Скромный отдых в Болгарии
Первое, чем поражает Болгария, – это своей умеренностью. Умеренностью во всем – в климате и температуре моря, ценах, наборе развлечений и угощений. Если вы собрались отдыхать в этой стране, не ждите ярких эмоций или экстремального отдыха. Даже пара километров набережной, утыканной магазинами и ресторанами, играет всеми звуками и красками здесь только в выходные. Тихие, спокойные дни на побережье здесь привыкли проводить приезжие пенсионеры из Европы, в основном – Германии.
Популярность таких курортов, как Солнечный берег или Золотые пески, объясняется просто – пяти- и четырехзвездные отели первой линии предоставляют отдых по системе «все включено» всего за 40 000 – 50 000 рублей на человека в течение 10 – 12, а то и 14 дней. К тому же в Болгарии можно устроить себе недорогой шопинг. Местные фабрики славятся качественными трикотажными изделиями, довольно развито кожевенное производство. В докризисное время автору этой статьи удалось приобрести несколько симпатичных футболок и свитеров в пределах 400 – 800 рублей за каждый. Также все побережье вблизи города Варна было буквально завалено дизайнерской и, что немаловажно, натуральной кожаной обувью стоимостью всего 1 000 – 2 500 рублей за пару.
Сегодня ценовая политика для соотечественников несколько изменилась. Нет, цены болгарских производителей остались примерно на том же месте. А вот соотношение рубля и болгарского лева выросло не в нашу пользу. Если два года назад при расчете примерной стоимости товара в рублях нужно было умножить цену на 20, то сегодня – уже на 40. О том, как в принципе изменился отдых в Болгарии для русского туриста за последние два года, я и собираюсь рассказать. Итак, обо всем по порядку…
Болгарские окрестности
О том, чем был отличен отдых в Болгарии в летний сезон 2016 года, рассказала Ирина АРТЕМЕНКО, директор турагентства ООО «Гранд Вояж»:
– В этом году туристический поток за границу упал примерно на 20%. При этом многие клиенты сменили привычные направления отдыха, например, вместо Турции полетели в Болгарию. Такие туристы не готовы отказаться от более качественного заграничного сервиса, широкого выбора концепции питания на отдыхе, системы «все включено» в пользу отечественных курортов. В минувшем сезоне в среднем отдых в Болгарии, с вылетом чартерным рейсом из Омска, на каждого взрослого в течение 10 дней пребывания обходился в 60 000 рублей. При этом не стоит забывать, что в Болгарии обширная экскурсионная программа. Но если речь идет о шопинге, то специализированных шоп-туров эта страна не предоставляет, шопинг здесь устроить можно, но вполне обывательский. Несмотря на ряд минусов, они незначительны, и обычно туристы оставляют положительные отзывы о стране.
Сегодня, равно как и в докризисное время, Болгария была и остается страной небогатой. Улицы прикурортных городов Варны и Бургаса от наших почти ничем не отличаются. Везде натыкаешься на мусор, облезлые стены зданий, разрушенные бордюры и неровные тротуары, нецензурные надписи и мрачное граффити, нищих и попрошаек. Одно небольшое отличие, пожалуй, это присутствие старинной архитектуры. Бродя по узким, выложенным камнем улочкам, хочется завернуть в каждый уголок, заглянуть в каждую кованую калитку с виньетками. Здесь много церквушек. Дворы увиты плющом и ветвями винограда. Болгария идеально подойдет любителям таких вот неспешных прогулок. Главное – сохранять бдительность, удаляясь от центральных проспектов и магистралей. Несколько раз мне удалось приметить подозрительных молодых людей, следующих за зеваками.
Но по большому счету в городах мало интересного. Если вы хотите более ярких впечатлений, отправляйтесь на экскурсию. В среднем за 2 000 – 3 000 рублей с человека вас свозят в старинный город Несебр. За эти деньги вы просто сможете прогуляться по городу из белого камня, завернуть в небольшое кафе. Чашка черного ароматного кофе с перцем обойдется в 150 рублей. Два года назад ее цена была втрое меньше.
Можно заказать экскурсию на сутки. Доплатив еще 5 000 – 6 000 рублей, вы сможете не только прогуляться по Несебру, но и покататься на лодке, попробовать болгарского козьего сыра, местного вина, хлеба, а также останетесь ночевать в одном из гостевых домиков. Комнаты оформлены просто, но «под старину». Кровати застелены вязаными или сшитыми вручную покрывалами. На столах – тканые скатерти с вышивкой.
