Алексей ТРИППЕЛЬ, как и его отец – бывший гендиректор ОАО «Омскшина», а также некогда депутат Заксобрания и экс-министр экономики Омской области Александр ТРИППЕЛЬ – связал жизнь с шинной промышленностью, но не с самим производством, а с розничной реализацией грузовых и легковых шин. Вот уже 13 лет он возглавляет сеть шинных центров «Русшина». О том, как чувствует себя этот рынок в кризис, Алексей Александрович рассказал обозревателю «КВ» Ирине СКРИПКИНОЙ.
– Компанию "Русшина" сегодня можно назвать семейным бизнесом?
– Поскольку у компании, кроме нас, есть и другие учредители, назвать чисто семейной ее нельзя. Компания была приобретена с целью развития в Омске розничной сети. Мы продолжили покупку и строительство новых шинных центров. Сегодня их шесть.
В процессе развития менялся рынок и требования к розничной продаже шин тоже изменились. Стало недостаточно иметь в наличии ассортимент легковых и грузовых шин. Появилась потребность в профессиональных консультантах, которые помогают в выборе оптимальной модели шин в зависимости от автомобиля, сезонности, характера вождения и условий эксплуатации. Потребовался комплекс услуг с соответствующими гарантиями. Шиномонтаж, балансировка, проверка состояния ходовой, развала-схождения, мойки и хранения шин. При покупке шин потребителю сегодня необходимо предоставить весь этот сервис в одном месте и взять на себя гарантийные обязательства. Так у нас постепенно сформировалась команда профессионалов, которая решает сегодня все эти задачи.
– Вы продаете только импортные шины?
– Изначально компания продавала в основном российские шины. С 2005 года доля импортных шин стала расти и к 2014 году составила более 70%. В 2015 году тенденция изменилась в обратную сторону – выросла доля российских шин. Разница в цене между российской и импортной шиной увеличилась.
– Дело в курсе валют или в подешевевшем сырье, то есть нефти?
– В первую очередь подешевевший рубль изменил на рынке условия конкуренции с импортными шинами, и это позволило отечественным предприятиям увеличить объемы производства.
– Можно этот процесс назвать пресловутым импортозамещением?
– Для производителей шин, безусловно, да. Это позволяет им увеличить объем выпуска шин, улучшить свою экономику, развиться.
– Вы ведь занимаетесь не только легковыми, но и грузовыми шинами? С грузовыми та же тенденция?
– Да, у нас два грузовых шинных центра – в Нефтяниках и в Старом Кировске. Как и в легковых, там тоже предлагается спектр дополнительных услуг: шиномонтаж, балансировка, профессиональный ремонт поврежденных шин, нарезка протектора, и на все дается гарантия.
Что касается изменений в связи с подорожанием валют, то здесь они даже более ярко выражены, потому как разница в цене более значительная.
– А качество российских шин перевозчиков устраивает?
– Владельцы грузовых автомобилей более тщательно подходят к выбору шин, они более профессиональны. И если мы видим увеличение доли продаж российских грузовых шин, значит, соотношение качество-цена выдержаны.
– В целом люди стали реже менять резину?
– Да, объем продаж в России снизился. На это повлияло как снижение продаж новых автомобилей, так и желание эксплуатировать шину до более полного износа.
– Вы ведь являетесь официальным дилером Michelin.
– Да, мы реализуем продукцию всех шинных компаний, представленных на российском рынке, как импортных, так и отечественных. Официальными же дилерами мы являемся у компаний Hankook, Michelin, «Нижняя Кама», «Кордиант» и Волжский шинный завод.
– По Michelin падение продаж тоже серьезное?
– Да, ведь это импортные шины, по которым произошло основное падение продаж.
– Можете оценить, насколько нынешний кризис похож на кризис 2008 года?
– Да, похож, только изменения в 2015 году более ярко выражены, так как обвал рубля в разы больше, чем в 2008 году. Несмотря на это, иностранные производители, чтобы сохранить свою долю на рынке, изменили цену всего на 15-20%.
– Конкуренция в вашей сфере высокая? Я имею в виду омский рынок, конечно.
– С развитием интернет-продаж конкуренция, безусловно, выросла. Думаю, это касается не только нашего бизнеса, но и других направлений. Шины – это не продукты питания, за которыми ты ходишь в магазин каждый день. Люди заходят в Интернет, ищут, выбирают и готовы подождать две недели, пока приедет та или иная шина. Конкуренция из-за этого очень высокая, а наценка намного ниже, чем была еще три-четыре года назад. На сегодняшний день на нашем рынке наценки – минимальные. Помимо нас, в Омске продают шины и другие местные сети, и частные предприниматели. Те, кто работает в обычном формате, стараются сейчас переориентироваться и начать зарабатывать на услугах, на дополнительном сервисе.
– Омский рынок не становится свободнее?
– Розничный рынок шин и услуг достаточно конкурентный. Кто-то не выдерживает, уходит, но появляются новые игроки.
– Вы сейчас сокращаете затраты, штат сотрудников?
– Мы не считаем, что правильно заниматься снижением затрат и сокращением штата только в кризис. Это нужно делать ежедневно. Мало того, в период кризиса надо находить резервы и развиваться. В этом году мы планируем модернизацию шинного центра на проспекте Мира и подбираем место для открытия еще одного центра.
– Банковские средства вы привлекаете?
– Да, конечно. Банковские средства сейчас слишком дорогие, поэтому мы оптимизируем складские запасы и ассортимент. Тем не менее мы по-прежнему вынуждены использовать привлеченные деньги.
– Наверняка ведь на ваш выбор сферы деятельности повлияло, что ваш отец Александр Фридрихович многие годы посвятил шинной промышленности.
– Наверное, это так, потому что именно по этой отрасли я получил максимум знаний и информации, а также прогнозов относительно того, как будет развиваться этот рынок.
– «Русшина» – единственный ваш бизнес?
– Помимо этого, в собственности ряд помещений, которые мы совместно с партнерами сдаем в аренду.
– Это офисы?
– Офисные и торговые помещения.
– С арендой сейчас, наверное, тоже не все гладко.
– Конечно, как и всегда в кризис. Люди меньше покупают, и предприниматели освобождают торговые площади. Мы идем на уступки, снижаем арендную плату. Эти процессы протекают по-разному. В более проходимых местах это менее заметно.
– Цена на недвижимость, по идее, должна сейчас падать. Вы как-то используете это?
– По возможности приобретаем новые объекты. Последнее, что выкупили, – это здание шинного центра по ул. 10 лет Октября.
– Есть желание освоить новые направления?
– В перспективе скорее всего да, но пока задача – повышать эффективность действующих направлений.
– Расскажите немного о себе. О семье, увлечениях.
– Сразу после университета я женился. Сейчас у меня две дочери: старшая учится в десятом, младшая – в четвертом. Иногда с семьей ходим на матчи «Авангарда», катаемся на лыжах, играем в футбол. Ходим в театр.