тему арендной платы удалось временно снять, но сама по себе проблема содержания исторического здания никуда не исчезла. Цена вопроса — более двух миллионов в год. И было найдено, я считаю, компромиссное решение по размещению областного отделения Союза журналистов России в помещениях областной библиотеки им. Пушкина. В этом решении никакой политики не было и нет — чистая экономика. В бюджете нет денег. Секвестируются все расходы. В том числе на содержание районных газет и областного телевидения. Могу сказать, что в результате снижения объема финансирования «12 канала» произошло, в частности, закрытие сети корреспондентских пунктов в районных центрах, произошло закрытие большого количества авторских программ. В этом я вижу массу минусов, но ситуацию диктует сегодняшняя экономика. Кризис, как вы понимаете, коснулся не только коммерческих СМИ, но и тех, которые субсидируются из областного бюджета.

— А разве это не логично?

— Да, я тоже сторонник того, чтобы каждое СМИ, вне зависимости от формы собственности, зарабатывало себе на жизнь самостоятельно. Но это идеальный вариант. Если учредителем СМИ является власть, то экономическая схема, к сожалению, не работает. Главный редактор СМИ едва ли сможет устоять, если ему постоянно предлагают разместить непродаваемые на его взгляд, новости, но в которых очень заинтересованы органы власти.

— Вы считаете, что ГУИП сейчас работает оптимально?

— При тех финансовых возможностях, которые есть, — да, оптимально. Сегодня бюджету, который выделялся управлению пять лет назад, можно только позавидовать.

— А после памятного скандала с московскими пранкерами Вованом и Лексусом, которые дозвонились нашему губернатору, не было попыток найти крайнего и наказать?

— Понимаете, если этот проект с пранкерами выходит на государственном канале, это уже говорит о многом. Явно же, что он кому-то нужен. Могу предположить, что и этот скандал был заранее согласован. К сожалению. А наша задача состояла в том, чтобы минимизировать последствия от всей этой истории. Мы с такой задачей справились, на мой взгляд. И справились достаточно неплохо.

— Но выводы какие-то были сделаны?

— Главный вывод: пиарщикам нужно быть готовым к любым неожиданностям.

— Бывали у вас разборы полетов по публикациям в СМИ? Условно говоря, как так получилось, что в «Коммерческих вестях» вышел негативный материал?

— Честно говоря, я такого не могу припомнить. Надо отдать должное и вашей газете, позиция у вас всегда очень взвешенная. Есть же разные принципы формирования новостной повестки. Есть телеканал Sky News, для которого главное — выдать новость максимально оперативно. Журналисты этого канала могут за полчаса выдать три информации, и все они будет разноплановые. Все с пометками «по предварительным данным». А есть ВВС, где считают, что информацию перед эфиром нужно обязательно проверить, как минимум, из двух-трех независимых источников. Вообще журналистским правилом, касающимся проверки информации, сегодня пренебрегают массово. Особенно это касается журналистов интернет-изданий.

— Проверка информации — потеря времени...

— Согласен. В Интернете потеря времени — это почти напрямую потеря денег. Тем более что сегодня мало изданий, которые дорожат своим реноме. Для них гораздо важнее продать новость оперативно. Отсюда и стремление к ярким заголовкам. В тексте журналист отмечает, что это предварительные данные, а если судить по заголовку, то это как бы свершившийся факт. А поскольку информации слишком много, аудитория воспринимает большей частью только заголовки и делает на их основании неверные выводы. Получается, что массовые СМИ в погоне за сиюминутной выгодой не задумываются о том, что воспитывают потребителя информационного суррогата. Идет явный перекос в сторону таблоидов. Хотя, на мой взгляд, многое зависит от позиции каждого конкретного издания. У каждого есть выбор — заваривать качественный чай в заварочном чайнике или пакетики в кружке.

— Что у вас в планах? Останетесь ли работать в Омске?

— Сейчас я хочу выдержать небольшую паузу, а потом буду определяться. Вариантов несколько. Но в Омске я вряд ли останусь. Как-то не сложились у меня взаимоотношения с городом.

— Почему? Вас что-то здесь раздражает?

— В принципе много и позитивных впечатлений. В Омске большое количество красивых парков, скверов, спортивных объектов. В Омске живут открытые и добрые люди. Но некоторые моменты все же раздражают. Например, тротуары. Вернее, их отсутствие. Когда мы жили в Новокузнецке, у моего ребенка не было резиновых сапог. Просто потому, что в них не было необходимости. А в Омске, хоть мы и жили практически в центре, добраться ребенку в распутицу в школу без резиновых сапог было невозможно. И все же позитива больше. Я хочу поблагодарить за совместную работу членов правительства региона, омские медиа и отдельно передать слова благодарности команде Главного управления информационной политики Омской области, для которой не было невыполнимых задач. Спасибо, коллеги! А также хочу поздравить Омск и омичей с 300-летием!

— Остается только пожелать вам успехов, Алексей Владимирович. 

Комментарии
киви 11 августа 2016 в 18:19:
Хороший человек не справился с созданием лучезарного облика тусклого губернатора. Бездумно выполнять указания не привык — чай, не в армии. А впрочем знал, на что соглашался. Теперь его убирают как обидное зеркало, вместо того, чтобы просто прыщи выдавить. Такое вот впечатление...
Показать все комментарии (1)

Ваш комментарий


Наверх
Наверх
Сообщение об ошибке
Вы можете сообщить администрации газеты «Коммерческие вести»
об ошибках и неточностях на сайте.