Еще больше этнических мотивов присутствует в другой экскурсии – в болгарского село. За 10 000 рублей (два года назад – всего за 6 000 рублей) вас привезут в этнический центр, расположенный в настоящей горной деревушке. Встретят хлебом-солью под звуки волынки, напоят вином из деревянных бочек. В перерыве между застольем покажут, как живут сельские болгары, похвастают заготовками в банках для зимы, разрешат спуститься в погреб. Местные кузнецы и гончары продемонстрируют свои изделия, если повезет и гончарный круг будет в работе, дадут полепить. Вид болгарской деревни несравнимо лучше российской. Здесь аккуратные, ухоженные огороды, домики с красной крупной черепицей, картинные козы, пасущиеся на ярко-зеленой траве, очаровательный горный рельеф и потрясающий закат! В конце дня, когда уже с ног валишься от впечатлений, молодые болгары поют и танцуют в национальных костюмах для гостей.
Негостеприимные хозяева
Главное, что отмечаешь для себя при близком общении с болгарами, так это то, что русские туристы здесь не в почете. Может, к немецким гостям их больше располагают щедрые чаевые. Но за два приезда в эту страну меня не покидало чувство если не неприязни со стороны болгар (хотя и такие бывали среди обслуживающего персонала гостиницы), то точно чувство полного равнодушия. При этом во время посещения платных экскурсий, пусть и натянуто, и наигранно, но мне хоть улыбались.
В супермаркетах за вами пристально следят – а вдруг что упрете. В магазинах с одеждой – неохотно приносят одежду и обувь на примерку. В более дорогих магазинах, торгующих дорогими местными брендами, продавцы натягивают откровенную гримасу недовольства – мол, вот и нищие русские пришли… Однажды я даже подслушала, как два болгарина в соседних сувенирных лавках с удивлением обсуждали нашу семью, мол, русские, а так хорошо одеты и вежливо общаются. Зачастую, в общественных местах спокойствие нашего отдыха и доброжелательность хозяев спасало наличие маленького ребенка – с дочкой все сюсюкали и не одаривали нас лишний раз неприязненным взглядом.
Европейский уровень обслуживания отелей, прославляемый рекламными проспектами, до европейского дотягивает разве что в мечтах. Здесь вина, пиво и другие напитки не льются рекой, как в Турции и Египте. Туристу с браслетом «все включено» за вечер позволят опорожнить 2-3 стакана, после начнут коситься, причем всей сменой. В отелях по системе шведского стола вам будет не хватать обилия мясных блюд, традиционных для россиян. Зато всегда много салатов, тушеных, маринованных, пожаренных на гриле овощей, выпечки и сырных тарелок.
– Болгария – это не исключительно положительные эмоции. Столкнуться можно и с вещами, омрачающими столь желанный отдых, – рассказала «КВ» представитель крупной фармацевтической компании в Омске, пожелавшая остаться инкогнито.– Во-первых, сами болгары. Да, вроде братья-славяне, но с замесом крови цыган и турок при недавно появившемся внутреннем осознании себя абсолютными европейцами. Отсюда встречающееся желание надуть и схитрить, и кое-где появившееся высокомерие и негатив по отношению к русским братьям. Видимо, это явление – следствие большого желания стать из младших европейцев хотя бы средними или, по крайней мере, быть признанными старшими. К счатью, явление это встречается в Болгарии не повсеместно, но если столкнетесь – не удивляйтесь.
Во-вторых, оценивая, «совок» Болгария или «не совок», как ни крути, элементы первого будут бросаться в глаза. Неухоженных мест много, несмотря на то, что вы вышли с территории отеля 5 звезд. Раздолбанные тротуары, состояние домов и улиц в целом, недостаточное количество зелени еще пережить можно, а вот количество мест, где ландшафт украшен мусором, уже сильно напрягает.
В-третьих, тема мусора и неухоженности получает свое развитие на пляже. Пляжи-то в Болгарии, по сути, все муниципальные. И даже если у вашего отеля есть свой участок пляжа, где все хорошо и платно, рядом обязательно будет бесплатный кусок, который в качестве муниципального вы опознаете мгновенно. Хорошо, что выбор – платить или не платить – существует. Плохо, что муниципалитет не справляется с уборкой на принадлежащей ему собственности.
Дары природы
С детства мы знаем, что Болгария производит косметику и духи с добавлением розового масла. Но если у советского гражданина качество этой продукции сомнений не вызывало, сегодня сами болгары говорят о многочисленных подделках. На самом деле производство розового масла упало в разы. Долина роз, расположенная в нескольких десятках километров от города Варна, ежегодно собирает в среднем 10-12 тонн розовых лепестков. И львиная доля драгоценной эссенции уходит на экспорт. Для производства собственной косметики остается не так много. В качестве альтернативы болгары стали производить косметику на основе лаванды, оливы и винограда. При этом мне удалось насчитать не меньше двадцати различных марок косметики, основанной на розовом масле. Каждая линейка включает и кремы, и мыло, и шампуни, и тоники, и даже косметику для мужчин. При этом ценовой разброс варьируется от 1 лева до 150 левов за флакончик. Какой взять, сразу и не поймешь. Местные жители предпочитают марку «Болгария». Косметика этой марки разлита во флакончики розового цвета, на этикетке изображен цветок. Стоимость одной единицы два года назад составляла 6 – 8 левов, сегодня производитель (а может, просто торговец) просит 10 – 15 левов.
