Евгений ГРАФЕЕВ уже много лет живет во Франции.
Там у него семья, дом, работа. А еще он имеет возможность наблюдать за повседневной жизнью французов. «КВ предлагают читателям окончание «заметок с миграционным уклоном», где идет речь о выборах, политике и будущем Европы. Начало – в «КВ» № 47 от 07.12.2016.
Евгений ГРАФЕЕВ
Часть 3. «Политическая»
Вообще я давно пришел к выводу, что как в России, так и во Франции представление о том, как люди живут в других странах, не совсем верное. Очень часто мы начинаем судить о стране, ее жителях по высказываниям тех или иных политиков, журналистов, зачастую подсознательно обращая внимание на то, что укладывается и подходит под нарисованную в нашей голове картинку, шаблон. Судить о Франции, французах по президенту ОЛЛАНДУ все равно, что дегустировать продукт на вкус по этикетке. Хочу рассказать о нескольких встречах с обычными французами, многих из которых я знаю уже немало лет, и поэтому достаточно интересно наблюдать, как со временем меняются их взгляды.
Есть у меня хорошая знакомая. 80 лет, но божьим одуванчиком ее назвать никак язык не поворачивается. Еще лет пять назад она очень резко высказывалась о ПУТИНЕ, о России. Мне стало интересно, что же так ее напрягает в ПУТИНЕ и в России, может, что-то личное, какой-то опыт или что-то другое. Оказалось, что ее знакомый во время Второй мировой войны работал в Германии на немцев. Гражданская должность. Пришли русские и не стали фильтровать кто есть кто, и этот ее знакомый угодил в плен. Несколько лет был где-то в Сибири или на Урале. Совершенно понятно его негативное чувство. У немцев он получал зарплату, ходил на работу, а у русских работал в холоде и бесплатно. Вину за собой не признает, и вся эта история с пленом была для него кошмаром и воплощением вселенской несправедливости. Соответственно все это с годами еще более усугублялось. Рос уровень жизни, и пропасть становилась все больше и больше без поправок на время. Могу только себе представить, сколько людей впоследствии попало под его влияние.
Сейчас эта дама даже не хочет вспоминать свои высказывания про Россию и ПУТИНА. Когда я ей напомнил про этого бывшего пленного, она оборвала меня, заявив, что еще неизвестно, где и кем он у немцев работал. Куда растворилось ее неприятие России, мне стало понятным, когда заговорили об ОЛЛАНДЕ. Своя рубашка ближе к телу, и отказ в передаче России Мистралей сыграл злую шутку. Весь регион достаточно сильно зависит от «Шантье», то есть верфи, а потеря миллиарда в качестве неустойки способна поломать любые стереотипы. Лично для себя я сделал вывод, что такие люди, политики, как ОЛЛАНД, МЕРКЕЛЬ, ПОРОШЕНКО появляются в истории неслучайно. Зная, как медленно меняется сознание нации, такие люди даже нужны, они как бы выступают катализаторами общества, и перемены идут много быстрее.
Когда-то, много лет назад, я тренировал местную волейбольную команду девушек. Случались забавные разговоры, основанные на очень большом разночтении относительно мироустройства и перспектив развития общества. Из спортивного зала я тогда почти не выходил, тут же играли мои дети. Девушки интересовались, зачем мне гора мускулов, ведь это не главное. Довод о том, что это скорее всего пригодится не только в России, но и во Франции тоже, вызвал усмешки. Оно и понятно, только что отменили франки, появились евро, Европа объединилась, все были в эйфории. В 2004 году, после событий в Сан-Дени, когда были беспорядки и жгли машины, те из них, кто остался, не уехал учиться или работать в другой город, уже задавали осмысленные вопросы.
Тогда Францию буквально перетряхнуло. Всех интересовало будущее. Тогда же стал набирать популярность будущий президент Франции Николя САРКОЗИ, резко выступающий за ограничение миграции. Честно говоря, мои прогнозы были самые мрачные. Никто не хочет видеть будущее не так, как оно ему представляется. Это нормально. В общем, в очередной раз девушки мне, если и не верили, то сомневались точно. Серия терактов в Париже, Шарли Эбдо, Бетаклан, Ницца 14 июля, убийство пастора буквально повергли в шок всех жителей Франции. Насколько я знаю, привлекательность этой страны в глазах туристов тоже резко упала. Опять встречаю своих девушек. Это уже взрослые дамы, у многих семьи, дети. Опять ко мне вопросы: что будет? Все ведь ужасно. Честно говоря, мне пришлось отшучиваться их же доводами, которыми они пользовались 15 лет назад. «Все хорошо, пляж, солнце, песок, океан, друзья вокруг. Что еще нужно?» Прогнозы я не решился давать, а посоветовал не забывать про спорт. Кстати, не знаю, правда или нет, но во Франции опять поговаривают вводить военную обязанность. Это мне с видимой гордостью сказал один из моих знакомых. «Это хорошо, но только никогда не воюйте с русскими», – ответил я.
