Как прогнозирует департамент транспорта, полностью избавиться от лишних «газелей» на городских маршрутах удастся за два-три месяца
В полную силу Федеральный закон 220-ФЗ, регламентирующий организацию пассажирских перевозок, вступил 15 июля, с этого момента прошло чуть больше месяца, но количество нелегальных автобусов малой вместимости, как заявляют власти, удалось уменьшить вдвое. Что изменилось в работе муниципальных пассажирских предприятий и частных перевозчиков после того, как надзорный орган получил право штрафовать перевозчиков на 300 тысяч рублей, рассказали на минувшей неделе заместитель директора департамента транспорта Игорь КОЖУХОВ и начальник отдела автотранспортного надзора УГАДН по Омской области Геннадий ЧЕБЕЙКО.
Испугались штрафов
Реестр муниципальных маршрутов регулярных перевозок с указанием перевозчиков и количества транспорта был утвержден, напомним, в марте 2016 года. Всем перевозчикам, работающим легально, были выданы карты маршрутов. Все остальные, кто работал на маршрутах, но не имел маршрутной карты, с 15 июля подпадают под штрафные санкции. На водителя автодорожный надзор теперь может наложить штраф в размере 5000 рублей, на должностных лиц – 30 000 рублей, на юридических лиц – 300 000 рублей (ст. 11.33 Кодекса об административных нарушениях РФ).
Как рассказал начальник отдела автотранспортного надзора УГАДН по Омской области Геннадий ЧЕБЕЙКО, с 15 июля специалисты его ведомства совместно с организаторами перевозок, налоговиками и ГИБДД по Омской области регулярно проводят контрольно-надзорные мероприятия на дорогах. В общей сложности за месяц проведено 26 рейдов (4-5 в неделю), по итогам которых составлено 198 протоколов о нарушениях законодательства перевозчиками. Почти половина всех зарегистрированных нарушений – отсутствие у перевозчиков карт маршрутов. Но на 300 тысяч рублей пока еще никто не оштрафован.
– Как показал этот месяц, большинство перевозчиков законопослушны, – уточнил Геннадий ЧЕБЕЙКО.– Но встречаются и перевозчики, которые не в ладах с законом. Основная доля протоколов, составленных нашими инспекторами во время рейдов, приходится на статью 11.33 КоАП РФ.
Игорь КОЖУХОВ тоже считает, что закон уже начал работать и изменения на омском рынке пассажирских перевозок происходят динамично. В том числе идет сокращение количества нелегалов, которые до недавнего времени работали безнаказанно. По оценке департамента транспорта, в первый месяц действия закона с рынка ушла половина лишних машин.
– Точные цифры никто не назовет, потому что нелегальные машины практически невозможно учесть, но если все просуммировать, можно предположить, что порядка 500 старых «газелей» уже ушло с рынка, – пояснил Игорь КОЖУХОВ. – Пассажиры, наверное, тоже ощутили, что на улицах «газелей» стало меньше.
Полная переделка
Гендиректор ООО «Автотрейдинг» Андрей ХОМИШИНЕЦ тоже считает, что свою задачу закон выполняет. По его оценкам, уже порядка 80% нелегальных перевозчиков потеряли работу. Оставшиеся работают лишь периодически – только в утренние и вечерние часы, когда спрос на транспортные услуги максимальный.
– Это вопрос времени, – считает Андрей ХОМИШИНЕЦ.– Мы всех их видим, знаем. И на тех маршрутах, где мы работаем, ситуация, безусловно, движется в положительную сторону.
Председатель СНП СРО «Омские перевозчики» Владимир ГЕВОРГЯН согласился, что изменения происходят, а перевозчики привыкают к новым требованиям, хотя его выводы не столь оптимистичны.
– У всех перевозчиков были машины, которые не заявлены в договорах. С 15 июля их эксплуатацию пришлось прекратить, – рассказал Владимир ГЕВОРГЯН. – Частично «газели» были переоборудованы для использования в малотоннажных грузоперевозках, частично – выставлены на продажу. Часть – продолжают работать. Люди всегда пытаются искать обходные пути, и мы видим, как они их ищут. Один из путей – передача карт маршрутов, как эстафетную палочку. Выдано, к примеру, на маршрут 10 карт, а выезжают 15 автобусов. Первый, который приехал на конечную остановку, передает свою карту последнему. За счет этого количество машин пока выше, чем должно быть.
Бонус для муниципалов
Как уверяет представитель мэрии, уход с рынка нелегалов сразу отразился в лучшую сторону на муниципальных перевозчиках.
– В первый же день общая выручка увеличилась на 400 тысяч рублей, – рассказал Игорь КОЖУХОВ. – В дальнейшие дни колебания происходили, и хотя такого рекорда повторить не удалось, но на 200-300 тысяч рублей муниципальные предприятия стали зарабатывать больше. Рост – порядка 10-15%. И водители, работавшие на маршрутках, уже пошли устраиваться в пассажирские предприятия. Пока это еще единичные случаи, мы понимаем, что было лето, жарко, кто-то отдыхал, но к осени, как мы надеемся, количество желающих увеличится. А мы готовы принять в муниципальные предприятия порядка 500 водителей.
У частных перевозчиков, по словам Владимира ГЕВОРГЯНА, картина не столь радужная, как у муниципалов. В июле-августе на рынке пассажирских перевозок традиционно идет спад, и этот год не стал исключением. Плюс ко всему сильная жара, во время которой никто никуда не хочет ехать, и количество пассажиров в салонах автобусов существенно снижается.
– Прибавления выручки пока нет. Мы даже вынуждены понизить дневной план по каждой машине на 7-8%, – подчеркнул глава «Омских перевозчиков».
Остановочное право
Как напомнил Игорь КОЖУХОВ, в соответствии с Федеральным законом № 220-ФЗ утвержден и новый порядок посадки и высадки пассажиров частными перевозчиками – только на остановочных пунктах по маршруту. Нарушение этого требования грозит им административным штрафом. На водителя маршрутки штраф накладывается в размере 3000 рублей (за повторное нарушение – 5000 рублей). По словам Владимира ГЕВОРГЯНА, водители уже приспособились к новым правилам, а вот пассажиры воспринимают нововведения с трудом и высказывают свое недовольство законопослушным водителям. За месяц в СНП СРО «Омские перевозчики» поступило порядка 120 жалоб от пассажиров, которые обиделись на то, что водители не высадили их «у того столба».
– Конечно, проблемы есть, в Омске не хватает остановок. В частности, по 445 маршруту не хватает четырех остановок, там слишком большие расстояния, и мы уже направили в администрацию свое обращение, – рассказал Владимир ГЕВОРГЯН. – Имеются еще три маршрута, на которых, по нашему мнению, необходимо ввести новые остановки.
Но проблему нехватки остановок, которую неоднократно озвучивали перевозчики, мэрия пообещала планомерно решать.
– Как только автобусы малой вместимости перестали останавливаться по просьбам пассажиров, обращений в департамент по поводу остановок стало намного больше, – пояснил Игорь КОЖУХОВ. – В администрации Омска уже создана и работает комиссия, которая определяет, в каких местах необходимо и целесообразно построить дополнительные остановочные пункты. У нас, к сожалению, ограниченные финансовые возможности и построить сразу все мы не сможем. Но будем стараться строить по мере возможности.
В частности, по словам Игоря КОЖУХОВА, с 18 августа заработала новая остановка на улице 24-я Северная в сторону Амурского поселка.