Региональный поставщик природного газа – ЗАО «Газпром межрегионгаз Омск» бьет тревогу: задолженность потребителей в Омской области приближается к миллиарду рублей. О проблемах, которые нужно решать уже сейчас, корреспонденту «КВ» Анастасии ИЛЬЧЕНКО рассказал генеральный директор компании Виктор ВАРЖИН.
– Виктор Николаевич, насколько сегодня серьезна ситуация по неплатежам за газ?
– В октябре прошлого года просроченная дебиторская задолженность (за два и более месяца) составляла 407 млн рублей, а к июню этого года она увеличилась более чем в два раза – до 902 млн рублей. За весь период работы компании такого не было. Наиболее проблемной категорией плательщиков остаются теплоснабжающие организации (ТСО) региона. Уставные капиталы этих компаний минимальны, и в случае неплатежей и банкротства ничего не можем с них взять. С ТСО-должниками выход один – прекращать поставки газа. Зачем нам бесконечные долги? Альтернатива существует, на рынке есть другие игроки – пусть покупают газ у них.
– Кто ваши главные должники из ТСО?
– Наиболее проблемные долги, по данным на первое июня, у МП города Омска «Тепловая компания» – 94,1 млн рублей, МУП «ТЭК» Омского района – 30,6 млн рублей, ООО «Тепловик» Таврического района – 26,2 млн рублей, ООО «Теплосервис» (Русско-Полянский район) – 23,1 млн рублей, ООО «ТКОр» Омского района – 55,9 млн рублей, МУП «Нововаршавская тепловая компания» – 7,1 млн рублей, МУП «Коммунальник» Нововаршавского района – 2,3 млн рублей. Некоторые из этих предприятий обанкротились, а их долги относятся к категории «сомнительные к возврату».
– С чем связано такое увеличение задолженности – с кризисной ситуацией?
– Скорее свою роль сыграли такие отрицательные моменты, как наличие посреднических фирм, нецелевое использование средств, а также безответственность руководства организаций. Ведь это реальный потребительский терроризм. Главы районов разводят руками, говоря, что не могут влиять, но в договоре концессии у них зачем-то сразу предусмотрен договор субконцессии. Получается, что они изначально знают, какова будет система сбора денег и расчетов. Мы говорим об этом на всех уровнях, но нас не слышат. А старая песня ТСО, что с ними не рассчитывается население, не более чем отговорка. Согласно отчетам, собираемость платежей населения составляет не менее 93 %.
Кстати, некоторые ТСО, тот же «ТКОр» не только должен за газ, но и нарушает федеральный закон. Дело в том, что у них отсутствует лицензия на эксплуатацию взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности. Нет ее и у «Тепловой компании» Кормиловского района. И это не формализм, речь идет о реальной угрозе жизни и здоровью людей. А в случае аварийной ситуации спросят с нас, потому что по закону поставщик обязан поставлять газ в надежное газоиспользующее оборудование. Кто даст гарантию надежности? Нет ответа. На наши замечания об отсутствии у ТСО лицензии руководство района отвечает: «Ваши требования незаконны». И такая проблема не только в нашей области. Газпром бьет тревогу: раз ты зашел на рынок, будь добр – лицензируйся.
– Вы упомянули проблему посредничества в ТСО. В чем она состоит?
– Теплоснабжающие организации создают две–три посреднические структуры, которые занимаются, например, сбором денег, покупкой материалов, за счет их из организации осуществляется вывод денег. Проверки прокуратуры выявили такие нарушения в Омском и Русско-Полянском районах.
– С июня в восьми районах приостановлена поставка газа ряду ТСО. Это активизировало возврат долгов?
– В конце прошлого года из-за задолженности с рядом ТСО были заключены договоры всего на полгода, чтобы в компаниях смогли принять решения по расчету с поставщиком. Уже скоро июль, а из всех должников только Таврический район подписал с нами реальный график погашения задолженности. В Омском районе сложнейшая ситуация: по ООО «ТКОр» вместо графиков погашения долга получили отписку – «по информации организации и администрации муниципального района спрогнозировать сроки погашения задолженности не представляется возможным». Откуда при таком отношении к делу нам брать деньги, чтобы погасить почти миллиардную задолженность за поставки газа в регион?
– Помогают ли органы власти решить эту проблему?
– При министерстве строительства и ЖКК создали комиссию. На нее чиновники приглашают нас и должников и ждут, когда мы между собой разберемся. Между тем проблему надо решать совместно. Для погашения долгов ТСО можно было бы задействовать средства регионального бюджета, как это было раньше и как решают этот вопрос в других регионах. В частности, есть практика РЭК учета долгов прошлых лет при тарифообразовании и обязательный контроль платежей отраслевым министерством; это было озвучено на недавнем совещании в Москве по вопросам укрепления платежной дисциплины, в котором помимо директоров газовых компаний принимали участие руководители субъектов РФ, курирующих деятельность ТЭК.
Чтобы изменить ситуацию, нужны реальные действия, а не суета без обязательств, как это бывает каждый год накануне отопительного сезона. Простые времена прошли.