Россельхозбанк намерен выбить из должника свои деньги даже ценой потери агропредприятия, которое обеспечивает работой 200 человек
Хозяйство «Оглухинское», которое подвел к банкротству экс-директор Виталий ЖУКОВСКИЙ, было когда-то одним из самых успешных агропредприятий Крутинского района. Его и сегодня еще можно спасти, сохранив молочное стадо и имущественный комплекс, тем более что такое желание есть и у работников, и у частного инвестора, и у местной муниципальной власти, но особую позицию занял региональный филиал АО «Россельхозбанк», руководитель которого считает, что лучше распродать дойное стадо по частям, чем сохранить имущественный комплекс и молочное производство в районе.
Напомним, решение о ликвидации ЗАО «Оглухинское» было принято на общем собрании акционеров в начале 2014 года. Ликвидатором назначили главного агронома хозяйства Игоря ТЕРЛЕЕВА. Он и направил заявление в арбитражный суд о признании должника банкротом. Правда, несколько акционеров не согласились с решением общего собрания, стали его оспаривать, в результате рассмотрение заявления о признании банкротом ЗАО «Оглухинское» арбитражный суд приостановил. Параллельно шел процесс регистрации ООО «Оглухинское», которое должно было обслуживать имущественный комплекс должника и управлять стадом КРС в 1800 голов.
Новое юрлицо возглавил тот же Игорь ТЕРЛЕЕВ. 1 апреля 2014 года в ООО «Оглухинское» были приняты все работники ЗАО «Оглухинское». По договору о совместной деятельности все имущество ЗАО «Оглухинское» – недвижимость, поголовье, приплод, сельхозтехника, урожай – оставалось в собственности должника, поскольку было заложено в банках под выданные кредиты. Новое предприятие лишь получало молоко, реализовывало его, а из вырученных средств платило заработную плату и налоги. Планировалось, что новое общество выкупит в итоге имущество должника, когда в ЗАО «Оглухинское» завершится процедура банкротства (в законодательстве о банкротстве есть норма: сельхозпредприятие, работающее на той же земле, обладает правом преимущественного выкупа имущества должника по начальной цене).
В декабре 2015 года все споры между акционерами завершились и ликвидатор обратился в арбитражныи? суд с заявлением о возобновлении производства по делу о банкротстве ЗАО «Оглухинское». Решением арбитражного суда от 26 февраля 2016 года предприятие было признано банкротом, в отношении него открыто конкурсное производство сроком на четыре месяца. Конкурсным управляющим утверждена Аглая ЛЯСМАН. Судя по информации, размещенной на официальном сайте Арбитражного суда Омской области, крупнейшими кредиторами ЗАО «Оглухинское» были на тот момент ФНС России, Россельхозбанк в лице регионального филиала и Сбербанк России.
Определением арбитражного суда в реестр включено основное требование Россельхозбанка в размере 25,74 млн рублей (обеспеченное залогом).
Еще 12,32 млн рублей, которые включены в реестр, – это невыплаченные ЗАО «Оглухинское» проценты по кредиту и неустойка. В общей сложности – 38 млн рублей. Сбербанку хозяйство было должно 19,19 млн рублей, включая проценты по кредиту, но этот кредитор еще осенью 2015 года пошел навстречу ООО «Оглухинское» и уступил право требования долга предпринимателю Алексею СЕМЕНИХИНУ. А тот в свою очередь уступил право требования ООО «Оглухинское», и теперь имущество, которое оставалось в залоге у Сбербанка России, может вполне легитимно перейти к юридическому лицу, которое образовалось на обломках хозяйства.
Также из судебных определений можно узнать, что ЗАО «Оглухинское» задолжало ООО «Оглухинское» порядка 13 млн рублей по договорам займа (текущие долги). Эти деньги, как выяснилось в суде, должник потратил на содержание имущества и на оплату природного газа. Впрочем если судить по отчету аудиторской компании «Финансовая налоговая безопасность», которая проверяла хозяйственную деятельность ООО «Оглухинское» в 2014 и 2015 годах, участники распределяли получаемую сельхозпродукцию справедливо. ООО «Оглухинское» получило с апреля 2014 года по декабрь 2015 года продукции на 104 млн рублей (в ценах возможной реализации), а ЗАО «Оглухинское» за это же время – на 80 млн рублей.
За минусом расходов, как подсчитали аудиторы, оба участника договора о совместной деятельности получили за неполные два года активов примерно поровну – 47 и 46 млн рублей. Причем за время от подачи заявления в суд до начала конкурсного производства имущество ЗАО «Оглухинское» не только не уменьшилось в объеме, а даже увеличилось. Коровы давали и молоко, и приплод, и если в апреле 2014 года в стаде было 1986 голов (дойное стадо – 800 голов), то к концу 2015 года в собственности ЗАО «Оглухинское» было уже 2090 голов.
Тем не менее позиция Россельхозбанка, насколько можно судить по материалам банкротного дела, остается активно негативной. По подсчетам оценщиков банка, имущественный комплекс ЗАО «Оглухинское» стоит не менее 82 млн рублей. Именно эта сумма, надо полагать, позволит банку обеспечить полный возврат долгов. Инвестор и сегодняшний учредитель ООО «Оглухинское» предприниматель Владимир ШЕЛЕНБЕРГ считает, что банковские оценщики перестарались и цену завысили. Конкурсный управляющий ЗАО «Оглухинское» тоже считает, что таких денег за имущество банкрота никто не даст, и представила суду более скромную оценку – на 58 млн рублей, выполненную летом 2016 года. А рыночная цена имущественного комплекса ЗАО «Оглухинское», если учесть сегодняшнюю экономическую ситуацию в стране, – она явно еще меньше.
В настоящий момент конкурсный готовится выставлять имущество должника на торги, и с этой целью 3 октября 2016 года она обратилась в Арбитражныи? суд Омскои? области с заявлением об утверждении Положения о порядке и условиях продажи имущества ЗАО «Оглухинское». Окончательное решение на данный момент судом не принято. Со своей стороны, Владимир ШЕЛЕНБЕРГ тоже не сидит без дела. По информации «КВ», он направил Россельхозбанку предложение о выкупе долга. Реакция банка неизвестна, как и сумма, предложенная новым собственником ООО «Оглухинское» за заложенное в банке имущество.
Собственника, руководство и работников ООО «Оглухинское» понять можно. Они сегодня оказались в патовой ситуации. На поддержание имущества и на содержание поголовья нужны деньги. Тратить деньги без уверенности в том, что это имущество не распродадут в процессе по кускам, – опасно. Сможет ли ООО «Оглухинское» выкупить имущество полностью – большой вопрос. Поддержка муниципальных властей у нового инвестора есть, но банк занял жесткую позицию, регулярно оспаривает действия конкурсного управляющего и пытается, судя по всему, поставить своего конкурсного.