Регион наш в большей степени рабочий, если не считать курортных городков вдоль Бискайского залива. Оказаться русскому в маленьком ресторанчике где-нибудь на окраине не всегда приносило положительные эмоции. До драк не доходило, но можно было услышать крепкое словцо про Россию. Этакие неприятные шутки про медведей, отсталость и т. д. Вообще французы, сколько я помню, совсем не интересовались политикой. Я ничего не знаю, – самый типичный ответ на любой вопрос касающийся этой темы. В этом году меня тоже угораздило побывать в таких районах, где арабов пока нет. Мое крайнее удивление вызвало то, что теперь все очень живо интересовались Россией, говорили очень много хороших слов, и уже куда более жесткие выражения относились в основном к Олланду. Поэтому я ничуть не удивился, когда увидел рейтинги действующего президента Франции.
Часть 4. Выборы.
Этим летом началась президентская гонка и в США. Не хотелось бы себя сравнивать с «великим провидцем» ЖИРИНОВСКИМ, но французам я сказал, что будет ТРАМП. На ФБ и сейчас есть мой пост, где я выразил предположение о том, что произойдет эффект массы. Все настолько были уверены в победе КЛИНТОН, что многие могли не пойти на выборы, если и так все понятно, а вот сторонники ТРАМПА, наоборот, мобилизовались. Мне не очень нравятся аналитики, объясняющие теперь этот феномен тем, что американцы устали от вранья, многолетней оккупацией власти одной и той же элиты и т.д. Считаю, что бизнесмен победил политика, просто умнее вложив деньги. Это чисто американский, логичный вывод о том, что частный капитал эффективнее. Свои прогнозы я рассказал и французам. Хотелось бы посмотреть на их лица сейчас. Все это очень сильно повлияло и на нынешнюю ситуацию в политической жизни Франции. Праймериз правоцентристов выбросил из президентской гонки Николя САРКОЗИ. Не могу понять, что тут удивительного? Французы очень доверчивые люди, но когда их ожидания обманывают, заново завоевать доверие почти невозможно.
В финале выборов – Мари Ле ПЕН и Франсуа ФИЙОН. Не думаю, что национальный фронт победит. Лично я посоветовал бы партии Мари Ле ПЕН сменить бы название, оно слишком режет слух. Тут примечателен еще один разговор, состоявшийся в августе этого года. Основной довод тех, кто против Ле ПЕН, заключается в том, что она националистка, и, как я понял, очень сильно ассоциируется у французов с нацистами в Германии. У моей собеседницы есть родной брат, женившийся на негритянке. Со слов моей собеседницы, племянница получилась далеко не французской внешности.«Как я могу голосовать за Ле ПЕН?! Я не хочу, чтобы ее депортировали, а может, и убивали, это ведь нацисты», – возмущалась она. Просто объяснить, что это не так, не получилось. Спросил, что она знает про современных нацистов? Что она думает про Украину и тех, кто там у власти? О том, что там происходит на Донбассе, факельные шествия в Киеве, она не в курсе. Показал видео, благо его сейчас можно найти достаточно просто. Это нацисты – ее ответ. Мне осталось только спросить: «Тогда как получается, что те, кто вешает на Лен ПЕН бог знает что, сами поддерживают нацистов?»
В общем, нам предстоит стать свидетелями больших, тектонических сдвигов мирового масштаба. Не хотел писать, но все-таки выскажу свое мнение о происходящем в Европе, о том, кому это может быть выгодно. Начну с постулата. Большой внутренний долг США. Необходимы постоянные вливания в экономику. Чем хуже в Европе, чем большее количество капитала будет прибывать в США из других стран, и Брекзит – это еще один шаг в этом направлении. Помните, как отреагировали на разрыв контракта по Мистралям и выплаты неустойки? После выборов в США, прихода к власти ТРАМПА, карты спутались у всей политической элиты. Останется ли рост ВВП США с приходом ТРАМПА таким же большим, как во время правления ОБАМЫ? Европу могут заставить платить за свою безопасность, а она от этого давно отвыкла. Еще не факт, что приход ТРАМПА как-то поможет нам выстроить и свою экономику, избавиться от коррупции. В любом случае, как и у Европы, у нас должно прийти осознание того, что если сами не сделаем, то никакой ТРАМП не поможет. Вот США могут сделать рывок в своем социальном развитии, где они сильно отставали от развитых стран Европы и, конечно, Франции. Как трансформируется Европа после того, как и в ней сменятся правящие элиты, тоже большой вопрос. Пока что есть вещи, которые меня обескураживают. Помню, когда приехал во Францию, лозунг был такой: они к нам приехали, они должны разделять наши принципы и соблюдать наши правила светского государства. Сейчас постоянно слышу, что мы должны быть гостеприимными и уважать их традиции.
Фото к статье
Сейчас во Франции постоянно слышно, что в отношении мигрантов необходимо быть гостеприимными и уважать их традиции
Нередкая картинка во французском пейзаже