Чтобы посмотреть на дивные поля с драгоценными цветами в Долине роз, сюда нужно приехать в начале мая, когда растения в цвету. Дорога от Варны на такси обойдется примерно в 500 – 600 рублей в одну сторону. Также славится среди приезжих местный ботанический сад. Он расположен здесь же. Его посещение будет стоить 200 – 300 рублей.
Вера для туриста
В Болгарии не счесть различных церквей, монастырей и мест для православных паломников. Вблизи Золотых песков расположен, наверное, самый загадочный в этом ряду монастырь Аладжа. Вся его загадка заключается в том, что высечен он в скале, имеет несколько этажей, и чтобы осмотреть кельи монахов-отшельников, живших здесь еще в византийский период, вам придется воспользоваться современными металлическими ступенями высотой метров в 50. Вход в музей – недорогой, всего 10 левов с человека.
Ортодоксальное название скального комплекса – монастырь Святой Троицы. В настоящее время он необитаем и объявлен памятником культуры национального значения. Вокруг Аладжи ходит много легенд. Одна из них рассказывает о том, что в лесах вокруг монастыря можно встретить монаха-отшельника. Во время встречи он спросит вас о том, как сейчас живут люди. И получив ответ, закроет глаза и исчезнет.
Легенда красивая, но вместо отшельника рядом с монастырем мы нашли местных умельцев, наперебой торгующих серебряными иконами и подвесками, керамическими тарелками и магнитами с монастырской символикой. Они охотно торгуются, и декоративную тарелку на стену с симпатичным узором можно приобрести за 25 – 30 левов вместо 40 – 50, запрошенных изначально. На побережье такая же будет стоить не меньше 100 левов. Керамические магниты в городах и на остановках болгары продают в среднем за 3-5 левов, в курортной зоне цена каждого вырастет вдвое, а то и втрое. Болгарские мастера вообще славятся своей керамикой, поэтому советую поискать что-то нетривиальное, например свистульки, колокольчики, игрушки для детей из обожженной глины.
– София показалась безликим городом, неинтересным, особо показывать гостям там нечего, кроме трех-четырех достопримечательностей, – поделился с «КВ» директор ООО «Биомедсервис» Олег МИРОШНИК, на днях прехавший из Болгарии. – Еще посетил с коллегами Пловдив, этот город более интересный с исторической точки зрения, но тоже на одну-две экскурсии. Собственно болгарская история неглубокая ведь, может, это влияет. Пытался в Пловдиве купить картину, но тоже не получилось – в основном туристический ширпотреб. Виды старого Пловдива, женские фигуры – таков превалирующий ассортимент картинных галерей. Это тоже говорит о слабо выраженном человеческом потенциале, на мой взгляд. Подчеркнутой самобытности, поиска национальной идеи я не увидел, по крайней мере, в разрезе туристических троп. На побережье не был, но, как говорят знакомые, сервис плохенький, пляжи грязные. Недаром сами болгары предпочитают деньги на отдых тратить в Греции. Живут за счет аутсорсинга, гордятся, что программисты у них хорошие. А еще дешево продают землю транснациональным компаниям, те там строят производства и из местных деревень сгоняют низкоквалифицированных рабочих. Тем и живут. Даже сельское хозяйство в этой стране сейчас, как я понял, перекраивается – от выращивания традиционных бобовых крестьяне уходят, потому что государство дает целенаправленно субсидии на зерновые. В целом зрелище грустное.
Магазинный переполох
Сегодня население Болгарии вовсю возрождает былые производства легкой промышленности, привлекает к работе именитых западных дизайнеров. Среди самих жителей популярностью пользуются такие бренды, как Lefterova, Rose Bulgaria, I Love Bulgaria. Первый занимается производством трикотажа с интересными принтами – откровенными фотографиями мировых звезд, или, например, на шее может быть изображен намотанных шарф, причем с дырками и потертостями. Цена изделия, в зависимости от креативности, два года назад составляла 40 – 50 левов. Верхняя одежда бренда стоила 100 – 200 левов за единицу. Сегодня бренд стал уже более дорогим и респектабельным, поэтому цены выросли втрое.
