Вацлав Дворжецкий. Из жизни актера.
В последнюю неделю лета в нашей стране традиционно отмечают свой профессиональный праздник кинематографисты. 27 августа в календаре праздничных и памятных дат обозначен как День российского кино. Не обходят вниманием эту дату и в Прииртышье, хотя сказать, что Омск – город богатых кинематографических традиций, было бы очень смелым заявлением. Несмотря на то, что столичные звезды кино в последние годы зачастили в наш город на различные локальные фестивали, киношную карьеру Омска нельзя назвать успешной. Ведь даже когда Омск, казалось бы, просто был обязан «попасть в кадр», этого не происходит (как, например, в небезызвестном «Адмирале» столицу Верховного Правителя России изображали какие-то невнятные декорации). Но омичи все равно любят кино, и в первую очередь благодаря тому, что омская земля подарила стране множество всенародно известных и любимых артистов.
Ярчайшим представителем этой плеяды стал Вацлав Дворжецкий – родоначальник целой актерской династии. Он дебютировал в кино в возрасте 58 лет, но при этом сумел за 25 лет кинокарьеры сняться почти в сотне фильмов. Снявшись в своей первой картине, известном советском телевизионном фильме «Щит и меч», выдающийся театральный артист сразу привлек внимание кинорежиссеров. В те годы Вацлав Янович уже был звездой драматической сцены и ведущим актером Горьковского областного театра. Но всему этому предшествовал яркий и одновременно трудный период жизни в Омске.
Вацлав Дворжецкий родился в 1910 году в польской дворянской семье. Заболев сценой в юности, он уже не видел себя никем кроме как актером, хотя пришлось сменить множество самых разных профессий: «… После Киевского Политехнического института должен был стать инженером-механиком, а сам увлекся театром. Окончил театральную студию, готовился к карьере актера и режиссера, а стал рабочим и геологом, чертежником и строителем, руководителем культбригады и лесорубом». Возможно, в другие времена судьба актера Дворжецкого сложилась бы иначе, но жестокая эпоха вносила в летопись жизни свои коррективы. Уже в 1929 году – первый арест. Восемь лет будущий артист провел в лагерях: на строительстве железной дороги Пинюг – Сыктывкар, Беломорстрое, рудниках острова Вайгач. Но даже в ГУЛАГе Вацлав не расстался со своей мечтой. В лагерном театре «Туломская театральная экспедиция» состоялся его актерский дебют. После освобождения в 1937 году путь на сцену крупных театров был закрыт и Дворжецкому с трудом удалось устроиться в рабоче-колхозный театр № 4 в Харькове. Однако вскоре начальник управления культуры, давший артисту рекомендацию, был арестован, и пришлось срочно уезжать. В 1939 году Вацлав Дворжецкий был принят на работу в Омский ТЮЗ. В театре он быстро становится ведущим артистом и лидером коллектива. Уже летом 1939-го, исполняя обязанности главного режиссера, Дворжецкий везет труппу на гастроли в Тюмень. В Омске рождается сын – Владислав, в будущем также ставший известным актером. Вацлав Дворжецкий так вспоминал этот период жизни: «Все спектакли остались в памяти, каждая из ролей – это был кусочек жизни… А работать в Омском ТЮЗе было замечательно!.. Наверное, много ошибок было. Но и много творчества и настоящей радости».
Но в 1941 году последовал второй арест. В заключении Вацлав Дворжецкий пробыл до 1946 года. Освободившись, он становится актером Омского драматического театра. И вновь главные роли, вновь на актере Дворжецком держится репертуар: Дубровский, Вронский, Чацкий, Гаев, Яго, Меркуцио. За 10 лет 50 ролей, половина из которых – известные всем персонажи мировой и русской классики.
В 1956 году Вацлав Дворжецкий со второй женой уехал в Саратов, затем в Горький. Там родился сын Евгений, еще один будущий знаменитый артист. Уже став благодаря кино известным актером, Вацлав Дворжецкий недолгое время прослужил в московском «Современнике», но затем вновь вернулся на горьковскую сцену. Работа в провинциальном театре никак не сказалась на его карьере в кино. Он снялся в таких фильмах, как «Угрюм-река», «Открытая книга», «Красное и черное», «Отец Сергий», «Тегеран-43», «Успех», «Забытая мелодия для флейты» и многих других популярных картинах.
Омск Вацлав Дворжецкий никогда не забывал. По мере возможностей приезжал в город своей молодости, охотно общался с прессой и поклонниками. На всех афишах писали: «Народный артист В. Дворжецкий», хотя звание народного он получил за два года до смерти, уже в обход заслуженного, которого не имел вовсе. Невнимание со стороны официальных властей Вацлав Дворжецкий переживал легко, ведь в его жизни были гораздо более тяжелые испытания: два лагерных срока, ранняя смерть старшего сына. Не потерять себя позволяла и разносторонность творческой натуры. Не одной актерской профессией жил Вацлав Дворжецкий. Еще в Омске он стоял у истоков создания городского яхт-клуба, а в Горьком, когда ему было за 50 лет, увлекся подводным плаванием и трудился инструктором для начинающих пловцов. Вацлав Дворжецкий говорил: «Можно вызубрить роль, научиться смеяться и плакать, в совершенстве овладеть техникой игры, а твой герой будет мертвым. Жизнь в него может вдохнуть только духовно богатый человек. Истоки этого богатства я и ищу и нахожу в общении с природой. Она дает пищу душе, из ее материала я строю художественный образ». Этому жизненному и профессиональному принципу Вацлав Дворжецкий следовал всю свою жизнь.
Сергей НАУМОВ
При подготовке полосы использованы материалы публикаций Сергея ДЕНИСЕНКО
При поддержке передачи "Удивительное рядом. Омская версия" телеканала "Продвижение".