Все рубрики
В Омске пятница, 13 Декабря
В Омске:
Пробки: 4 балла
Курсы ЦБ: $ 103,9500    € 110,4804

Омская «шарашка»

5 октября 2016 20:53
0
7474

Конструкторское бюро Андрея Туполева в военном городе

Андрею Туполеву в Омске жилось все же легче, чем Сергею Королеву. Репрессированный осенью 1937 года, в июле 1941 года он был освобожден от дальнейшего отбывания наказания со снятием судимости. В наш город Туполев прибыл не под конвоем, а вместе со своей семьей: женой, сыном, дочерью, зятем. К тому моменту эвакуированные авиационные заводы № 81 и № 156 были объединены в один завод № 166, директором которого был назначен известный летчик, первый Герой Советского Союза Анатолий Ляпидевский. Знакомы Ляпидевский и Туполев были с 1934 года, когда Ляпидевский на самолете вывез из лагеря челюскинцев — женщин и детей. В Омске познакомились и подружились их семьи. Судя по тому, что семья Андрея Туполева получила служебную квартиру только через несколько недель после приезда в Омск, первое время Туполевы жили у Ляпидевских. А затем Андрей Николаевич получил жилье в доме – знаменитом омском образце стиля «конструктивизм» по адресу: проспект Маркса, 33 на пересечении с улицей Маяковского. Проживали Туполевы в квартире № 1 с 1941-го по 1943 годы.

Завод № 166 в Омске разместился на территории автосборочного завода грузовиков (ГАЗ-АА) Горьковского автомобильного завода им. Молотова. ЦКБ № 29 расположилось в здании Управления речного пароходства в начале проспекта Маркса. Главной задачей вольнонаемных и заключенных работников конструкторского бюро, возглавляемого Андреем Туполевым, стало создание в кратчайшие сроки высокоскоростного бомбардировщика.

В условиях еще плохо налаженного производства Туполеву приходилось часто принимать нестандартные решения. Так, однажды конструктор увидел подъемные краны в речном порту и направился к руководству порта: «Навигация заканчивается, зимой краны вам не нужны, передайте их временно нам на стройку». Получив отрицательный ответ, Туполев отправляется на паравозоремонтный завод уговаривать железнодорожников, и через несколько часов два паровозных котла на тракторах были привезены к строящимся корпусам цехов.

Удивительно, но при колоссальной занятости и секретности работы Андрея Туполева помнят в Омске по различным внеслужебным делам. Остается лишь гадать, как ему удавалось нигде не опаздывать и все успевать. Многие сотрудники Туполева вспоминали его как человека исключительно разностороннего и общительного. Андрей Туполев помимо основной работы был участником множества мероприятий, весьма далеких от авиастроения. Участвовал в открытии нового пионерского лагеря, посещал премьеры театра им. Е. Вахтангова, труппа которого была также эвакуирована в наш город, был гостем на литературных вечерах в библиотеках Омска. Приходилось ему решать и мелкие бытовые проблемы. Коллеги вспоминали: «Шли с работы и увидели его «эмку». За рулем «сам», рядом – сын. За автомобилем на прицепленных салазках везли дрова – получили по ордеру в гортопе».

В конце лета 1943 года было принято решение о возобновлении (после перерыва, длившегося с конца 1942 года) серийного производства Ту-2 в Москве на заводе № 23. Работники конструкторского бюро вместе с семьями переводились в столицу.

В Омске в год 300-летия города не забыли об Андрее Туполеве. 14 сентября 2016 года на фасаде дома по адресу: проспект Маркса, 33 была открыта мемориальная доска. Под барельефом выдающегося авиаконструктора выбит текст: «В этом доме с 1941 по 1942 год жил генеральный конструктор самолетов трижды Герой Социалистического Труда академик Андрей Николаевич Туполев».

Сергей НАУМОВ

При подготовке полосы использованы материалы публикаций Владимира ИГОЛКИНА, Александра ЛОСУНОВА

При поддержке передачи "Удивительное рядом. Омская версия" телеканала "Продвижение"

Комментарии
Комментариев нет.

Ваш комментарий


Наверх
Наверх
Сообщение об ошибке
Вы можете сообщить администрации газеты «Коммерческие вести»
об ошибках и неточностях на сайте.