Вторая марка и сегодня, и два года назад изготавливает исключительно женскую одежду. Это майки, юбки, трикотажные блузы и кофты. Как и тогда, сегодня цена изделия не превышает 40 – 45 левов.
Наконец, третий по счету бренд специализируется на изготовлении кожаных сумок, чехлов, футляров и кошельков. Работа ручная. Так, небольшая сумочка в виде мишки, крокодила, совы продавалась пару лет назад за 1 000 – 1 500 рублей. Сейчас стоимость выросла в полтора-два раза.
Кроме исключительно болгарских брендов, нашему покупателю можно поживиться в местных торговых центрах одеждой европейских и мировых концернов. Ни для кого не секрет, что такие производители, как H&M, Zara, адаптируют ежесезонные коллекции для каждой страны. По сравнению с Россией и, в частности, Омском здесь представлены более современные и креативные модели одежды, обуви, полные линейки Pierre Cardin, Tom Tailor, которых у нас не сыскать днем с огнем. При этом цены несколько сдержанней. В среднем в полтора раза дешевле.
Стоит также заметить, что по сравнению с предыдущими временами торговцы на побережье перестали торговать болгарскими или турецкими товарами. Сказалось падение рубля, ударившее по нашим кошелькам. Для русского туриста они всегда теперь рады предложить вещи Made in China, вот только в Омске они вам обойдутся значительно дешевле. Поэтому на шопинг отправляйтесь в соседний город.
О том, когда выгодно делать покупки в Болгарии, поведала Юлия ШАБАНОВА, директор турагентства ООО «Все включено»:
– Шопинг в Болгарии выгоден в конце летнего сезона, конец августа – начало сентября, когда европейские бренды предоставляют значительные скидки на сезонные коллекции товаров. И небольшое количество туристов готово ехать сюда за покупками. В основном в Болгарию летят на отдых семьи с детьми. Кроме того, в текущем году страна еврозоны несомненно проигрывала таким направлениям, как Вьетнам, Тунис, Греция. Из-за не столь разнообразной системы питания, отсутствия широкого спектра дополнительных развлечений и сервисов на территориях отелей. Общая доля вылетов в Болгарию в силу не самой низкой стоимости не превысила 10-15% от потока туристов, отправившихся на отдых за границу. Как правило, если путешественники выбирают данное направление, они отдают себе отчет в том, что сервис будет ниже, чем в Турции или Египте.
Слово гастрономии
Кухня Болгарии выделяется особым пикантным вкусом, острыми приправами, обилием овощей и пристрастием к открытым очагам и глиняной посуде. Стоит попробовать знаменитые фаршированные перцы, «лютеницу» (острую пасту, которую мажут на хлеб), гювеч (тушеное мясо с картофелем и овощами) и баницу – пирожки из слоеного теста с творогом, тыквой или брынзой. Болгары вообще отличаются пристрастием к брынзе – традиционный салат «Шопский», который вы найдете в меню любой забегаловки и любого респектабельного ресторана, еще одно тому подтверждение.
Привычные кафе и рестораны в Болгарии, конечно, есть, но для правильного знакомства с кухней страны будет не лишним узнать местные названия точек общепита и их суть. Часто здесь можно встретить небольшой семейный ресторанчик, оформленный под сельский дом – дерево, кирпич, керамика, старая посуда, предметы сельского быта, скатерти и тарелки в орнаментах. Средний чек в курортной зоне без напитков составит порядка 20 левов. В менее раскрученных местах – 12-15 левов.
На каждом шагу болгары зазывают туристов в сладкарницы – местные кондитерские. В среднем кусочек торта или пирожное будут стоить от 1,5 до 3 левов. Нередко здесь предлагают домашнее мороженое – от 1 лева за порцию.
Все народы в той или иной степени гордятся своим «самым-самым» алкоголем. В Болгарии это фруктовая водка ракия. Делают ее из сливы, персика, груши, яблока, абрикоса, черешни, винограда, настаивают на травах – дегустировать все сорта не хватит никакого здоровья и отпуска. Менее раскручены, но тоже стоят внимания анисовая мастика, мятные и розовые ликеры. Закупаясь алкоголем, не забывайте про таможенные лимиты. В качестве подарка для всей семьи везите рахат-лукум. Он не такой сладкий, как турецкий, но очень ароматный, вкусный и недорогой (2 – 3 лева за 100 гр). Сюда же добавим нугу с орехами, конфитюры из лепестков роз и конфеты пловдивской кондитерской фабрики.
Обязательно попробуйте луканку – местную сырокопченую колбасу. Продукт этот непритязателен к транспортировке, так что можно смело увезти домой. А еще не забудьте про травяные чаи для холодных зимних вечеров и специи – душистые и будоражащие аппетит.