Фискалы утверждают, что система налогообложения для них останется прежней
В следующем году 16400 омских налогоплательщиков начнут выдавать не только бумажные, но и электронные чеки при кассовых операциях. Новшество предусмотрено изменениями в федеральном законодательстве, к которым налоговая инспекция в нашем регионе готовит бизнесменов уже сегодня. Обо всем по порядку корреспонденту «КВ» Наталье ВИРКУНЕН рассказала начальник контрольного отдела Управления Федеральной налоговой службы по Омской области Татьяна СКИПИНА.
— Татьяна Сергеевна, чем отличается новый закон?
— 15 июля 2016 года вступил в силу Федеральный закон от 03.07.2016 № 290-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов или расчетов с использованием платежных карт». С принятием нового закона в принципе появилось понятие «законодательство о применении контрольно-кассовой техники». Ранее регулированием сферы ККТ занималась Государственная межведомственная экспертная комиссия по контрольно-кассовым машинам. Фактически на ее актах и решениях, принятых с 1994-го по 2004 годы, строилась техническая «начинка» действовавшего порядка. При этом орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики по нормативно-правовому регулированию в сфере применения ККТ так и не был определен. Новый закон возлагает эту функцию на налоговую службу.
— И каковы основные положения данного закона?
— При кассовых расчетах информация об операциях через операторов фискальных данных будет поступать в ФНС России. То есть каждый расчет будет зафиксирован в так называемом облаке. По просьбе покупателя чек может быть направлен в электронном виде ему на почту. Каждому чеку присваивается уникальный QR-код. Кроме того, у потребителя есть возможность хранить все чеки в электронной форме, что может пригодиться для получения налоговых вычетов.
Новый порядок коснется деятельности всех налогоплательщиков, использующих ККТ. Кроме того, обязательное применение кассовых аппаратов коснется впоследствии (с 01.07.2018года) налогоплательщиков сферы услуг, а также плательщиков единого налога на вмененный доход и патента, то есть малый бизнес, который не был обязан применять ККТ.
— Можете озвучить, сколько таких налогоплательщиков в регионе и какое время уйдет на переход к новой системе?
— Переходные положения Федерального закона предусматривают плавный и поэтапный переход к новому порядку, в частности, со дня вступления ФЗ предусмотрена возможность добровольного перехода на новый порядок применения ККТ. С 1 февраля 2017 года регистрация ККТ будет осуществляться только по-новому, а 1 июля 2017 года старый порядок вообще прекратит свое действие. К этому времени в Омской области должно быть заменено около 27 000 старых кассовых аппаратов. А к 1 июля 2018 года установить требуемую законом технику должны будут еще порядка 20 000 омских налогоплательщиков. Кроме того, организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие торговлю с использованием торговых автоматов, могут не применять в составе автоматов новую технику также до 1 июля 2018 года. Ну а мы со своей стороны сделаем все возможное, чтобы переходный этап был максимально безболезненным. Уже сейчас Управлением подготовлен План перехода на новый порядок применения ККТ, который в том числе включает в себя и информационную составляющую. На заседании последнего Общественного совета при УФНС с руководителями предпринимательских организаций достигнуты договоренности о проведении тематических семинаров на их площадках. Для нас очень важно, чтобы предприниматели владели информацией и заблаговременно готовились к изменениям.
— То есть выдавать чеки и передавать данные «в облако» должны будут владельцы маршрутных такси, автоматов с кофе, у которых может быть не один аппарат, а целая сеть?
— Да, каждая торговая точка или место, где оказываются услуги или продается товар, должны быть оборудованы ККТ в соответствии с новым законодательством. Не будут применяться кассовые аппараты при продаже газет и журналов, ценных бумаг, проездных документов, обеспечении питанием учебных заведений, на рынках, ярмарках и в выставочных комплексах, при разносной торговле, ремонте обуви, уходе за детьми, больными и престарелыми и другие.
— А сколько стоит новый аппарат ККТ и каков порядок его установки для предпринимателя? Встает также вопрос о техническом обслуживании…
— Стоимость аппарата составляет примерно от 10 000 рублей, модернизация старой кассы – тоже около того. В кассовых аппаратах нового поколения будет применяться фискальный накопитель (аналог ЭКЛЗ), срок его замены 1 раз в 3 года для плательщиков ЕНВД и патента, а также сферы услуг, для всех остальных 1 раз в год. Предельные сроки применения ККТ не ограничены (ранее срок службы ККТ не более 7 лет).
Последовательность шагов по переходу на новую систему примерно следующая. Сначала предприниматель должен понять, предусмотрено ли для его вида деятельности применение ККТ. Если да, то когда эта обязанность наступит.
Далее владельцы старых кассовых аппаратов могут на сайте ФНС России, сайте производителя ККТ или в центре технического обслуживания уточнить, подлежит ли техника модернизации. Затем – снять с регистрации ККТ по действующему порядку. Обратиться за покупкой новой техники или модернизацией старой в центр технического обслуживания. Зарегистрировать через личный кабинет на сайте ФНС России или в любом налоговом органе данный аппарат. Для регистрации потребуется включенный в реестр кассовый аппарат с фискальным накопителем и договор с оператором фискальных данных, на сегодняшний день это АО «Энергетические системы и коммуникации», ООО «Такском», ООО «Эватор ОФД», ООО «Ярус», этот список не является закрытым и постепенно будет дополняться. Теперь договор с ЦТО не требуется для регистрации ККТ.
— Выгоды потребителя ясны. Но как эти новшества повлияют на владельцев бизнеса?
— Сразу сниму напряжение – система налогообложения для этих налогоплательщиков останется прежней, даже если мы увидим какие-то серьезные финансовые поступления. Не секрет, что государство давно стремится к прозрачности в торговле, сфере обслуживания, там, где есть наличный расчет. В качестве эксперимента в 2014-15 гг. на территории Москвы, Республики Татарстан, Московской и Калужской областей была внедрена такая система, и в процессе своего появления на свет тщательно и всесторонне прорабатывалась с участием широкого круга специалистов, экспертов, ведомств, предпринимателей. В условиях новой технологии подключено 3,5 тысячи единиц кассовой техники пробили 50 млн. чеков на сумму 40 млрд. рублей. В первую очередь новый закон призван выявить правонарушения по неиспользованию кассовой техники там, где ее применение обязательно. Потребитель может проверить совершенную им покупку или оказанную ему услугу через Интернет – дату и время, сумму, указанное юрлицо. Онлайн-магазины перестанут нести дополнительные расходы по распечатке и доставке чеков покупателю. Также новый закон значительно снизит количество проверок, сократит расходы на ежегодное обслуживание кассовых аппаратов.
— А не приведет ли это к обратному эффекту? Не станут ли у нас все предприниматели торговать исключительно на «ярмарках», где применение ККТ не обязательно? Или, например, начнут отбивать чеки по вечерам на единственном аппарате, когда у предпринимателя сеть точек по городу?
— Нет, так как налогоплательщики получают инструмент, с помощью которого смогут в режиме реального времени следить за своими оборотами, показателями и лучше контролировать свой бизнес.
— Как вы будете отслеживать правонарушения? Какие штрафы предусмотрены?
— Штрафы могут быть разными – за разные правонарушения. Основной из них – неприменение ККТ в установленном порядке. Для ИП сумма штрафа составит от 1/4 до 1/2 от суммы покупки, но не менее 10 000 рублей. Для организаций – от 3/4 до 1 от суммы покупки, но не менее 30 000 рублей.