Давид Бурлюк и Антон Сорокин в колчаковском Омске
В Омском музее изобразительных искусств 7 декабря 2016 года состоялась презентация выставки «Давид Бурлюк. Прощальные гастроли футуриста», посвященной юбилею строительства Транссибирской магистрали и 120-летию со дня образования Западно-Сибирской железной дороги. Именно по этой дороге «основатель русского футуризма», художник и поэт Давид Бурлюк путешествовал в 1918-1920 годах по городам Сибири и Дальнего Востока. В ходе этих гастролей Бурлюк со своими единомышленниками устраивал литературные вечера и выставки, имевшие большой общественный резонанс, буквально взрывавшие сонное культурное царство сибирской провинции неожиданными формами и творческими экспериментами.
В марте 1919 года Давид Бурлюк жил в Омске. Организовывал художественные презентации, проводил дискуссионные вечера о современном искусстве, читал лекции в Политехническом институте на ул. Костельной (в советские годы – ул. Рабфаковская). Знаменитого гостя сразу же окружили местные литераторы. Среди них были как «омичи со стажем», так и попавшие в Прииртышье уже в ходе Гражданской войны: Георгий Вяткин, Всеволод Иванов, Владимир Ишерский, Георгий Маслов, Нина Подгоричани. Но наиболее яркой персоной был Антон Сорокин – «король сибирских писателей».
Фигура самого эксцентричного писателя Сибири овеяна множеством мифов и легенд, большинство из которых им же и были придуманы. По воспоминаниям самого Сорокина, в 6-м классе он был исключен из Омской мужской гимназии «за принос в класс мышей для пугания нервных учителей и за незнание молитвы «Отче наш». Повесть «Хохот желтого дьявола» принесла ему широкую известность. К 1918 году Сорокин стал главенствующей фигурой в литературной жизни Омска и провозгласил себя «королем сибирских писателей». Поэт Леонид Мартынов посвятил своему литературному наставнику строки: «Вы знаете, что в Омске жил король, / Король писателей – Антон Сорокин. / И пламенно играл он эту роль, / И были помыслы его высоки».
Значимым произведением Антона Сорокина является сборник новелл «Тридцать три скандала Колчаку», созданный в 1920-е годы. По признанию самого автора из 33 скандалов, 20 – были настоящими, 13– выдуманными. В этих скандалах, которые Сорокин устроил в городе в год правления Колчака, проявилась вся экстравагантность писателя. Вот он помогает Давиду Бурлюку справиться со всеми противниками («Давид Бурлюк боялся попов, докторов и полиции», – пишет Сорокин). Далее он разоблачает «отца футуризма» перед просвещенной публикой, заставляет Сергея Ауслендера написать рецензию на свою книгу под угрозой, что разошлет по издательствам свои рассказы, подписавшись «С. Ауслендер» и совершает множество других неординарных поступков.
В третьем скандале Антон Сорокин приводит текст из «удостоверения», выданного ему Давидом Бурлюком: «Я, Давид Бурлюк, отец российского футуризма, властью данной мне великими вождями Нового искусства, присоединяю Вас, Антон Сорокин, к Всероссийской Федерации Футуристов, приказываем отныне именоваться в титулах своих великим художником, а не только писателем и извещаем, что отныне ваше имя вписано и будет упоминаться в обращениях наших к народу в следующем порядке: Давид Бурлюк, Василий Каменский, Владимир Маяковский, Велимир Хлебников, Игорь Северянин и Антон Сорокин». был похоронен на Ваганьковском кладбище. Давид Бурлюк умер в 1967 году в возрасте 84 лет в США. Его прах развеян над Атлантическим океаном. В Омском музее изобразительных искусств им. Врубеля представлены карандашные портреты: мужской и женский. На них изображены Антон Сорокин и его жена Валентина Михайловна. Написаны портреты Давидом Бурлюком во время его пребывания в Омске.
Сергей НАУМОВ
При поддержке передачи "Удивительное рядом. Омская версия" телеканала "Продвижение".