Все рубрики
В Омске четверг, 12 Декабря
В Омске:
Пробки: 4 балла
Курсы ЦБ: $ 103,2707    € 108,5588

Елизавета КРИВОЩЕКОВА: «Коммуникативные навыки»

12 октября 2016 11:19
1
2794

Школа: работодатель или работообязатель? 

Корреспондентка ГТРК «Иртыш» Нелли СКАБЕЛКИНА рассказывает о том, что новый министр образования России намерена вернуть в школы дежурства детей по уборке классов. Попутно Нелли отправляется в один из омских лицеев, где дежурных по школе выдают бирюзовые косынки и суровый взгляд, а семиклассник Вася Бацков дежурит на входе в родное учебное заведение. Лицеист Вася полон собственной значимости. Девочки в косынках и фартуках помогают расставлять в столовой стаканы и тарелки, а после прибирают столы.

Завстоловой говорит, что они помощникам только рады, а замдиректора лицея уточняет, что дети не моют пол или окна, не убирают территорию, а дежурство заключается только в том, что дети следят за порядком, чтобы никто бумажек на пол не бросал.

Тем не менее в связи с министерской инициативой неизбежно возникает вопрос, который и задает Нелли: «Если школьники начнут мыть коридоры и парты, то зачем тогда уборщицы? И не станут ли школьники бесплатной рабочей силой?».

Директор департамента образования Екатерина СПЕХОВА поясняет в микрофон, что совместный труд приучает детей «к различным навыкам, которым по учебнику не научишься, Как бы ни пытались в теории или в методике что-то им рассказать, если ребенок не попробует это, то этому очень сложно научиться. Это коммуникативные навыки, и навыки приобщения к труду, и навыки работы в команде, потому что в любом случае каждому из нас это пригодится в жизни».

Оно, может быть, и так, но в чем загвоздка? Из комментария не ясно, насколько может быть доброволен такой труд.

Интернет знает все. По крайней мере, если полистать книгу «Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)», изданную в Екатеринбурге в 2000 году, то общественно полезный труд определен как любой полезный и созидательный труд, доступный без профподготовки и совершаемый без оплаты, то есть на общественных началах. Участвуя в таком труде, «учащиеся проходят школу бескорыстия, внимания к окружающим, ответственности за порученное дело, коллективизма».

Но посмотрим, как трактует понятие волонтерства любой словарь, к примеру, «Краткий словарь гражданского общества»? Первое и главное отличие — это добровольность, а уж потом это выполнение работы во имя общих целей без получения денежного вознаграждения.

Так что, может быть, надо поставить вопрос так: если мытье полов в классе является делом добровольным, то не считаю нужным — не буду, хочу — буду заниматься этим осознанно, без принуждения. Если же мытье школьных полов является обязательным, то только за плату. В противном случае школа неизбежно превратится в учреждение, где беззастенчиво пользуются детским трудом и им же, детям, втирают очки.

Комментарии
татьяна 12 октября 2016 в 20:17:
А чтобы детей не заставляли работать с родителей соберут деньги без налогов и штатная уборщица получит доплату и все будут довольны. Уже проходили. А отнимать время у детей — когда ребенок должен находится на уроке, а не «прогуливать» его в столовой это каким законом предусмотрено или этому ребенку индивидуальный урок проведут..
Показать все комментарии (1)

Ваш комментарий


Наверх
Наверх
Сообщение об ошибке
Вы можете сообщить администрации газеты «Коммерческие вести»
об ошибках и неточностях на сайте.