Старейшее каменное здание Омска должно было стать музеем, но так и не сменило своего военного назначения
Старейшим из сохранившихся в первозданном виде каменных домов Омска является здание бывшей гауптвахты второй Омской крепости, ныне занимаемое военным комиссариатом Омской области (ул. Партизанская, 14).
Это здание уникально как по форме, так и по содержанию. Омская гауптвахта – один из ярчайших представителей архитектуры позднего барокко в Сибири. Оно было заложено в 1781 году (строилось два года) в северной части крепостной площади возле Воскресенского собора. Это было двухэтажное, прямоугольное здание, с выступающими боковыми ризалитами и центральным портиком, опиравшимся на шесть колонн и завершавшимся на уровне карниза первого этажа. Первый этаж обильно декорировался пилястрами, барочными наличниками с сандриками. Над центром здания возвышалась деревянная четырехгранная башня с часами и колоколом, завершавшаяся бочкообразными куполом и шпилем (разобрана в 1930-е годы ныне – восстановлена).
Как неотъемлемая часть крепостных сооружений, гауптвахта играла важную роль в жизни Омской крепости. В нем размещалось комендантское правление и крепостной караул, отбывали дисциплинарные наказания военнослужащие. С 1789 по 1804 год на втором этаже размещалось первое учебное заведение города – гарнизонная школа. Позднее школа была преобразована в военно-сиротское отделение с классом топографов, и на его базе было открыто задуманное еще Иваном Шпрингером училище азиатских языков (азиатская школа).
Позднее здание гауптвахты использовалось для содержания в нем государственных преступников, наиболее известными из которых для омской истории являются сибирские областники Николай Ядринцев и Григорий Потанин.
«Дело об отделении Сибири от России и образовании республики подобно Соединенным Штатам» стало одним из самых громких процессов в России XIX века. Пока длилось следствие, областники содержались в тюремном замке, а когда в ноябре 1865 года оно завершилось, их перевели в крепость. Григорий Потанин так вспоминал о времени нахождения в здании гауптвахты: «Режим здесь был другой… Здесь нас не смешали с другими арестантами; мы составляли отдельную группу политических заключенных; это был маленький Шлиссельбург или небольшая Петропавловская крепость… Камеры запирались только в начале нашего сидения в крепости… Заключенные выходили даже на платформу и тут разгуливали… Случалось, что мои товарищи украдкой уходили в город, заходили в гости или в пивную. Все это делалось осторожно, так, чтобы не влетело караульному офицеру… Была какая-то иллюминация по случаю события в царской семье. Весь город высыпал на улицу. Мои товарищи понаделали на своих кроватях бугры, которые должны были изображать спящих людей, а сами поголовно вышли смотреть иллюминацию».
Находясь на гауптвахте, областники имели возможность заниматься научной деятельностью, встречаться с друзьями. Генерал-губернатор Александр Хрущов разрешил Потанину и его товарищам работать с материалами архивов Главного Управления Западной Сибири. Потанин, Ядринцев и Серафим Шашков написали и опубликовали ряд статей по истории Сибири.
В годы Гражданской войны архивной комиссией ЗСОРГО был поставлен вопрос о предоставлении здания крепостной гауптвахты под музей для размещения в нем предметов старины и архивов. Но и «белая» власть, как и сменившая ее вскоре «красная», не сочли рациональным использовать старейшее каменное строение города для нужд науки, и использовали его функциональный потенциал в нуждах государственных. В советские годы в здании бывшей Гауптвахты Омской крепости расположился Областной военкомат. Располагается он там и поныне.
Сергей НАУМОВ
При подготовке полосы использованы материалы публикаций Петра Вибе, Николая Вехова, Александра Лосунова
При поддержке передачи "Удивительное рядом. Омская версия" телеканала "Продвижение".