Вступление в силу закона 220-ФЗ с 15 июля 2016 года повлияло на региональный рынок пассажирских перевозок практически сразу
Как рассказал министр промышленности, транспорта и инновационных технологий Омской области Виктор БЕЛОВ на пресс-конференции, состоявшейся 9 августа, регулярные совместные рейды с УГАДН по Омской области и ГИБДД по Омской области позволили отсечь от рынка так называемых нелегальных перевозчиков (тех, кто не имеет карт маршрута, выданных организаторами перевозок). И заметен уже финансовый результат. На отдельных направлениях доходы легальных перевозчиков, по оценке регионального минпрома, выросли практически в два раза. Впрочем так называемые нелегалы не сдаются и регулярно придумывают новые уловки.
О нелегальных перевозчиках
Закон о пассажирских перевозках Госдума рассматривала еще в 2007 году во втором чтении. Понадобилось 8 лет, чтобы перейти от обсуждения к принятию закона. Мы в Омской области в свою очередь приняли в развитие этого закона пакет законодательных и нормативных документов, закрепляющих порядок работы на рынке пассажирских перевозок. И совершенно понятно, что легко и просто этот закон не запускается. Естественно, есть проблемы, с которыми мы сейчас и работаем.
Что можно сказать, проанализировав предварительные итоги? Перевозчики, не имеющие маршрутных карт, используют сегодня любые возможные средства, чтобы остаться на маршруте. Даже организуют «жалобы трудящихся», чтобы через обращения граждан давить на власть. За месяц мы получили уже 58 обращений, в которых граждане нас просят оставить им их любимых перевозчиков. Больше всего проблемных маршрутов, естественно, вокруг Омска. Именно здесь основной поток пассажиров, который перевозился перевозчиками, у которых не было карт маршрута.
Часть перевозчиков, конечно, осталась без работы. Но некоторые, по нашей информации, стали сотрудничать с легальными перевозчиками. У населения есть пожелания по увеличению интенсивности на некоторых маршрутах, а легальный перевозчик не всегда мог выставить большее количество машин. Теперь появился шанс привлечь тех, кто на этом маршруте работал раньше. Сегодня перевозчиков, оставшихся без работы, привлекает и Омскоблавтотранс. Кто-то поучаствует в новых конкурсах и скоро начнет работать на новых маршрутах.
Маршрутная сеть – это живой и гибкий механизм. Мы сегодня выдаем много лицензий на легковое такси, кстати. Часть новых лицензиатов работала раньше на «газелях». И это нормально, когда люди переходят работать на смежные рынки. Еще один результат – увеличение доходности легальных перевозчиков. Когда на маршрутах остались только те, кто работает законно и платит налоги в бюджет, у них выручка сразу выросла в полтора-два раза. И маршруты сразу стали доходными.
О штрафных санкциях
По договоренности с губернатором мы сегодня не применяем жесткие меры, предусмотренные законом. Штрафные санкции, напомню, очень существенные, вплоть до штрафов 300 тысяч рублей и изъятия транспортного средства. Но наша задача – не наказать, а дать перевозчикам возможность устранить замечания, чтобы все работали законно. Проверки проводятся, база накапливается, порядка 40 перевозчиков уже получили в результате наших проверок серьезные предупреждения. Мы видим все уловки, которые применяют сегодня перевозчики, не имеющие маршрутных карт. Они работают и под видом заказных перевозок, и под видом такси, когда снимается с той же «газели» несколько кресел и она вдруг становится шестиместной, в силу чего не попадает в категорию автобусов малой вместимости. Пользуясь случаем, хотел бы предупредить перевозчиков, такие уловки им не помогут.
О региональной информационно-навигационной системе
В настоящее время РНИС охватывает уже 3200 автобусов. Благодаря этой системе у нас сегодня по каждому маршруту точные данные. Кто именно вышел на маршрут, когда именно, сколько отработал конкретный водитель, куда заезжал, во сколько был на каждой конкретной остановке – всю эту информацию мы получаем. И с помощью РНИС мы можем полностью контролировать пассажирские перевозки. И все контрольно-надзорные органы подключены к этой системе.
И теперь не будет такой ситуации, когда перевозчики, работающие на базовой маршрутной сети, перечисляют за год 500 млн рублей налогов в бюджеты различных уровней, а все остальные – менее 7 млн рублей. И поэтому, видимо, против этой системы продолжается борьба. Один крупный перевозчик дошел уже до Верховного суда РФ, обжалуя нормативные акты Омской области в части обязательного подключения всех участников рынка пассажирских перевозок к системе мониторинга. Областной суд подтвердил нашу правоту, в августе будем доказывать свою точку зрения в Верховном суде РФ.
О дачных маршрутах
Наша область всегда много социальных льгот предоставляла. Люди привыкли. И всегда знали, что власть есть и есть куда пожаловаться. Что касается дачных маршрутов. По мнению минпрома и минстроя, должна быть разработана комплексная программа по восстановлению дорог к дачным массивам, расположенным в пригороде. Нужно готовиться к следующему году, изыскивать деньги в бюджетах. Эта проблема у нас на контроле, я регулярно докладываю губернатору по этому поводу. Проблема дорог – она ведь накапливалась годами. Когда в свое время садовые массивы содержали крупные предприятия, они выделяли деньги, бывало, и на восстановление дорог. Сегодня другая экономическая ситуация.